Темперамент и его сущность
Содержание статьи
- 1 Темперамент ( от лат. — смешивать в определенном соотношении, соразмерность)
- 2 Природа темперамента описывалась неоднократно с различных точек зрения:
- 3 Анатомические теории
-
4 Энергетическая теория темперамента
- 4.1 Павловская теория
- 4.2 Психофизиологическая школа Теплова
- 4.3 Похожие статьи:
Темперамент ( от лат. — смешивать в определенном соотношении, соразмерность)
характеристика формально-динамических особенностей психической деятельности человека. Почему формально? Почему динамических? Холерики: Суворов, Пушкин; сангвиники — Лермонтов, Наполеон; меланхолики — Чайковский, Гоголь; флегматик — Кутузов, Крылов
Природа темперамента описывалась неоднократно с различных точек зрения:
жидкостные теории (у Гиппократа: пылкая кровь (от лат. saguis) — дает энергию, настойчивость, решительность; едкая желчь (от греч. chole) — вызывает раздражительность, вспылчивость, несоблюдение меры; испорченная, черная желчь (от греч. melaina chole) — вызывает вялость и уныние и слизь (от греч. phlegma — флегма) — охлаждает пылкую кровь и получается медлительный и хладнокровный;
Соотношение жидкостей обозначалось термином «красис» ( от греч. смесь, сочетание).
Аристотель видел причину различий между людьми только в крови — способность свертываться кровь, ее быстрота у разных людей.
Римские врачи (например, Клавдий Гален — 130 год в г.Пергаме Малой Азии, был врачем гладиаторов. Умер в 200 году), несколько столетий спустя при переводе греческого термина «красис» на латинский язык заменили его другим термином — «темперамент». Гален выделял 13 темпераментов, даже у отдельных частей тела — среди которых были 4-е перечисленные выше.
Первые формальные описания четырех темпераментов дал Иммануил Кант, когда разделил Т на две группы: чувственные Т — сангвиник и меланхолик, действенный Т — флегматик;
Анатомические теории
Связь Т со строением ЦНС — величина мозга, толщина нервов.
Флегматик-меланхолик — небольшой мозг и тонкие нервы (Албрехт Геллер, Г.Врисберг).
Теория базирующаяся на «тонусе» нервов и мышц (анатом И.Генле). Чем сильнее тонус, тем сильнее возбуждение человека. Слабый тонус характерен для флегматиков. Теории связанные с обменом веществ (философ А.Фулье, 1901 г.) — распад и восстановление веществ в тканях. У сангвиника преобладает востановительный процесс, холерик характеризуется быстрым и сильный распад, флегматик — медленный и слабый распад.
В свое время П.Ф.Лесгафт (конец 19-наало 20 века) придерживался идей эпохи возраждения и считал, что основой темперамента являются особенности системы кровообращения: толщина и упругость стенок, диаметри просвета, строение и особенности сердца. Малый просвет и толстые стенки — холерик; малый просвет и тонкие стенки — сангвиник; большой просвет и толстые стенки — меланхолик; большой просвет и тонкие стенки — флегматик.
Гуморальные теории — основывались не предположении о взаимодействии симпатической и парасимпатической систем. Парасимпатикотоники медлительны и спокойны, симпатикотоники — импульсивны и решительны (П.П.Блонский, 1927). Теориия основанная на взаимодействии щитовидной и надпочечной железы (Н.А.Белов, 1924, Б.М.Завадский, 1928): сангвиник — высокая активность обеих желез; флегматик — слабость обоих желез; холерик — слабость шитовидной железы, но активность надпочечников; меланхолик — активность щитовидной железы, но слабость надпочечников.
Энергетическая теория темперамента
способы накопления и расходования энергии. Например, В.Вунд (Германия, 1832-1920) понимал Т как предрасположенность к аффекту
Конституционные теории темперамента: француз врач Клод Сиго (1904), немец психиатр Эрнст Кречмер (1888-1964) и американец У.Шелдон (1942) — основанные на морфологических признаках.
Гнетическая теория Т К. Конрад, США — ученик Э.Кречмера (1963) — он связывал изменение пропорций тела с генетической программой человека, главным образом головы и всего тела. Для этого использовалась специальная система координат:
лептомрф
пикноморф
Для измерения тела Конрад вводит два индекса: метрический (A,B,C,D и т.д.) и пластический (1,2,3,4,5 ….). Индексы имеют девять классов.
Павловская теория
сочетание трех основных свойств НС (сила, подвижность и уравновешенность) и дает четыре типа Т.
Неудовлетворенность павловской классификацией привело к построению других схем. Так, его ученик А.Г. Иванов-Смоленский использовал фенотипический подход (учитывал врожденное и приобретенное в Т) в классификации и разделил Т: лабильный; возбудимый; тормозной; инерционный. Все это в основном совпадало с классификацией Павлова.
Каждый тип был разделен на истинный и мнимый, т.е. подтипы: мнимо возбудимый, мнимо тормозной. Каждый истинный тип подразделялся на два-три варианта, где процесс возбуждения и торможения находились в определенных отношениях. В данной классификации полностью игнорировалось такое свойство НС как сила НС. Были и другие попытки: Н.И.Красногорского, П.В. Симонова;
на западе интенсивно разрабатывались различные психологические концепции темперамента:
а) чисто психологические теории — голандцы Г.Хеймансу и Е.Вирсме
б) типология Карла Густава Юнга (Швейцария, 1875-1961): основные психические функции ( мышление, эмоции, ощущения и интуиция) распределены между экстраверсией и интроверсией, итого получилось восемь типов Т.
Имеются исследования, как и у нас, так и на западе о связи экстраверсии-интровверсии с силой НС. Данные весьма противоречивые, но которые отмечают тенденцию и в частности
Экстраверсия чаще совпадает со слабой НС, а интроверсия — с сильной НС
в) типология английского психолога Ганса Юргена Айзенка (1916 г.р.): использовал систему из координат: экстраверсия- интроверсия, нейротизм высокий — нейротизм низкий. Полученные квадранты согласовывались с известными 4-мя типами Т.
Имеются достаточно веские аргументы связи нейротизма со свойствами НС и в частности с силой НС ( в%)
Большой нейротизм лиц со слабой НС, а меньший — с сильной НС + подвижность НС + преобладание возбуждения по «внешнему» балансу.
г) факторные теории: англ. психолога С. Берта, 13 факторная теория Дж. Гилфорда; факторная концепция Л.Тэрстона;
д) типы темпераменты по К.Леонгарду и др.
Отечественные школы ДФС (Теплов, Мерлин, Небылицын и др.)
Психофизиологическая школа Теплова
(последователи Небылицын и Русалов)
При рассмотрении Т эта школа рассматривала более фундаментальные проблемы формально-динамических характеристик поведения.
В лаборатории Теплова фактически отказались от рассмотрения «типов ВНД». Характеризуя Т, высказывались следующие позиции: отсутствие единого содержания по свойствам и единой системы внешних проявлений, т.е. тип поведения и комплекс типологических особенностей (комплекс свойств) нельзя смешивать; необходимо изучать свойства НС, а не типы ВНД; в структуре Т выделяется три компонента по Теплову: эмоциональная возбудимость; экспрессивность чувств; общая подвижность и быстрота движений.
Небылицын уточнил эту триаду признаков: общая психическая активность; движение, моторика и эмоциональность. Каждый компонент обладает многомерным строением и ранообразными формами проявлений. Русалов уточнял эти позиции: активность связывалась с интеллектом; эмоциональность — с характером.
Ильин, анализируя работу этой школы, инкриминирует ей выделение только двух подструктур: общую активность (моторика + общение + умственная Д) и эмоциональность и пытается обратить внимание на гипотетичность небылицынский построений, неподкрепленность их фактическим материалом. Собственные исследования Ильина в целом подтверждают концепцию Небылицина по активности.
Активность — тенденция личности к самовыражению, эффективному усвоению и преобразованию внешней действительности. В основе активности находятся общие СНС. Материальным носителем активности, как общеличностной характеристики является «лобно-ретикулярная» система ГМ. Качество этой тенденции = интеллект + характерологические особенности + отношения + мотив.
Активность имеет определенные степени: от инертности, пассивности, до мощных стремительных действий. Живой организм постоянно стремиться к активности, он находится в этом состоянии и прекрашает его временно и условно (Узнадзе).
Для проверки гипотезы о том, что активность явялется общим СНС и тем самым может быть положена в основу классификации Т использовалось ЭЭГ лобной и затылочной доли коры при сопоставлении двух видов активности: двигательной и умственной.
По двигательной части исследовался
индивидуальный темп моторных актов; склонность индивида к разнообразным действиям; потребность индивида в двигательной деятельности. Что же получилось?
1. Индивиды с относительно более высоким темпом действий, с наклонностью к большим разнообразиям действий и с большой потребностью в деятельных актах , т.е. высоким уровнем активности, имеют отчетливую тенденцию к выраженности бета-частот лобной доли;
2. «Активные» индивиды имеют тенденцию к более высоким значениям энергии бета-ритмов и к менее высоким значениям коэффициента периодичности и дисперсии амплитуды ЭЭГ;
В самом общем виде можно заключить, что высокий уровень активности людей зависит от уровня возбуждения в лобных структурах коры ГМ за счет ВАРС среднего мозга
По умственной активности исследовались возможности людей
при решении простых арифметических задач: среднее время затраченное на поиск решения; среднее количество различных типов задач выбранных по желанию; максимальный темп решения задач и др. Полученные результаты совпали с данными по исследованию двигательной части.
Моторика — функция двигательного аппарата (например, речедвигательного). Характеристики моторики: быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и др. В целом моторика = мышечная моторика + речевая моторика.
Эмоциональность — комплекс свойств и качеств при возникновении, протекании и прекращении чувств, аффектов и настроений. Ниболее сложный компонент, который характеризуется: впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность.
Впечатлительность — аффективная восприимчивость субъекта, чуткость к эмоциогенным воздействиям. Импульсивность — быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий. Эмоциональная лабильность — скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или смена переживаний.
Каждый тип Т характеризуется как положительными, так и отрицательными чертами
В онтогенезе формирование Т зависит от морально-волевых строн характера.
Темперамент не определяет содержательную часть личности (взгляды, убеждения и т.п.). Т влияет на развитие характера и связан с условиями жизни, воспитания.
Иногда для понимания Т выстраиваются более сложные схемы. За исходные берут следующие подсистемы: восприятие + изотоничекие ритмы + изометрические ритмы.
Тип восприятия поразделяют на : каутивный + агентивный. Изотонические ритмы подразделяют на: толерантный + интегагентный + сенситивный + мобилитивный. Изометрические ритмы подразделяют на: регентный + эдукативный + лудотивный + скрутантный + куративный + тиментный.
На этой системе координат строят схему типологии Т в виде параллепипеда, разделенную на 48 равных частей. Верхняя грань — тип воприятия; передняя грань — изометрический ритм; боковая грань — изотонический ритм (см. юнита 3 по основам общей психологии )
Психофизиологическая школа Вольфа Соломоновича Мерлина
Перврначально исследования начались в Казанском университете в 1949 г. под руководством самого Мерлина, а затем его ученика Климова. В Пермском пединституте Мерлин создает исследовательский коллектив в 1954 г.Его теоретические позиции близки к группе Теплова — Небылицына, дополняли друг друга. Чем они были похожи, что у них было общее:
Признавали структуру Т как формально-динамический аспект индивидуального поведения (т.е. относительно независимый от содержания).
·Признавал наличие типологического комплекса у человека — это сочетание типологических особенностей, которые определяли степень проявления того или иного феномена. Такое сочетание сопровождается закономерными связями между ними.
Чем отличалась эта школа?
Основное внимание уделял изучению Т вообще и его частным свойствам. Считал, что отдельные типологические особенности могут не входить (быть нейтральными) по отношению к типологическому комплексу человека. Определял свою концепцию «как интегральную теорию индивидуальности». Считалось, что не тип зависит от сочетания свойств, наоборот — свойства зависят от типа или «типологического комплекса». Поэтому, в школе изучали частные проявления Т, т.е. темпераментные свойства. Искали признаки (характеристики) Т. Что же относили к таким признакам?
1. динамику психической деятельности;
2. особенности динамики отдельных психических познавательных процессов;
3. устойчивость (стабильность) проявления этих процессов;
4. наличие определенного комплекса свойств (красиса);
5. особенности эмоционально-волевой сферы.
Фактически изучались отдельные свойства темперамента: сензитивность; реактивность; активность; соотношение реактивности и активности; темп реакций; пластичность-регидность; экстравертированность-интровертированность.
В более конструктивной форме это выражено в структуре Темперамента
· экстраверсия;
· психодинамическая тревожность;
· реактивность;
· импульсивность;
· активность;
· эмоциональная устойчивость;
· эмоциональная возбудимость;
· ригидность.
Его ученик Белоус В.В. установил, что между данными измерениями Т существует криволинейная связь или U-образная связь, что обозначено термином «инвариант». Предполагается, что «инвариант» имеет компенсаторную основу (например, эмоциональная возбудимость и экстраверсия; эмоциональная возбудимость и ригидность). Рассмотреть на семинаре.
Однако кроме Т, основываясь на системном анализе СНС, Мерлин анализировал и структуру индивидуальности в целом — создал концепцию индивидуальности. В структуре индивидуальности выделялись уровни:
· биохимический;
· соматический;
· нейродинамический (СНС);
· психодинамический (темперамент);
· свойства личности;
· социальные роли.
Свойства и характеристики разных уровней связаны между собой посредством много-многозначных отношений.
Соотношение темперамента и характера
Существует несколько точек зрения на соотношение Т и Х:
1. отождествление Т и Х ( Лазурский, Кречмер, Г. Айзенк, С.Айзенк и др.)
2. противопоставление Т и Х (Викторов, 1887; Левитов)
3. признание Т элементом Х (Выготский, Рубинштейн, Ананьев, Русалов)
4. признание Т основной природой Х (
Проблема заключается в том, чтобы отсортировать свойства которые относятся к Т, а которые к Х.
Поляк Я.Стреляу отнес к Т только реактивность + активность, и убрал эмоциональность.
Русалов предлагает отличать Т от Х по разной степени обобщения содержания психики. Обобщение по гуморальным, соматическим и нарным подсистемам = Т. Обобщение по динамике и содержанию побуждений, мотивов = Х.
Критерии отнесения свойства к Т (по Русалову):
1. свойство не зависит от содержания Д и П, т.е. отражает формальный аспект;
2. характеризует меру энергетического напряжения и отношения;
3. универсально, т.е. проявляется везде;
4. рано проявляется в детстве;
5. устойчиво во времени, длительный период жизни;
6. коррелирует со свойствами НС и др. биосистем (гуморальной, телесной);
7. наследуется.