Проблема функциональной асимметрии в дифференциальной психофизиологии
Содержание статьи
- 1
- 2 Историческая справка.
- 3 Несколько подходов к пониманию функциональной асимметрии:
- 4 Функциональная асимметрия
- 4.1 Так что же такое функциональная асимметрия: ошибка природы или закон?
- 4.2 Базовые положения по функциональной асимметрии:
- 4.3 Асимметрия рук. Чем же закончилась борьба за асимметрию рук?
- 4.3.1 В целом можно сказать, что все перечисленные концепции деляться на два класса:
- 4.3.2 Асимметрия ног.
- 4.3.3 Асимметрия ходьбы. Пример, пустыня — хождение по кругу.
- 4.3.3.1 Асимметрия зрения. Анализ идет по предпочтениям одного глаза
- 4.3.3.2 Асимметрия по речи.
- 4.3.3.3 Центры речи у левшей:
- 4.3.3.4 Асимметрия по интеллекту.
- 4.3.3.5 Влияние профессинальной деятельности на асимметрию.
- 4.3.3.6 Вторая сигнальная (речевые функции) + асимметрия рук. В чем связь?
- 4.3.3.7 Праворукость и нарушения умственного развития (интелекта). Точки зрения:
- 4.4 Похожие статьи:
Историческая справка.
Представления ученых первой половины 20 века о доминантности левого полушария у правшей не оправдались. В большинстве случаев асимметрия рук, ног, зрения и слуха у одного человека не совпадают.
Несколько подходов к пониманию функциональной асимметрии:
- право- леворукость как частное проявление односторонности тела по всем функциям — Г.Хемфри, 1861; Дж. Ле Конти ( впервые термин право- леворукости употребил Ле Конти)., 1884; Дж.Бирфлит, 1897.
Хемфри: ведущая рука совпадает с ведущей ногой + ведущий глаз;
Бирфлит: указал на степень функциональной асимметрии ( у правшей лучше работает работают все системы на правой стороне);
- доминантность полушарий носит врожденный характер, «право- левомозговость», а праворукость есть частное проявление левомозговости;
- критика доминантности в 20-30 годы 20 века: 2/3 людей выпадают из этой теории; доминирование различных парных органов не зависит от доминантности полушарий.
- доминантности не существует, а право-леворукость есть результат тренировки.
Функциональная асимметрия
Концепция межполушарной ассиметрии. Это доказывалось опытами на больных (Сперри, нобелевский лауреат — опыты с действиями разными руками) эпилепсией: поражение правого — утрата чувства реальности и собственной личности, плохая ориентировка — не может найти выход из комнаты, чрезмерная коммунмкация без смысла; поражение левого — нарушение самоидентификации личности, провал мыслей или мысли мешают друг другу, отключение сознания (сумеречное сознание).
Провели даже измерения статуи Венеры Милосской и там обнаружили асимметрию тела.
Парапсихологические феномены в основном связывают с правым полушарием (правое полушарие не подчиняется правилам формальной логики, не связывается с причинно-следственными связями и не ограничено рамками вероятностного прогноза. Поражение одного из полушарий приводит к растормаживанию и гиперактивности другого. Правое полушарие связано в основном с чувствительной сферой, а левое — с двигательной.
Таким образом, левое полушарие — аналитическое, знаковое, а правое — синтетическое, образное, дает гештальты (например, восприятие гетерорисунков при рассечении комиссуры). Поэтому предполагалось, что у тех людей, которые имеют более развитое левое — выше мыслительные способности.
Так что же такое функциональная асимметрия: ошибка природы или закон?
В мире существует как симметрия (рацемата) так и асимметрия в органической и неорганической природе. Это показано на всех ступенях развития животного мира.
Существование ассиметрии функционирования доказывается сегодня по многим системам: слуховой, зрительной, вестибулярной, эмоциональной и т.п. Например, различия по зрительному восприятию (классификация по Л.И. Леушиной).
левое полушарие | правое полушарие |
лучше узнают стимулы
вербальные | невербальные |
легко различимые | трудно различимые |
знаковые | незнаковые |
лучше воспринимают задачи
оценка времени | оценка пространства |
установление сходства | установление различий |
установление идентичности стимулов по названиям | установление физической идентичности |
переход к вербальному кодированию | зрительно-пространственный анализ |
Особенности процесса восприятия
аналитическое восприятие | целостное восприятие (гештальт) |
последовательное восприятие | одновременное восприятие |
абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание | конкретное узнавание |
Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова (1981) предложили классификацию функциональных ассиметрий в целом: моторная; сенсорная; психическая.
Вместе с тем, сегодня существует негативный взгляд ряда ученых на концепцию межполушарной ассиметрии, которые больше говорят о концепции билатерального взаимодействия (чем лучше праворукий человек использует возможности своего правого полушария, тем больше он имеет возможностей) или о взаимодополняющем сотрудничестве полушарий ( в данной концепции предполагается доминирование одного из полушарий лишь на определенной стадии, определенные операции и действия).
Часть ученых (начало и середина 20 века) рассматривает функциональную асимметрию как признак дисгармоничного развития личности и болезнях, особенно леворукость. Отдельные считали даже, что «левша» это атавизм (среди них много эпилептиков и воров, умственной отсталости, это признак дегенерации). Считалось, что амбидекстры выше по развитию. Американцы начали осуществлять обоерукое обучение, создана даже комиссия при Академии. Возникло движение «левокультуристов».
Кроме того, существует и индуктивно-дедуктивная теория латеральной специализации мозга (В.Л.Бианка): правое работает по принципу дедукции (синтез а потом анализ информации), левое — принцип индукции (сначала анализ и потом синтез информации).
Базовые положения по функциональной асимметрии:
- функциональная асимметрия есть общебиологический принцип развития. Приведу одну из концепций. На каждом этапе развития симметрия и асимметрия строятся в зависимости от сложности функций по принципу пирамиды: симметрия — асимметрия как случайное развитие — постоянная асимметрия ( распределение Л и П у особей вида поровну — рацемично) — высший этап, т.е. превалирование асимметрии одного вида. Рацемата сдерживает свободу использования энергии протоплазной в эволюции, а асимметрия — наоборот.
Таким образом, праворукость не случайна — это результат прогресса, экономизации усилий животного (человека) в новых условиях Среды.
Праворукость сформировалась под влиянием деятельности человека, закрепилась генетически и проявляется в поколениях. Наибольшая асимметрия по праворукости выражена по мышцам кистей, но проксимальная асимметрия мыщц выражены меньше.
- это принцип развития всего живого — ускорение развития и адаптации к среде за счет асимметричного строения и функционирования.
Праворукость не случайна — это результат прогресса, экономизации усилий животного (человека) в новых условиях Среды.
Праворукость сформировалась под влиянием деятельности человека, закрепилась генетически и проявляется в поколениях. Наибольшая асимметрия по праворукости
По Ананьеву Б.Г.
Исследования пространственной ориентации привели к теоретическим представлениям о том, что кроме основного кортико_ретикулярного контура нейропсихического регулирования поведения и индивидуального развития, существует и с возрастом приобретает все большее значение дополнительный контур, воплощенный в парной работе больших полушарий головного мозга. Эвристична гипотеза Б.Г. Ананьева о том, что большие полушария головного мозга поочередно выполняют информационную и энергетическую функции по отношению друг к другу, обеспечивая таким образом высокую работоспособность нервной системы в сложных условиях деятельности типа стресса и при возрастном угасании энергетической функции основного кортикоретикулярного контура регулирования.
Подробно о негативном взгляде на функциональную асимметрию
Асимметрия рук. Чем же закончилась борьба за асимметрию рук?
- установлено, что использование одной руки, асимметричная нагрузка мышц приводит — нарушение осанки и сколиозу (искривление позвоночника);
- насильственное переучивание левшей усилило развитие невроза и соответственно невроза речи — заикание;
- опросы левшей показали, что это им вовсе не мешает, а правшам и подавно;
- создана была даже международная ассоциация левшей за отстаивание своих прав;
- всего в 300 професcиях требуется участие двух рук;
- обнаружили, что при упражнениях одной руки, происходит прирост тренированности другой ( по силе, быстроте, выносливости, статическому усилию).
Асимметрия рук — праворукость. История становления:
- китайские археологи по скелету питекантропа (850 000 лет назад) установили его праворукость;
- праворукость неандертальцев была установлена по наскальным рисункам;
- установлена праворукость человека в неолитический период (8500 лет до н.э.) по предметам утвари;
- предполагается, что левшей в то время было около 30%.
Почему правая рука оказалась предпочтительней? Разные подходы:
- причина в морфологии — морфологи и анатомы — различия в строении речевых зон полушарий:
Праворукие — Леворукие:
да | нет | обратно | да | нет | обратно | |
Сильвиева борозда выше справа |
67 |
25 |
8 |
20 |
70 |
10 |
Задниг рог бокового желудочка длиннее слева | 60 | 30 | 10 | 38 | 31 | 31 |
Лобная доля шире слева | 61 | 20 | 19 | 40 | 33 | 27 |
Затылочная доля шире слева | 66 | 24 | 10 | 36 | 48 | 26 |
Лобная доля выдается справа | 66 | 20 | 14 | 35 | 30 | 35 |
Затылочная доля выдается слева | 77 | 10,5 | 12,5 | 35 | 30 | 35 |
- причина в патологии левого полушария — клиницисты: анцефалиты, родовые травмы;
- причина в эмбриологии — эмбриологи: положение плода в утробе матери (1828) — плод лежит на левой стороне (60-70%) а правая рука свободна; одна половина головы плода сдавливается больше и изменено ее питание веществами; неодинаковое кровоснабжение полушарий (левое снабжается лучше т.к. развита левая сонная артерия).
- функциональные гипотезы: клиницисты + физиологи — левая рука находится рядом с сердцем и при заболеваниях она отключается; левая рука защищает сердце, а правая для оружия; причина в асимметрии зрения.
- причина в обрядах — религия;
- космическая теория — вращение земли в одну сторону (силы Кориолиса): северное полушарие — правши; южное — левши; на экваторе — амбидекстры. Доказательства: характер написания письма народами — евразия слева направо, а южное полушарие справа налево, а на экваторе сверху вниз
- генетическая теория Флисса: 1) бисексуальность ( две половинки в каждом М и Ж) потому и неравное развитие; 2) иногда указывают на то, что есть один ген с двумя аллелями (R- праворукий доминантный и L-леворукий рецессивный) — праворукость дает RR, RL; 3) рукость есть функция двух генов: один ген с двумя аллелями — определяет доминантное полушарие и ведущую руку ( аллель L является доминантным и опеределяет центр речи в левом полушарии, а аллель r является рецессивным и определяет центр речи в правом); второй ген определяет полушарие для управления рукой — контрлатеральное (доминантный аллель С) или ипсилатеральное (рецессивный аллель).
Таким образом получается: человек с генотипом L r CC — это правша с центром речи в левом полушарии; генотип L r cc центры речи будут в левом полушарии, но он будет левшой.
4) В другой генетической концепции утверждает, что есть ген с фактором «правого сдвига». Наличие «фактора» приводит к праворукости, а его отсутствие дает 50 на 50
В целом можно сказать, что все перечисленные концепции деляться на два класса:
обоснование врожденности или приобретаемости лево/праворукости. Сторонники приобретаемости «рукости» используют следующие аргументы:
- ношение детей матерью на правой руке;
- дети спят на левом боку;
- асимметрия центра тяжести тела
- сила рук меняется с возрастом в пользу правой руки и это приводит к рукости, но по мере наступления старения (инволюции) — процентное соотношение левых, правых и амбидекстров по количеству снижается
- рукость появляется не сразу — первые признаки рукости наблюдаются в возрасте от 5 до 7,5 месяцев и это зависит от формы, окраски предмета и расстояния до него.
Таким образом, ответ на вопрос о том, является ли рукость врожденной или приобретенной характеристикой зависит от от избранного показателя функциональной асимметрии рук: скоростно-силового (врожденное); двигательные умения (приобретенное).
Леворукость. Доказательства врожденности: наличие леворукости у родителей или родственников; наличие леворукости у отца и матери.
Асимметрия ног.
Существовала точка зрения, что праворукость сочетается с левоногостью (теория перкрестной инервации конечностей) и это врожденный феномен. Проводили следующие психомоторные испытания: прыжки (толчковая нога); удар по мячу (маховая нога); копание лопатой (нога на лопате); натирание пола, скольжение по льду (передняя нога); работа на швейной машинке ( нажимание на педаль); надевание брюк (вдеваемая первой); накладываение ноги на ногу (сверху); стояние (опорная); шаг назад ( какая нога).
Результат- противоречивый, хотя процент совпадений высокий от 60 до 96% . О чем это говорит:
- праворукость и функциональная асимметрия ног — явления неравнозначные;
- механизмы появления праворукости и функциональной асимметрии ног разные;
- вывод о врожденности праворукости вполне правомерен, но для асимметрии ног этого мало, считается что это прижизненное приобретение;
- определение того, будет нога «ведущей» или нет зависит от ее функции в испытании;
- есть зависимость и от особенностей самого действия, т.е.необходимо учитывать специфику спортивной или профессиональной Д при психомоторных испытаниях;
- в происхождении асимметрии ног необходимо факторы силы и координации рассматривать отдельно.
- с возрастом количество школьников, которые отмечают у себя толчковую ногу увеличивается, больше у мальчиков, чем у девочек (интересно, что опорная или толчковая функция ноги приводит к тому, что она становится длиннее — нагрузка как бы нейтрализует действие вешеств по сдерживанию роста трубчатых костей, а тяжесть стимулирует рост костей в длину)
Асимметрия ходьбы. Пример, пустыня — хождение по кругу.
Точки зрения:
- более длинная правая или левая нога;
- разница в углах разворота стоп — у правой ноги такой угол разворота больше;
- смещение центра тяжести тела (несостоятельно);
- влияние поворота головы, т.е. шейные и вестибулярные рефлексы (несостоятельно);
- разница в силе ног — неясно.
Таким образом, и в асимметрии ходьбы не подтверждается концепция о правосторонности двигательной асимметрии и доминантности полушария по всем двигательным функциям, т.е. праворукость есть явление уникальное в сфере асимметрии человека.
Асимметрия зрения. Анализ идет по предпочтениям одного глаза
прицеливание; острота; величина поля зрения и др. Процедура диагностики «глаза прицеливания» открывалась трижды. Первый — португалец Ла Порта 1563, второй — американец 1928 г., третий — русский 1963. Данные разных авторов:
автор | кол-во обследованных | ведущий правый глаз | ведущий левый глаз | ведущий глаз отсутствует |
1925 | 1000 | 77,7 | 22,3 | — |
1927 | 1002 | 68,6 | 24,8 | 9,7 |
1929 | 500 | 62,6 | 30 | 7,4 |
1931 | 1000 | 74 | 22,5 | 3,5 |
1932 | 526 | 69,8 | 25,5 | 4,6 |
1932 | 502 | 77,2 | 22,8 | — |
1933 | 877 | 69,3 | 29,3 | 1,4 |
1949 | 805 | 62,3 | 17,1 | 20,6 |
Сравнили праворукость и предпочтения по глазу прицеливания, получилось соответственно 65% (глаз) и 95% (правая рука). Таким образом у 30% испытуемых «глаз» не определен праворукостью, т.е. не совпадение с теорией доминантности полушария.
Асимметрия не подтвердилась по остроты зрения, величине поля зрения, аккомодации, рефракции и др.показателям.
Асимметрия по слуху. Имеет место. Точки зрения:
- предпочтения правого уха при восприятии слов — исследования на новорожденных и взрослых (от 65% и более) — значит в левом полушарии есть структура, которая это обеспечивает; наблюдается «эффект правого уха», т.е. преимущесто ЛП при вербальном прослушивании, больше по слогам и меньше по словам.
- выявлено несовпадение лево /праворукости и уха ( от 50 % до 1/3);
- по остроте слуха различий по правому и левому уху не выявлено.
Асимметрия по вестибулярному аппарату. Диагностировали по продолжительности нистагма при вращении: вправо — преимущественно левый лабиринт, а влево — преимущественно правый лабиринт. Асимметрия не выявлена. Однако замечено, что под воздействием тренировок асимметрия появляется (привычная сторона вращения фигуристов, летчиков (до 80% разворот влево).
Асимметрия по речи.
Диагностировали по параличу, поражению левой или правой половины тела или конечностей. Впервые сообщил француз Марк Дакс в 1836 году. Вторым — Поль Брока в 1866 году. Первенство отдали Брока.
Примерно через 100 лет в 1965 году Пенфильдом и Робертсом установлено:
- в понимании речи участвуют два полушария, а не одно (слуховые и зрительные импульсы поступают в оба полушария;
- моторный артикуляционный аппарат зависит от коркового механизма голосового контроля, который расположен в обоих полушариях в роландовой моторной области;
- идеационный речевой механизм (словесный двигательный образ, память звучания слов) связана только с функцией одного полушария;
- умения писать и читать связано только с одним полушарием;
- память понятий не связана с одним полушарием и независима от речи.
Дальнейшие исследования ученых дополнили данные представления, а именно:
- правое получшарие берет на себя функции автоматической речи;
- доминантность полушария зависит от того, какой язык изучается (пример японцев);
- правое полушарие дает речи эмоциональную окраску;
- у детей признается двухстороннее представительство речи;
- подростки имеют симетричность слухоречевых функций;
- подростки имеют чаще правополушарное доминирование по речи (связано с генетической запрограммированностью более быстрого развития правого полушария).
Центры речи у левшей:
- в 70% случаях располагаются как и у правшей в левом полушарии;
- 15% левшей речь контролируется правым полушарием;
- 15% — задействованы оба полушария.
Асимметрия по интеллекту.
Левое полушарие — аналитическая стратегия обработки информации, рационально-логическое и индуктивное мышление, вербально-символические функции.
Правое полушарие — синтетическая стратегия, пространственно-интуитивное и дедуктивное, образное мышление.
Таким образом, имеет место интеграция полушарий и доминантность по интеллекту как бы двоякая: вербальный интеллект — левое полушарие, невербальный интеллект — правое.
Зрительно-пространственная ориентировка. Основные мнения:
- при поражении правого полушария (или левосторонний паралич) в основном и нарушается (78% случаев и 238 проанализированных): анозогнозии — 37, неразличение право/лево (амбидекстры — сено/солома) — 34; незнание частей тела (аутотопагнозия) — 21; отсутствие или чуждость конечностей — 24; появление третьей конечности (псевдополимелия) -6.;
- зрительно-пространственные нарушения не всегда связаны с поражением правого полушария, установлено, что меньше страдает та, функция, которая приобретено позже в онтогенезе; нарушения схемы тела могут иметь место и при поражении левой теменной доли;
- при правопулушарном поражении наблюдаются конфабуляции (болтать) — это вымыслы, принимающие форму воспоминаний, ложные воспоминания, галлюцинации памяти; псевдореминисценции — искаженные воспоминания, иллюзии памяти;
- при поражении левого — снижение интеллектуально-мнестических процессов.
Эмоции и асимметрия. Точки зрения:
- эмоции (положительные + негативные) связаны исключительно с правым полушарием;
- положительные эмоции связаны с левым полушарием, а отрицательные — с правым. Для доказательства использовали барбитураты — выключали поочереди полушария.
При выключении правого полушария — наблюдалось эйфорически-маниакальное состояние (дурашливость, бестактность, неадекватное поведение), а при выключении левого — депрессивно-катастрофическое
- все зависит не от полушария, а от самого процесса протекания эмоций, т.е. специфики эмоционального процесса.
Эмоции невербального, наглядно- действенного характера — это вотчина правого полушария. Эмоции речевые, смысловые (наверно юмор, сатира), мнительные — это левое.
Влияние профессинальной деятельности на асимметрию.
Во-первых, усиление функциональной нагрузки на одну руку увеличивает как функциональную, так и морфоролгическую асимметрию
Во-вторых, деятельность может увеличить или уменьщить степень выраженности асимметрии (гипертрофирование или маскировка асимметрии).
Центральные механизмы функциональной асимметрии.
Речь пойдет о коре ГМ, подкорковых образованиях, доминанте, второй сигнальной системе, умственном развитии и праксии.
Кора ГМ. Исследование ЭЭГ в состоянии физиологического покоя по альфа ритмам: одинаковы в обоих полушариях или имеет место электрическая активность попеременно. В состоянии готовности к действию активизируется левое у правшей. Т.О. асимметрия не выявлена.
Исследование симметричных мышц в покое — аналогично.
Исследование при произвольных актах выявило асимметрию: при представлении ранее виденного предмета; при одинаковой работе обеих рук (более раннее начало и позднее окончание альфа ритма, генерализация очага по левому); сжимание динамометра — депрессия альфы в левом более продолжительная.
ЭЭГ и поведенческие исследования говорят о типичных функциональных различиях между ЛП и ПП еще в грудном возрасте: преобладание ПП в идентификации лиц и мелодий; а ЛП – в перцептивной идентификации вербальных стимулов. Паттерн функциональной асимметрии мозга формируется уже к трем годам. Окончательное доминанта по ЛП и речевым функциям устанавливается к моменту полового созревания. С возрастом увеличивается анатомическая асимметрия по височной доле, уменьшается ширина мозолистого тела, уменьшается асимметрия вызванных потенциалов полушарий (за счет созревания комиссуры).
Подкорка. Аналогичные результаты получены на идеомоторных методиках ( например, подготовка к сжиманию динамометра).
Все это позволяет сделать вывод о том, что праворукость связана не только с корой, но и с подкоркой полушарий, а также асимметрией функций мозжечка (ведущее правое полушарие мозжечка).
Эту точку зрения пытались опровергнуть экспериментами на животных: удаляли половинку мозжечка, разрушали пирамидный путь, повреждение хвостатого ядра; удаление теменной, затылочной, височной части коры — результат неубедителен. А вот удаление левой или правой фронтальной области коры давало эффект.
Доминанта. Ряд психофизиологов считает, что рукость есть следствие работы механизма доминанты в полушарии. За счет чего? 1) такой центр обладает повышенной возбудимостью и находится в полушарии ведущей руки — это подтверждается ЭЭГ и электромиографией; 2) центр притягивает к себе возбуждения из других центров; 3) обладает сопряженным торможением следовательно одна рука будет тормозить другую.
Вторая сигнальная (речевые функции) + асимметрия рук. В чем связь?
- изменение степени выраженности праворукости при патологии или нарушении речи ( заикающиеся левши от 40 до 70% проверенных) — есть сторонники этой точки зрения, есть и противники, а в целом выстаривают две схемы изменений асимметрии: а) асимметрия стремиться от праворукости к амбидекстрию; б) асимметрия стремиться от амбидекстрия в леворукость.
Исследования (Ильина) показали: глухонемые — изменений нет; заикающиеся дают снижение праворукости на 7,5 %. При этом имеет место:
- возникновение речевых нарушений при смене ведущей руки (заикание, задержка фраз) — заикание встречается у переученных насильственно детей левшей и не только у них.
- разнообразие связей между типами нарушений речи и степенью изменения праворукости: у алаликов больше изменений, а у заик — меньше, у глухонемых и вовсе нет.
Поскольку праворукость появляется у детей на 5-6 месяце, одновременно с двуслоговым лепетом — это говорит о зависимости развития речи от использования правой руки (а если не пеленать правую руку ребенка?)
Чем можно объяснить такие связи? — по всей вероятности близостью зон Брока (речевого центра) и зоны управления правой рукой в моторной и премоторной зоне (двигательного центра). Алалия и заикание есть нарушение корковых зон, а глухонемота — следствие дефекта периферии 8 черепной пары. Поскольку праворукость появляется у детей на 5-6 месяце одновременно с двуслоговым лепетом — это говорит о зависимости развития речи от использования правой руки ( а если не пеленать правую руку ребенка?).
Праворукость и нарушения умственного развития (интелекта). Точки зрения:
- первая, левша признак дегенеративности;
- вторая, такой связи нет. Среди умственно отсталых достаточное количество право руких и леворуких.
Так кто же прав?
- третья, имеет место отсталость умственная только у левшей, которые стали таковыми в результате мозгового повреждения. Исследовали учащихся олигофренов (стадия дебильности и имбецильности). Получили три группы: плохо успевающие — преимущественно имбецилы (праворукость 5,5%); средние — преимущественно дебилы (праворукость 7,2%), хорошо успевающие — средняя дебильность (праворукость в норме 10,5%).
Предполагается, что при нарушении втросигнальной системы асимметрия стремится несколько по другой схеме: от праворукости и леворукости к амбидекстрию.
Праксия. Точки зрения:
а) контроль за движением Л и П руки — только левым полушарием (например, считалось что движения Л руки, которым руководит правое полушарие, заимствованы из левого полушария — доказательства сводились к тому, что поражение правого полушария не приводит к апраксии, апраксия в левой руке наступает только при поражении мозолистого тела, а правая нормально действует);
б) доминантное полушарие препятствует движениям, которые исходят из недоминанатного полушария;
в) врожденная асимметрия определяется парными двигательными механизмами различных уровней ЦНС, т.е. имеются парные центры праксии в обоих полушариях, а предпочтение руки устанавливается за счет тренировки и контролируется парными кортикальными центрами, которые связаны мозолистым телом;
г) центры праксии имеются в обоих полушариях, но в доминантном полушарии они развиты лучше.