Опросник для выявления соотношения двух сигнальных систем Б.Кадырова
Содержание статьи
Соотношение двух сигнальных систем в данном опроснике выявляется по следующим показателям
1) динамических особенностей (активности и саморегуляции);
2) эмоциональности и воли;
3) познавательных процессов — памяти, воображения, мышления
По инструкции испытуемый, прочитав утверждение, должен выбрать подходящий для себя ответ.
Шкала «АКТИВНОСТЬ» (8 утверждений)
Утверждение
|
Ответ (в баллах)
|
||||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|||||||
1. Я принадлежу к тем людям, вокруг которых веселая компания
|
Несомненно, да
|
Пожалуй, да
|
Нечто среднее
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
||||||
2. Всегда стоит рискнуть, даже когда мало шансов на успех
|
Несомненно, да
|
Пожалуй, да
|
Когда как
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
||||||
3. Могу в свободное время долго сидеть спокойно, без дела
|
Совсем не могу
|
Могу недолго
|
Когда как
|
Долго
|
Как правило, долго
|
||||||
4. Обычно я поступаю и говорю быстро, долго не раздумывая
|
Несомненно, да
|
Пожалуй, да
|
Когда как
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
||||||
5. В моей жизни много интересных дел
|
Несомненно, да
|
Пожалуй, да
|
Когда как
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
||||||
6. Мне доставляет радость все делать быстро
|
Несомненно, да
|
Пожалуй, да
|
Нечто среднее
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
||||||
7. Мне нравится, когда бывает сразу много дел
|
Несомненно, да
|
Пожалуй, да
|
Нечто среднее
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
||||||
Шкала «ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ»-(9 утверждений) | |||||||||||
Утверждение
|
Ответ (в баллах)
|
||||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|||||||
8. Я склонен браться за дополнительную и необязательную работу
|
Очень часто
|
Часто
|
Когда как
|
Редко
|
Никогда
|
Если испытуемый выбирает первый вариант ответа
то это указывает на общую поведенческую активность, склонность к сверхнормативным действиям, избыток энергии, широту контакта с окружающими.
Шкала «ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ»- (9 утверждений)
Утверждение
|
Ответ (в баллах)
|
||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
1. Я люблю поэзию
|
Несомненно, да
|
Пожалуй, да
|
Средне
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
2. Я принадлежу к таким людям, вокруг которых веселая компания
|
Несомненно, да
|
Пожалуй, да
|
Когда как
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
3. Легко «заражаюсь» настроением окружающих
|
Несомненно, да
|
Пожалуй, Да
|
По обстоятель-ствам-
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
4. Я на музыку реагирую более эмоционально, чем многие другие
|
Несомненно, да
|
Пожалуй, да
|
Средне
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
5. Я легко могу обидеться
|
Несомненно, да
|
Пожалуй, да
|
Когда как
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
6. Часто нахожусь под впечатлением художественного описания или образа героя
|
Несомненно, Да
|
Пожалуй, да
|
Когда как
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
7. У меня бывают спады и подъемы настроения
|
Очень часто
|
Часто
|
Нечто среднее
|
Редко
|
Никогда
|
8. Люблю мечтать
|
Несомненно, Да
|
Пожалуй, да
|
Когда как
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
9. У меня легко возникают симпатии и антипатии к окружающим
|
Несомненно, Да
|
Пожалуй, да
|
Когда как
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
Данная шкала выявляет индивидуальные различия
по впечатлительности, эмоциональной подвижности, легкости возникновения эмоций и т. д.
Утверждения подобраны таким образом, чтобы в совокупности они отражали эмоционально-красочное видение мира, высокую чувствительность к окружающему, вплоть до юношеской ранимости, устойчивости настроения.
Предполагается, что такая шкала может выявлять характерную для подросткового возраста специфику общей динамики эмоциональности.
Эта сторона эмоциональности может по-своему характеризовать развитость первой сигнальной системы.
Шкала «ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ» (6 утверждений)
Утверждение
|
Ответ (в баллах)
|
||||
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1. Чтобы запомнить трудный материал, пытаюсь все наглядно представить
|
Несомненно, да |
Пожалуй, да |
Когда как |
Пожалуй, нет |
Нет
|
2. Мне кажется, что у меня хорошая память на лица людей
|
Несомненно, да |
Пожалуй, да |
Нечто среднее |
Пожалуй, нет |
Нет
|
3. Не могу вспомнить имя или фамилию человека, лицо которого мне знакомо
|
Очень часто |
Часто не могу |
Когда как |
Вспоминаю быстро |
Вспоминаю сразу |
4. Ясно вижу страницу книги, тетради, кажется, что даже буквы вижу, но содержание не могу вспомнить
|
Несомненно, да |
Пожалуй, да |
Нечто среднее |
Пожалуй, нет |
Нет
|
5. Легко и надолго могу запомнить поэтические рассказы, стихи и другие литературные произведения
|
Несомненно, Да |
Пожалуй, Да |
Нечто среднее |
Пожалуй, нет |
Нет
|
6. Содержание прочитанного или услышанного помню хорошо, а где читал или услышал, не могу вспомнить
|
Нет
|
Пожалуй, нет |
Нечто среднее |
Пожалуй, да |
Несомненно, да |
Эти утверждения отражают специфические особенности сигнальной сферы индивида в виде образности или логичности памяти. Меньшая величина баллов по этой шкале указывает на преобладание устойчивых образных особенностей памяти.
Шкала «ВООБРАЖЕНИЕ» (6 утверждений)
Утверждение
|
Ответ (в баллах)
|
||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
1. Мне нравятся книги научно-фантастического жанра
|
Несомненно, да
|
Пожалуй, да
|
По обстоятельствам
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
2. Чтобы запомнить трудный материал, пытаюсь все наглядно представить
|
Несомненно, да |
Пожалуй, да |
Когда как |
Пожалуй, нет |
Нет
|
3. Часто нахожусь под впечатлением художественного описания или образа героя
|
Несомненно, Да |
Пожалуй, Да |
Когда как |
Пожалуй, нет |
Нет
|
4. Меня всегда привлекали фантастические образы
|
Несомненно, да |
Пожалуй, да |
Когда как |
Пожалуй, нет |
Нет
|
5. Люблю мечтать
|
Несомненно, да |
Пожалуй, да |
Когда как |
Пожалуй, нет |
Нет
|
6. Люблю пофантазировать
|
Несомненно, Да
|
Пожалуй, да
|
Средне
|
Пожалуй, нет
|
Нет |
Эта шкала может дать представление о некоторых непосредственных компонентах перво-сигнальных особенностей индивида. Сюда вошли утверждения, характеризующие личность со стороны ее расположенности к мечтательности, впечатлительности.
Автор методики предполагает
что у лиц с преобладанием второй сигнальной системы выражены саморегуляция, воля и аналитическое мышление. Поэтому он включил в нее еще три шкалы.
Шкала «САМОРЕГУЛЯЦИЯ» (10 утверждений)
Утверждение
|
Ответ (в баллах)
|
||||
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1. Мне свойственны четкость и порядок в делах
|
Неомненно, да |
Пожалуй, да |
Когда как |
Пожалуй, нет |
Нет
|
2. Я склонен любое
|
Несомненно,
|
Пожалуй,
|
Когда
|
Пожалуй,
|
Нет
|
дело доводить до конца
|
да
|
да
|
как
|
нет
|
|
Утверждение
|
Ответ (в баллах)
|
||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
3. Я склонен анализировать свои поступки
|
Несомненно, да |
Пожалуй, да |
Когда как |
Пожалуй, нет |
Нет
|
4. Чаще всего начатое дело завершаю
|
Несомненно, да |
Пожалуй, да |
Когда как |
Пожалуй, нет |
Нет
|
5. Мне свойственно совершать поспешные, необдуманные поступки
|
Нет
|
Пожалуй, нет |
Когда как |
Пожалуй, да |
Несомненно, да |
6. Обычно перед уходом я проверяю, не забыл ли что-нибудь взять с собой
|
Очень часто |
Часто
|
Когда как |
Редко
|
Никогда
|
7. Перед тем как действовать, я стараюсь представить себе все последствия |
Несомненно, да
|
Пожалуй, да
|
Когда как
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
8. Я могу работать сосредоточенно и в том случае, когда нет интереса
|
Несомненно, да |
Пожалуй, да |
Когда как |
Пожалуй, нет |
Нет
|
9. В напряженной и ответственной ситуации, например, на экзамене, мне удается более сосредоточенно и успешно работать
|
Несомненно, да
|
Пожалуй, да
|
Нечто среднее
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
10. Могу успешно выполнить домашнее задание и при отвлекающем шуме
|
Могу легко |
Чаще всего могу |
Когда как |
Иногда могу, но с трудом |
Совсем не могу |
В эту шкалу собраны утверждения, выясняющие, насколько характерно
спокойное разумное обдумывание своих действий, умение предвидеть события. Эти черты соответствуют развиваемой в дифференциальной психофизиологии представлениям о значении саморегуляции психической активности. При этом речь идет о целостной, личностной характеристике.
Утверждение
|
Ответ (в баллах)
|
||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
1. Я могу быть терпеливым и усидчивым при выполнении кропотливой умственной работы
|
Несомненно, да
|
Пожалуй, да
|
По обстоятельствам
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
2. Всегда стоит рискнуть, даже когда мало шансов на успех
|
Несомненно, Да |
Пожалуй, Да |
Когда как |
Пожалуй, нет |
Нет
|
3. Явно ощущаю в себе слабость воли
|
Нет
|
Пожалуй, нет
|
По обстоятельствам
|
Пожалуй, да
|
Несомненно, да
|
4. Я склонен любое дело доводить до конца
|
Несомненно, да
|
Пожалуй, да
|
Когда как
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
5. Я люблю дело, требующее напряжения ума и мускулов
|
Несомненно, Да
|
Пожалуй, да
|
Когда как
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
6. Усилием воли я могу преодолеть любые трудности
|
Несомненно, да |
Пожалуй, да |
Когда как |
Пожалуй, нет |
Нет
|
7. Чаще всего начатое дело завершаю в срок
|
Несомненно, да |
Пожалуй, да |
Когда как |
Пожалуй, нет |
Нет
|
8. Я могу работать сосредоточенно и в том случае, когда нет интереса к делу
|
Несомненно, да |
Пожалуй, да |
Когда как |
Пожалуй, нет |
Нет
|
9. Из-за своей нерешительности я много теряю
|
Нет
|
Пожалуй, нет |
Нечто среднее |
Пожалуй, да |
Несомненно, да |
10. Мне нравится преодолевать трудности в учебе и в других делах
|
Несомненно, да |
Пожалуй, да |
Нечто среднее |
Пожалуй, нет |
Нет
|
В целом все эти утверждения выявляют готовность к произвольному напряжению, умению подчинять себя задачам деятельности и преодолевать возможные трудности, последовательность и настойчивость в достижении поставленных целей, решительность.
Шкала «АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» (8 утверждений, выявляющих устойчивый стиль мышления)
Утверждение
|
Ответ (в баллах)
|
||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
1. Я могу быть терпеливым и усидчивым при выполнении кропотливой умственной работы
|
Несомненно, да
|
Пожалуй, да
|
По обстоятель-
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
2. Мне свойственны четкость и порядок в делах
|
Несомненно, да |
Пожалуй, да |
Когда как |
Пожалуй, нет |
Нет
|
3. Я склонен анализировать свои поступки
|
Несомненно, да |
Пожалуй, да |
Когда как |
Пожалуй, нет |
Нет
|
4. Предпочел бы иметь дело с математическими науками
|
Несомненно, да |
Пожалуй, да |
Когда как |
Пожалуй, нет |
Нет
|
5. Читая художественные произведения, пропускаю разные описания
|
Нет
|
Пожалуй, нет |
Когда как |
Пожалуй, да |
Несомненно, да |
6. Стремлюсь быть знатоком в определенной области
|
Несомненно, да |
Пожалуй, да |
Нечто среднее |
Пожалуй, нет |
Нет
|
7. Перед тем, как действовать, я стараюсь представить себе все последствия
|
Несомненно, да
|
Пожалуй, да
|
Когда как
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
8. Предпочитаю действовать по заранее продуманному плану
|
Несомненно, Да
|
Пожалуй, да
|
Когда как
|
Пожалуй, нет
|
Нет
|
Меньшие величины индивидуальных баллов по данной шкале выражают расположенность испытуемого анализировать свои поступки, тяготение к четкости и продуманности действий, последовательность в переходах от одних этапов действий к другим По своему содержанию один из полюсов этой шкалы можно назвать «аналитичностью» в отличие от противоположного полюса, характеризующего «синтетический» стиль познавательных возможностей
Интерпретация полученных данных
Для получения обобщенных показателей выраженности той или иной сигнальной системы суммируются баллы ответов на все вопросы, входящие в соответствующие шкалы.
Данные по четырем первым шкалам («Активность», «Эмоциональность», «Образная память», «Воображение») объединяются в один показатель выраженности первосигнальности, а показатели по другим трем шкалам («Саморегуляция», «Воля», «Аналитическое мышление») группируются в один показатель второсигнальности.
- Разница показателей первой и второй сигнальных систем (с. с.) может указать на относительную выраженность каждой из сигнальных систем (коэффициент сигнальности КС)
Меньшим величинам исходных показателей соответствует большее развитие данных функций.
Поэтому испытуемых с наименьшей величиной показателя КС, т. е. с наиболее выраженной второй сигнальной системой, можно считать лицами с преобладанием второй сигнальной системы, а с наибольшей величиной КС (т. е. с наименьшей выраженностью второй сигнальной системой, можно считать лицами с относительным преобладанием первой сигнальной системы.
- Производный показатель — обычная арифметическая сумма показателей двух сигнальных систем Чем меньше величина этого показателя, тем выше уровень аналитико-синтетиче-ской деятельности человека, и наоборот.