Психологические основы аттестации кадров

Психологические основы аттестации кадров

Под аттестацией понимают один из видов оценки персонала

организации и сделанных им работ, она предназначено для определения степени компетентности работников. Система показателей, в соответствии с которой оценивается специалист, состоит из оценки:
– реальных и необходимых личных и проф характеристик сотрудника;
– трудовой деятельности;
– результатов деятельности сотрудника.


Аттестация персонала может быть полной или выборочной

При полной аттестации ей подвергается весь персонал компании. Полная аттестация не всегда оправдана, поскольку предстоит большой объем работы и, как правило, 80-85% персонала не заинтересованы в процессе аттестации.

Зачастую работников приходится проводить через аттестационный процесс насильно, помимо их воли. В итоге и аттестуемый персонал, и организаторы аттестационного процесса испытывают дискомфорт.
Выборочная аттестация является более эффективной. В этом случае есть возможность провести через аттестацию определенные категории заинтересованных лиц: тех, кто стремится к повышению; тех, кто заинтересован к перемещению не по вертикали, а по горизонтали, полагая, что это расширяет их профессиональные возможности. Итак, один из главных принципов аттестации – на нее должны выводиться те люди, которые в этом заинтересованы.
Аттестация проводится в соответствии с приказом по организации, в котором должно быть отражено: а) введение Положения об аттестации; б) сроки проведения аттестации, включающей три этапа.

Основным содержанием деятельности на каждом этапе выступает:


1. Подготовительный этап.
Он включает в себя прежде всего создание аттестационной комиссии. Аттестационную комиссию следует создавать при каждой аттестации ради данной аттестации. Кто должен войти в ее состав? Желательно включить всех заместителей генерального директора. Дело в том, что если с одного направления, который курирует кто-то из заместителей, выставляется на аттестацию специалист, то другой заместитель при наличии у него каких-либо обид на коллегу будет создавать конфликтные ситуации. Председателем аттестационной комиссии лучше назначить гендиректора или президента.
На аттестацию не должны выводить ни одного человека компании, пока этот вопрос не будет согласован как минимум с тремя лицами. Это непосредственный руководитель подразделения (должен либо одобрить, либо инициировать это решение), заместитель гендиректора, курирующий данное направление, который обязательно получает одобрение на проведение этой процедуры от гендиректора.

В таком случае при их согласии и поддержке решения об аттестации сотрудника N для него это становится установкой на эффективное выполнение и реализацию возникшей задачи.
Приказ о проведении аттестации издается не менее, чем за месяц до начала аттестации. При условии соблюдения данного срока с ним должны быть ознакомлены (под роспись и записью даты ознакомления) аттестуемые, руководители их подразделений, члены аттестационной комиссии.
Психологами готовятся аттестационные средства (оценочные листы) с внесенными в них направлениями оценки аттестуемых и показателями по каждому направлению. Все эти аттестационные документы должны быть едиными (универсальными) для всех членов комиссии.
Подготовительный этап осуществляется руководителями подразделений, от которых выдвигаются на аттестацию сотрудники или руководители более низкого звена. При этом проводится профильная подготовка сотрудников.

Ее суть в реадаптации по восстановлению профессиональных знаний, умений, навыков до полного, требуемого объема. Она необходима, поскольку сотрудник, работая в компании, как правило, выполняет лишь некоторой спектр производственных задач из общего числа входящих в профессию. Максимальные требования, в соответствии с которыми проводится реадаптация, прописаны в соответствующих профессиограммах и психограммах.
В дальнейшем аттестуемый проходит диагностику – профессиональное тестирование. Этим занимается руководитель подразделения при помощи психологов. Психологическое сопровождение на этом этапе осуществляют представители психологической службы, которые должны помочь руководителю подразделения разработать:
-профессиональные тесты;
-сценарии профессионально-психологических (деловых) игр, связанных со спецификой взаимодействия в данном подразделении в интересах профессиональной деятельности;
Профессиональное тестирование осуществляется путем включения экспертов в реальную деятельность человека и проверки уровня его готовности к выполнению профессиональных функций. При этом желательно моделирование воздействия психогенных факторов (при различных наборах этих воздействий и любыми вариантами силы воздействия на личность).

В рамках профессионального тестирования проводится также индивидуально-личностная и социально-психологическая диагностика. Первая связана с оценкой эмоциональной устойчивости, невротизма, уровней тревожности, уровней адаптивности, самооценки. Вторая нацелена на выявление конфликтности, интроверсии-экстраверсии, определение психотипов.

2. Процедурный (этап проведения аттестации).

Аттестуемый представляется непосредственным руководителем подразделения на заседание аттестационной комиссии. При этом комиссия располагает результатами предварительной оценки его подготовленности по профессиональной составляющей, индивидуально-личностной и социально-психологической диагностике. Руководитель подразделения может делать доклад членам комиссии лишь только по профессиональной составляющей, а представитель психологической службы – дополнить его по индивидуально-личностной или социально-психологической компоненте.

Далее предоставляется слово аттестуемому (его желания, интересы, цели, ради достижения которых он пришел в организацию). Члены аттестационной комиссии задают уточняющие вопросы, касающиеся всех трех блоков аттестационных характеристик. После беседы в помещении остается непосредственный руководитель аттестуемого. В его присутствии вопрос ставится на голосование, которое может быть открытым или закрытым (письменным).


3. Этап подведения итогов аттестации.

После завершения голосования аттестуемый может быть приглашен для объявления решения аттестационной комиссии. В других случаях решение аттестационной комиссии объявляется в виде приказа. Условие издания такого приказа: не позже 10 дней после проведения аттестационной комиссии.

Приказ должен был доведен до всего персонала компании. В этом случае он сыграет роль стимулятора – процент желающих пройти аттестацию может возрасти.

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий