https://electroinfo.net

Темперамент и его сущность

Темперамент и его сущность

Темперамент ( от лат. — смешивать в определенном соотношении, соразмерность)

характеристика формально-динамических особенностей психической деятельности человека. Почему формально? Почему динамических? Холерики: Суворов, Пушкин; сангвиники — Лермонтов, Наполеон; меланхолики — Чайковский, Гоголь; флегматик — Кутузов, Крылов

Природа темперамента описывалась неоднократно с различных точек зрения:

жидкостные теории (у Гиппократа: пылкая кровь (от лат. saguis) — дает энергию, настойчивость, решительность; едкая желчь (от греч. chole) — вызывает раздражительность, вспылчивость, несоблюдение меры; испорченная, черная желчь (от греч. melaina chole) — вызывает вялость и уныние и слизь (от греч. phlegma — флегма) — охлаждает пылкую кровь и получается медлительный и хладнокровный;

Соотношение жидкостей обозначалось термином «красис» ( от греч. смесь, сочетание).

Аристотель видел причину различий между людьми только в крови — способность свертываться кровь, ее быстрота у разных людей.

Римские врачи (например, Клавдий Гален — 130 год в г.Пергаме Малой Азии, был врачем гладиаторов. Умер в 200 году), несколько столетий спустя при переводе греческого термина «красис» на латинский язык заменили его другим термином — «темперамент». Гален выделял 13 темпераментов, даже у отдельных частей тела — среди которых были 4-е перечисленные выше.

Первые формальные описания четырех темпераментов дал Иммануил Кант, когда разделил Т на две группы: чувственные Т — сангвиник и меланхолик,  действенный Т — флегматик;

Анатомические теории

Связь Т со строением ЦНС — величина мозга, толщина нервов.

Флегматик-меланхолик — небольшой мозг и тонкие нервы (Албрехт Геллер, Г.Врисберг).

Теория базирующаяся на «тонусе» нервов и мышц (анатом И.Генле). Чем сильнее тонус, тем сильнее возбуждение человека. Слабый тонус характерен для флегматиков. Теории связанные с обменом веществ (философ А.Фулье, 1901 г.) — распад и восстановление веществ в тканях. У сангвиника преобладает востановительный процесс, холерик характеризуется быстрым и сильный распад, флегматик — медленный и слабый распад.

В свое время П.Ф.Лесгафт (конец 19-наало 20 века) придерживался идей эпохи возраждения и считал, что основой темперамента являются особенности системы кровообращения: толщина и упругость стенок, диаметри просвета, строение и особенности сердца. Малый просвет и толстые стенки — холерик; малый просвет и тонкие стенки — сангвиник; большой просвет и толстые стенки — меланхолик; большой просвет и тонкие стенки — флегматик.

Гуморальные теории — основывались не предположении о взаимодействии симпатической и парасимпатической систем. Парасимпатикотоники медлительны и спокойны, симпатикотоники — импульсивны и решительны (П.П.Блонский, 1927). Теориия основанная на взаимодействии щитовидной и надпочечной железы (Н.А.Белов, 1924, Б.М.Завадский, 1928): сангвиник — высокая активность обеих желез; флегматик — слабость обоих желез; холерик — слабость шитовидной железы, но активность надпочечников; меланхолик — активность щитовидной железы, но слабость надпочечников.

Энергетическая теория темперамента

способы накопления и расходования энергии. Например, В.Вунд (Германия, 1832-1920) понимал Т как предрасположенность к аффекту

Темперамент и его сущностьКонституционные теории темперамента: француз врач Клод Сиго (1904), немец психиатр Эрнст Кречмер (1888-1964) и американец У.Шелдон (1942) —  основанные на морфологических признаках.

Гнетическая теория Т К. Конрад, США — ученик Э.Кречмера (1963) — он связывал изменение пропорций тела с генетической программой человека, главным образом головы и всего тела. Для этого использовалась специальная система координат:

лептомрф

 лептомрф

пикноморф

Для измерения тела Конрад вводит два индекса: метрический (A,B,C,D и т.д.) и пластический (1,2,3,4,5 ….). Индексы имеют девять классов.

Павловская теория

сочетание трех основных свойств НС (сила, подвижность и уравновешенность) и дает четыре типа Т.

Для измерения тела Конрад вводит два индекса: метрический (A,B,C,D и т.д.) и пластический (1,2,3,4,5 ....). Индексы имеют девять классов. • павловская теория - сочетание трех основных свойств НС (сила, подвижность и уравновешенность) и дает четыре типа Т.

Неудовлетворенность павловской классификацией привело к построению других схем. Так, его ученик А.Г. Иванов-Смоленский использовал фенотипический подход (учитывал врожденное и приобретенное в Т) в классификации и разделил Т: лабильный; возбудимый; тормозной; инерционный. Все это в основном совпадало с классификацией Павлова.

Каждый тип был разделен на истинный и мнимый, т.е. подтипы: мнимо возбудимый, мнимо тормозной. Каждый истинный тип подразделялся на два-три варианта, где процесс возбуждения и торможения находились в определенных отношениях. В данной классификации полностью игнорировалось такое свойство НС как сила НС. Были и другие попытки: Н.И.Красногорского, П.В. Симонова;

на западе интенсивно разрабатывались различные психологические концепции темперамента:

а) чисто психологические теории — голандцы Г.Хеймансу и Е.Вирсме

неудовлетворенность павловской классификацией привело к построению других схем. Так, его ученик А.Г. Иванов-Смоленский использовал фенотипический подход (учитывал врожденное и приобретенное в Т) в классификации и разделил Т: лабильный; возбудимый; тормозной; инерционный. Все это в основном совпадало с классификацией Павлова. Каждый тип был разделен на истинный и мнимый, т.е. подтипы: мнимо возбудимый, мнимо тормозной. Каждый истинный тип подразделялся на два-три варианта, где процесс возбуждения и торможения находились в определенных отношениях. В данной классификации полностью игнорировалось такое свойство НС как сила НС. Были и другие попытки: Н.И.Красногорского, П.В. Симонова; • на западе интенсивно разрабатывались различные психологические концепции темперамента: а) чисто психологические теории - голандцы Г.Хеймансу и Е.Вирсме

б) типология Карла Густава Юнга (Швейцария, 1875-1961): основные психические функции ( мышление, эмоции, ощущения и интуиция) распределены между экстраверсией и интроверсией, итого получилось восемь типов Т.

Имеются исследования, как и у нас, так и на западе о связи экстраверсии-интровверсии с силой НС. Данные весьма противоречивые, но которые отмечают тенденцию и в частности

типология Карла Густава Юнга (Швейцария, 1875-1961): основные психические функции ( мышление, эмоции, ощущения и интуиция) распределены между экстраверсией и интроверсией, итого получилось восемь типов Т. Имеются исследования, как и у нас, так и на западе о связи экстраверсии-интровверсии с силой НС. Данные весьма противоречивые, но которые отмечают тенденцию и в частности

Экстраверсия чаще совпадает со слабой НС, а интроверсия — с сильной НС

в) типология английского психолога Ганса Юргена Айзенка  (1916 г.р.): использовал систему из координат: экстраверсия- интроверсия, нейротизм высокий — нейротизм низкий. Полученные квадранты согласовывались с известными 4-мя типами Т.

Имеются достаточно веские аргументы связи нейротизма со свойствами НС и в частности с силой НС ( в%)

 Экстраверсия чаще совпадает со слабой НС

Большой нейротизм лиц со слабой НС, а меньший — с сильной НС + подвижность НС + преобладание возбуждения по «внешнему» балансу.

г) факторные теории: англ. психолога С. Берта, 13 факторная теория Дж. Гилфорда; факторная концепция Л.Тэрстона;

д) типы темпераменты по К.Леонгарду и др.

Отечественные школы ДФС (Теплов, Мерлин, Небылицын и др.)

Психофизиологическая школа Теплова

(последователи Небылицын и Русалов)

При рассмотрении Т эта школа рассматривала более фундаментальные проблемы формально-динамических характеристик поведения.

В лаборатории Теплова фактически отказались от рассмотрения «типов ВНД». Характеризуя Т, высказывались следующие позиции: отсутствие единого содержания по свойствам и единой системы внешних проявлений, т.е. тип поведения и комплекс типологических особенностей (комплекс свойств) нельзя смешивать; необходимо изучать свойства НС, а не типы ВНД;  в структуре Т выделяется три компонента по Теплову: эмоциональная возбудимость; экспрессивность чувств; общая подвижность и быстрота движений.

Небылицын уточнил эту триаду признаков: общая психическая активность; движение, моторика и эмоциональность. Каждый компонент обладает многомерным строением и ранообразными формами проявлений. Русалов уточнял эти позиции: активность связывалась с интеллектом; эмоциональность — с характером.

Ильин, анализируя работу этой школы, инкриминирует ей выделение только двух подструктур: общую активность (моторика + общение + умственная Д) и эмоциональность и пытается обратить внимание на гипотетичность небылицынский построений, неподкрепленность их фактическим материалом. Собственные исследования Ильина в целом подтверждают концепцию Небылицина по активности.

Активность — тенденция личности к самовыражению, эффективному усвоению и преобразованию внешней действительности. В основе активности находятся общие СНС. Материальным носителем активности, как общеличностной характеристики является «лобно-ретикулярная» система ГМ. Качество этой тенденции = интеллект + характерологические особенности + отношения + мотив.

Активность имеет определенные степени: от инертности, пассивности,  до мощных стремительных действий. Живой организм постоянно стремиться к активности, он находится в этом состоянии и прекрашает его временно и условно (Узнадзе).

Для проверки гипотезы о том, что активность явялется общим СНС и тем самым может быть положена в основу классификации Т  использовалось ЭЭГ лобной и затылочной доли коры при сопоставлении двух видов активности: двигательной и умственной.

По двигательной части исследовался

индивидуальный темп моторных актов; склонность индивида к разнообразным действиям; потребность индивида в двигательной деятельности. Что же получилось?

1.  Индивиды с относительно более высоким темпом действий, с наклонностью к большим разнообразиям действий и с большой потребностью в деятельных актах , т.е. высоким уровнем активности, имеют отчетливую тенденцию к выраженности бета-частот лобной доли;

2.  «Активные» индивиды имеют тенденцию к более высоким значениям энергии бета-ритмов и к менее высоким значениям коэффициента периодичности и дисперсии амплитуды ЭЭГ;

В самом общем виде можно заключить, что высокий уровень активности людей зависит от уровня возбуждения в лобных структурах коры ГМ за счет ВАРС среднего мозга

По умственной активности исследовались возможности людей

при решении простых арифметических задач: среднее время затраченное на поиск решения; среднее количество различных типов задач выбранных по желанию; максимальный темп решения задач и др. Полученные результаты совпали с данными по исследованию двигательной части.

Моторика — функция двигательного аппарата (например, речедвигательного). Характеристики моторики: быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и др. В целом моторика = мышечная моторика + речевая моторика.

Эмоциональность — комплекс свойств и качеств при возникновении, протекании и прекращении чувств, аффектов и настроений. Ниболее сложный компонент, который характеризуется: впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность.

Впечатлительность — аффективная восприимчивость субъекта, чуткость к эмоциогенным воздействиям. Импульсивность — быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий. Эмоциональная лабильность — скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или смена переживаний.

Большой нейротизм лиц со слабой НС, а меньший - с сильной НС + подвижность НС + преобладание возбуждения по "внешнему" балансу. г) факторные теории: англ. психолога С. Берта, 13 факторная теория Дж. Гилфор-да; факторная концепция Л.Тэрстона; д) типы темпераменты по К.Леонгарду и др. • отечественные школы ДФС (Теплов, Мерлин, Небылицын и др.) Психофизиологическая школа Теплова (последователи Небылицын и Руса-лов) При рассмотрении Т эта школа рассматривала более фундаментальные про-блемы формально-динамических характеристик поведения.В лаборатории Тепло-ва фактически отказались от рассмотрения "типов ВНД". Характеризуя Т, выска-зывались следующие позиции: отсутствие единого содержания по свойствам и единой системы внешних проявлений, т.е. тип поведения и комплекс типологиче-ских особенностей (комплекс свойств) нельзя смешивать; необходимо изучать свойства НС, а не типы ВНД; в структуре Т выделяется три компонента по Теп-лову: эмоциональная возбудимость; экспрессивность чувств; общая подвижность и быстрота движений. Небылицын уточнил эту триаду признаков: общая психическая активность; движение, моторика и эмоциональность. Каждый компонент обладает многомер-ным строением и ранообразными формами проявлений. Русалов уточнял эти по-зиции: активность связывалась с интеллектом; эмоциональность - с характером. Ильин, анализируя работу этой школы, инкриминирует ей выделение толь-ко двух подструктур: общую активность (моторика + общение + умственная Д) и эмоциональность и пытается обратить внимание на гипотетичность небылицын-ский построений, неподкрепленность их фактическим материалом. Собственные исследования Ильина в целом подтверждают концепцию Небылицина по актив-ности. Активность - тенденция личности к самовыражению, эффективному усво-ению и преобразованию внешней действительности. В основе активности нахо-дятся общие СНС. Материальным носителем активности, как общеличностной характеристики является "лобно-ретикулярная" система ГМ. Качество этой тен-денции = интеллект + характерологические особенности + отношения + мотив. Активность имеет определенные степени: от инертности, пассивности, до мощных стремительных действий. Живой организм постоянно стремиться к ак-тивности, он находится в этом состоянии и прекрашает его временно и условно (Узнадзе). Для проверки гипотезы о том, что активность явялется общим СНС и тем самым может быть положена в основу классификации Т использовалось ЭЭГ лобной и затылочной доли коры при сопоставлении двух видов активности: дви-гательной и умственной. По двигательной части исследовался: индивидуальный темп моторных ак-тов; склонность индивида к разнообразным действиям; потребность индивида в двигательной деятельности. Что же получилось? 1. Индивиды с относительно более высоким темпом действий, с наклонностью к большим разнообразиям действий и с большой потребностью в деятельных ак-тах , т.е. высоким уровнем активности, имеют отчетливую тенденцию к выра-женности бета-частот лобной доли; 2. "Активные" индивиды имеют тенденцию к более высоким значениям энергии бета-ритмов и к менее высоким значениям коэффициента периодичности и дисперсии амплитуды ЭЭГ; В самом общем виде можно заключить, что высокий уровень активности людей зависит от уровня возбуждения в лобных структурах коры ГМ за счет ВАРС среднего мозга По умственной активности исследовались возможности людей при решении простых арифметических задач: среднее время затраченное на поиск решения; среднее количество различных типов задач выбранных по желанию; максималь-ный темп решения задач и др. Полученные результаты совпали с данными по ис-следованию двигательной части. Моторика - функция двигательного аппарата (например, речедвигательно-го). Характеристики моторики: быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и др. В целом моторика = мышечная моторика + речевая моторика. Эмоциональность - комплекс свойств и качеств при возникновении, проте-кании и прекращении чувств, аффектов и настроений. Ниболее сложный компо-нент, который характеризуется: впечатлительность, импульсивность, эмоцио-нальная лабильность. Впечатлительность - аффективная восприимчивость субъекта, чуткость к эмоциогенным воздействиям. Импульсивность - быстрота, с которой эмоция ста-новится побудительной силой поступков и действий. Эмоциональная лабильность - скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или смена переживаний.

Каждый тип Т характеризуется как положительными, так и отрицательными чертами

В онтогенезе формирование Т зависит от морально-волевых строн характера.

Темперамент не определяет содержательную часть личности (взгляды, убеждения и т.п.). Т влияет на развитие характера и связан с условиями жизни, воспитания.

Иногда для понимания Т выстраиваются более сложные схемы. За исходные берут следующие подсистемы: восприятие + изотоничекие ритмы + изометрические ритмы.

Тип восприятия поразделяют на : каутивный + агентивный. Изотонические ритмы подразделяют на: толерантный + интегагентный + сенситивный + мобилитивный. Изометрические ритмы подразделяют на: регентный + эдукативный + лудотивный + скрутантный + куративный + тиментный.

На этой системе координат строят схему типологии Т в виде параллепипеда, разделенную на 48 равных частей. Верхняя грань — тип воприятия; передняя грань — изометрический ритм; боковая грань — изотонический ритм (см. юнита 3 по основам общей психологии )

Психофизиологическая школа Вольфа Соломоновича Мерлина

Перврначально исследования начались в Казанском университете в 1949 г. под руководством самого Мерлина, а затем его ученика Климова. В Пермском пединституте Мерлин создает исследовательский коллектив в 1954 г.Его теоретические позиции близки к группе Теплова — Небылицына, дополняли друг друга. Чем они были похожи, что у них было общее:

Признавали структуру Т как формально-динамический аспект индивидуального поведения (т.е. относительно независимый от содержания).

·Признавал наличие типологического комплекса у человека — это сочетание типологических особенностей, которые определяли степень проявления того или иного феномена. Такое сочетание сопровождается закономерными связями между ними.

Чем отличалась эта школа?

Основное внимание уделял изучению Т вообще и его частным свойствам. Считал, что отдельные типологические особенности могут не входить (быть нейтральными) по отношению к типологическому комплексу человека. Определял свою концепцию «как интегральную теорию индивидуальности». Считалось, что не тип зависит от сочетания свойств, наоборот — свойства зависят от типа или «типологического комплекса». Поэтому, в школе изучали частные проявления Т, т.е. темпераментные свойства. Искали признаки (характеристики) Т. Что же относили к таким признакам?

1.  динамику психической деятельности;

2.  особенности динамики отдельных психических познавательных процессов;

3.  устойчивость (стабильность) проявления этих процессов;

4.  наличие определенного комплекса свойств (красиса);

5.  особенности эмоционально-волевой сферы.

Фактически изучались отдельные свойства темперамента: сензитивность; реактивность; активность; соотношение реактивности и активности; темп реакций; пластичность-регидность; экстравертированность-интровертированность.

В более конструктивной форме это выражено в структуре Темперамента

·    экстраверсия;

·    психодинамическая тревожность;

·    реактивность;

·    импульсивность;

·    активность;

·    эмоциональная устойчивость;

·    эмоциональная возбудимость;

·    ригидность.

Его ученик Белоус В.В. установил, что между данными измерениями Т существует криволинейная связь или U-образная связь, что обозначено термином «инвариант». Предполагается, что «инвариант» имеет компенсаторную основу (например, эмоциональная возбудимость и экстраверсия; эмоциональная возбудимость и ригидность). Рассмотреть на семинаре.

Однако кроме Т, основываясь на системном анализе СНС, Мерлин анализировал и структуру индивидуальности в целом — создал концепцию индивидуальности. В структуре индивидуальности выделялись уровни:

·    биохимический;

·    соматический;

·    нейродинамический (СНС);

·    психодинамический (темперамент);

·    свойства личности;

·    социальные роли.

Свойства и характеристики разных уровней связаны между собой посредством много-многозначных отношений.

Соотношение темперамента  и характера

Существует несколько точек зрения на соотношение Т и Х:

1.  отождествление Т и Х ( Лазурский, Кречмер, Г. Айзенк, С.Айзенк и др.)

2.  противопоставление Т и Х (Викторов, 1887; Левитов)

3.  признание Т элементом Х (Выготский, Рубинштейн, Ананьев, Русалов)

4.  признание Т основной природой Х (

Проблема заключается в том, чтобы отсортировать свойства которые относятся к Т, а которые к Х.

Поляк Я.Стреляу отнес к Т только реактивность + активность, и убрал эмоциональность.

Русалов предлагает отличать Т от Х по разной степени обобщения содержания психики. Обобщение по гуморальным, соматическим и нарным подсистемам = Т. Обобщение по динамике и содержанию побуждений, мотивов = Х. 

Критерии отнесения свойства к Т (по Русалову):

1.  свойство не зависит от содержания Д и П, т.е. отражает формальный аспект;

2.  характеризует меру энергетического напряжения и отношения;

3.  универсально, т.е. проявляется везде;

4.  рано проявляется в детстве;

5.  устойчиво во времени, длительный период жизни;

6.  коррелирует со свойствами НС и др. биосистем (гуморальной, телесной);

7.  наследуется.

Администратор

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий