Психологические аспекты трудовой экспертизы
Содержание статьи
Представитель любой профессии может стать объектом трудовой экспертизы
и чем большие требования предъявляются к личности профессионала, тем тщательнее она проводится. В качестве примера расморим профессию летчика.
Место психологии в трудовой экспертизе летчиков бывает: прогностическая, решающей вопрос предугадывание, прогноза будущей летной деятельности свидетельствующее, и ретроспективной, оценивающей его летные результаты в прошлом и устанавливающей зачатки происшедших ошибок, привели к уменьшению комфорта и качества летного труда.
➡
Все практические вопросы авиационной психологии, относящиеся к экспертизе летчиков
распадаются на три основные группы вопросов:
— оценка и формирование летных способностей курсантов и летчиков;
— экспертиза причин снижения качества летной деятельности и, в частности, причин ошибочных действий и аварий;
— влияние на психику неблагоприятно действующих условий летного труда.
В практике летной экспертизы с точки зрения роли психологического исследования следует различать три основные группы случаев: исследование помогает установлению диагноза; способствует пониманию отрицательного влияния на летную деятельность не резко выраженных, допускающих индивидуальную оценку функциональных заболеваний нервной системы; выявляет ситуации, в которых устанавливается летная неспособность у лиц, не имеющих, по данным клинического обследования, никаких отклонений в состоянии здоровья.
➡
В отношении первых двух групп случаев психологическое исследование помогает
обоснованию индивидуального подхода при вынесении врачебно-экспертного заключения. Последняя группа из-за невозможности поставить какой-либо диагноз заболевания иногда называется «бездиагнозной негодностью». На лиц, относящихся к этой группе, психолог, проводивший исследования, должен составлять подробные психологические характеристики.
Достаточно полная и правильная картина психологических особенностей личности летчика может быть получена только на основании комплексного, в том числе и экспериментально-психологического, эксперимента.
Когда происходит летное происшествие, комиссия (в состав которой обычно входят летчик, инженер, врач и психолог) расследует его и находит ответы на следующие вопросы, в каждом из которых есть и психологическая сторона: Кто совершил аварию? При каких обстоятельствах она произошла и каковы ее причины? Что нужно было сделать, чтобы предотвратить ее? Что нужно сделать, чтобы подобные случаи не повторялись в будущем?
➡
Однако в основе работы «службы безопасности» лежат прежде всего профилактические задачи
Поэтому борьба за качество и безопасность полетов начинается с изучения и устранения предпосылок к аварийным ситуациям. Для авиационного психолога трудность, которую переживает летчик, его ошибочное действие и авария — звенья одной цепи.
Одной из важнейших задач авиационной психологии является изучение роли личностного фактора в летных происшествиях, который можно назвать соотношение индивидуальных качеств и неправильных действий летчика, являющихся причиной аварии.
По официальной классификации, принятой в США, понятие «личный фактор» совпадает с понятием «ошибки летчика», которое включает ошибки умозаключения, плохую технику пилотирования, нарушение инструкций, легкомыслие или небрежность. Роль личного фактора в совершившейся аварии или в предпосылке к ней устанавливается через выявление допущенных ошибочных действий.