Сущность, цели и задачи психологического консультирования
Содержание статьи
Сущность психологического консультирования
заключается в предоставлении специалистом-психологом.
на основе специальных профессионально-научных знаний непосредственной психологической помощи через создание условий, при которых клиент открывает (осознает) новые возможности в решении своих психологических проблем.
Целью психологического консультирования является
помощь клиенту в исследовании собственной личности, в понимании своих отношений с окружающим миром, оценке своих проблем и в поиске альтернативных вариантов их преодоления.
Эта цель реализуется через решение следующих основных задач (по Р.С.Немову)
Конкретизация (выяснение) проблемы, с которой встретился клиент.
Эта задача заключается в выслушивании клиента, наблюдении за ним.
Применяя специальные приемы выслушивания консультант приходит к выводу о том, в чем состоит проблема клиента.
Информирование клиента о сущности возникшей у клиента проблемы, о реальной степени ее серьезности.
То есть консультант не только аргументированно объясняет клиенту, в чем заключается его проблема, но и объясняет, почему эта проблема возникла и как ее можно практически решить.
Изучение психологом-консультантом личности клиента.
Такое изучение позволяет выяснить, насколько полно и глубоко понимает клиент свои проблемы и насколько готов к их решению.
Четкая формулировка советов
и рекомендаций клиенту по поводу того, как лучше решить проблему.
При этом учитываются индивидуальные особенности клиента и специфика понимания проблемы психологом.
Советы и рекомендации должны быть простыми, короткими и понятными клиенту, а также пригодными для выполнения в реальных условиях жизни клиента и с соответствующим контролем с его стороны.
Не всегда клиент может сразу и с расчетом на успех перейти к реализации советов и рекомендаций, полученных от психолога.
Иногда из-за неопытности и неумения клиент допускает ошибки и нуждается в оперативной помощи со стороны психолога.
Поэтому задачей психолога-консультанта является оказание помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых тогда, когда он уже начал решения проблемы.
Если по тем или иным причинам клиент отказывается
от выполнения советов и рекомендаций, которые предоставляет психолог, то последний не несет ответственности за конечный практический результат психологического консультирования, а лишь за правильность данных рекомендаций.
Обучение клиента тому, как лучше избежать в будущем подобных проблем.
Это, в частности, одна из задач психопрофилактики.
Решая ее, психолог-консультант добивается того, чтобы клиент самостоятельно мог предупреждать повторное возникновение подобной проблемы.
В ходе психологического консультирования происходит также психолого-просветительское информирование клиента.
Оно заключается в передаче клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, овладение и правильное применение которых возможно без специальной психологической подготовки.
Критерием эффективности психологического консультирования, по мнению Г. С. Абрамовой, является появление у другого человека (клиента) новых переживаний по поводу своей проблемы.