https://electroinfo.net

Характерологические свойства индивидуальности

характер и идивидуальность в психологии

В психологической науке характер связывается с несколькими образующими:

  • системой социального поведения личности;
  • устойчивыми психологическими особенностями личности как индивидуальное своеобразие;
  • свойствами личности, наряду с психическими образованиями, состояниями и процессами, эмоцией и волей;
  • типологией поведения в определенной ситуации (условиях) жизнедеятельности; 
  • наконец, с системой отношений личности.

Считается, что одними из первых кто начал изучать характер являются Аристотель и его любимый ученик, приемник Теофраст — отец ботаники, перипатетик в Древней Греции.
Теофраст, в трактате «Этические характеры» дал описание различных типов людей, которые являлись популярными в течении нескольких веков. 

Характер обозначался термином «этос» (грех.)

что изначально трактовалось как жилище, местопребывания, а затем устойчивость.

Действия каждого человека рассматривались как продукт его устойчивой части «физиса» и изменчивой части «этоса». 

Такое сочетание давало спокойный нравственный характер, в противовес «патосу» (неустойчивость, неупорядоченность). 
Этос подвластен человеку и имеет различные степени совершенства. 
Аристотель считал, что этос есть добродетель человеческого характера, а не ума. 
Аналогичные наблюдения содержались в высказываниях мыслителей XVI-XVIII веков, а именно:  

  • Монтеня («Опыты», 1580);
  • Лабрюйера («Характеры Теофраста», 1688);
  • Ларошфуко («Сентенции и максимы о морали», 1655).

Затем исторические события отправляет нас к XVIII веку, где в Европе проводились исследования по типологии характера. 
Дж.Ст. Милль предложил создать отдельную область знания — этологию. 
В России также изучалась эта проблема и, в частности, начало ее изучению положил А.Ф.Лазурский — молодой врач.  
В 1897 году была опубликована его статья «Современное состояние индивидуальной психологии» в журнале «Обозрение психиатрии». 
В статье разрабатывалась концепция индивидуальных различий характера и соотносились его свойства с различными нервными центрами человека.
Эту концепцию предлагалось назвать «научной характерологией».
Причем, в основу своей теории он положил способность человека к активному приспособлению к средовым факторам. 
Активность человека зависела от того, какой психический уровень развития достиг человек и содержания действий, которые использует человек для приспособления. 
Интересна в этой связи его классификация личностей (1921): личности с эндопсихикой — психические и психофизиологические функции, темперамент, характер и наклонности, т.е. ядро личности прирожденное, устойчивое и личности с экзопсихикой, т.е. отношение к окружающей действительности.
Производными от взаимодействия эндо и экзопcихики являются черты, которые могут носить латентный и актуальный характер, что проявляется в деятельности, мотивах и интересах. 
В том случае, если личность имеет достаточный запас нервно-психической энергии (жизненной силы) и в ней заложены соответствующие врожденные факторы, обеспечивается высокий уровень психического развития — приспособление активно и способствует, благоприятствует человеку. 

А.Ф.Лазурский считал, что для оценки уровня развития

и соответственно степени адаптированности личности могут быть использованы следующие критерии: 

  • продуктивность деятельности и богатство интересов человека;
  • интенсивность и сила проявлений психического при оценке себя и результатов своего труда;
  • сознательность действий и преобладание идеи над эмоцией или чувством;
  • скоординированность и взаимосвязанность психической жизни личности, ее интегрированность и непротиворечивость.

При этом, характер относился не к изменчивой части, а к устойчивой, мало зависящей от человека. 
Ряд психологов вообще оценивают проблему отношений темперамента и характера как достаточно сложную и запутанную
Существует даже несколько точек зрения на соотношение темперамента и характера, характера и личности: 

  • отождествление темперамента и характера (Лазурский, Кречмер, Г. Айзенк, С.Айзенк и др.);
  • противопоставление темперамента и характера (Викторов, 1887; Левитов);
  • признание темперамента элементом характера (Выготский, Рубинштейн, Ананьев, Русалов);
  • признание темперамента основной природой характера;
  • предлагается рассматривать сочетание «темперамент — стиль — характер» (Либин).

Оригинальность трактовки характера по Олпорту заключается в связке не с темпераментом, а с личностью вообще.
Он считает, что характер это личность оцениваемая и тем самым признается изменчивость показателей характера. 

Голландцы Г.Хейманс, Е.Вирсме строят свою типологию на трех параметрах: 

  • активность-пассивность (характер деятельности в жизни, обозначение «А»);
  • эмоциональность-безэмоциональность (частота и сила эмо-ций, переживаний, обозначение «Э»);
  • первичность-вторичность темпорально-энергетической реакции (первичные постоянно разряжаются и реакция быстро исчезает, вторичные – наоборот, обозначение «П» или «В»).

На этой основе выстраивается восемь характерологических типов:

Э+А-Пнервный
Э+А-Всентиментальный
Э+А+Пбурный
Э+А+Встрастный
Э-А+Псангвиник
Э-А+Вфлегматик
Э-А-Паморфный
Э-А-Вапатичный

Наибольшую известность у нас в стране получила концепция акцентуации характера  немецкого психиатра К.Леонгарда. 
Его книга «Акцентуированные личности» издана у нас в 1982 и пользуется заслуженной популярностью. 
Акцентуация это понятие, которое означает чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний. 
Причем, черты настолько выражены, что граничат с психопатиями. 
И в этой связи, возникает целый ряд вопросов:

  1. Чем акцентуация характера отличается от психической нормы?
  2. Чем акцентуация характера отличается от патологии, психопатии?

Четко прописывается лишь ответ по последнему вопросу. 
Отличие акцентуации от патологии трактуется как отсутствует одновременного проявления триады признаков: 

  • стабильности проявления характера во времени;
  • тотальности проявления характера во всех ситуациях;
  • социальной дезадаптации (по П.Б.Ганнушкину и др.).

Характер с его акцентуацией завершает свое формирование к подростковому возрасту 

Причем акцентуация характера проявляется лишь в том случае, когда осуществляется специфическое воздействие внутренних или внешних факторов и эти факторы направлены к наиболее слабому месту, месту «наименьшего сопротивления» у того или иного человека по типу характера. 
Существенную роль в провоцировании определенной акцентуации, выведения ее из латентного состояния, или перехода в другую типологию играют внешние факторы: социальное окружение, профессиональная деятельность и собственно семейное воспитание. 
В том случае, когда в процессе семейного воспитания имеет место высокий контроль при отсутствии запретов наблюдается развитие у ребенка истероидности и гипертимности. 
Когда имеет место высокий контроль и много запретов, наблюдается усиление астенических черт и стремление эмансипироваться (уйти) от влияния родителей. 
В случае эмоционального отвержения со стороны родителей у ребенка развивается эпилептоидная акцентуация. 
Но, если к подростку предъявляют повышенные моральные требования, навязывают моральную ответственность это приводит к психостенической акцентуации характера. 
При ослабленном контроле, запретах, требованиях и удовлетворении потребностей детей развивается гипертимный или конформный тип акцентуации. 
Следует отметить, что акцентуация характера имеет способность к  компенсации и только в экстремальных условиях могут дать «рецидив» в виде аффекта, невроза, психопатии.

В целом К.Леонгардом выделяется всего 10-ть типов акцентуаций, в том числе: 

4-е акцентуации характера (обозначено Х) и 6-ть — акцентуации темперамента (обозначено Т): 

  • демонстративный (Х); педантичный (Х); застревающий (ригидный) (Х); возбудимый (эпилептоидный)(Х);
  • гипертимный (Т); дистимный (Т); тревожно-боязливый (Т); циклотимический (Т); эмотивный (Т); аффективно-экзальтированный (Т).

В отечественной психологической практике классификация, предлженная К.Леонгардом несколько переработана и в варианте А.Е.Личко представлена следующими акцентуациями характера подростков: 

  • лабильный истероид
  • лабильный
  • истероидный
  • психастенический
  • эпилептоидный
  • шизоидный
  • сензитивный
  • астено-невротический
  • конформный
  • неустойчивый
  • гипертимный
  • циклоидный.

Характерологические особенности личности часто исследуются в клинической практике через использование теста ММРI
В этом случае используется, как правило, три шкалы «невротической триады» и четыре шкалы «психотической тетрады». 
Шкалы невротической триады (вариант ММРI по Ф.Б. Березину): 

  • депрессия (шкала 2) — высокая частота встречаемости;
  • ипохондрия (шкала 1) — самотизация тревоги, беспокойство за здоровье;
  • истерия (шкала 3) — вытеснение тревоги, уход от фактов).

Шкалы психотической тетрады: 

асоциальная психопатия (шкала 4) — реализация напряженности в непосредственном поведении — высокая частота встречаемости; 
паранойяльный синдром (шкала 6) — ригидность аффекта, раскачивание ситуации, навязчивость и др.; 
тревожно-фобический синдром (шкала 7); 
шизоидный синдром (шкала 8) — аутизация тревоги, отчуждение и др.
При незначительных показателях данных признаков они носят позитивный характер: 
истероид — хороший оратор, например, шизоид — творческое мышление, паранойя — целенаправленность поведения.
Причем, на невротическую триаду не распространяются закономерности действия трех признаков (по П.Б. Ганнушкина). 
Чистые типы акцентуации встречаются редко. 
Чаще типы бывают смешанные, промежуточные, когда развитие получает сразу несколько типологических черт. 
В ряде случаев выделяют т.н. амальгамные типы это типы которые сформированы в результате напластования новых черт характера на уже сложившуюся структуру.
Исследование, рассмотрение характера у нас в стране имеет свои специфические аспекты, которые сводятся к анализу в рефлексометрическом ключе, а также попыткам отделить темперамент и характер. 
Следует помнить, что И.П. Павлов определял характер, как сплав нервной системы и жизненных влияний, обучения и воспитания. 
Такой сплав закрепляется в структуре индивидуальности и проявляется в способе реагирования.  
Л.С. Выготский же считал характер конечным результатом воспитательного процесса и, фактически, не связывал его с особенностями функционирования нервной системы. 
Большинство отечественных психологов считают, что характер есть структурная составляющая личности ее свойство и отличается устойчивостью в действии своих компонентов, среди которых выделяется воля, принципиальность, ценности  жизни и т.п. 

Так, В.Русалов предлагает отличать темперамент от характера по разной степени обобщения содержания психики. 
Обобщение по гуморальным, соматическим и нервным подсистемам составляет сущность  темперамента, обобщение по динамике и содержанию побуждений, мотивов относится к характеру.

Критериями отнесения свойства к темпераменту являются: 

  • свойство не зависит от содержания деятельности и потребностей, отражает формальный аспект;
  • характеризует меру энергетического напряжения и отношения;
  • универсально и проявляется везде;
  • рано проявляется в детстве;
  • устойчиво во времени, занимает длительный период жизни;
  • коррелирует со свойствами нервной системы и другими биосистемами (гуморальной, телесной);
  • наследуется.

Б.Г. Ананьев считал, что характер есть совокупность черт личности, которые связаны прежде всего с системой отношений личности к общественной среде, а именно: 

  • природе и общественным идеям (идеологии);
  • труду;
  • другим людям;
  • к самому себе как личности.

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий