https://electroinfo.net

Социоэкономические и социокультурные аспекты индивидуальности

Содержание статьи

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) опубликовала окончательные итоги

всероссийской переписи населения, проведенной в 2010г. За 8 лет – с 2002г. – россиян стало меньше на 2,3 миллиона человек. Численность жителей РФ составила 142 млн 857 тыс. человек. Выяснилось, что за тот же срок в России вымерли 8,5 тыс. деревень.

РФ заняла 8-е место в мире по численности населения после Китая (1 млрд 335 млн человек), Индии (1 млрд 210 млн человек), США (309 млн человек), Индонезии (238 млн человек), Бразилии (191 млн человек), Пакистана (165 млн человек) и Бангладеш (147 млн человек).

Соотношение горожан и сельских жителей в России составило 74% и 26% соответственно. Россияне обитают в 2 тыс. 386 городах и поселках городского типа и в 134 тыс. селах и деревнях. При этом еще в 2002г. сельских населенных пунктов было на 8,5 тыс. больше, то есть российская деревня продолжает вымирать. Кроме того, страна потеряла 1 город-миллионер: недавно этого статуса лишилась Пермь, поэтому в РФ теперь 12, а не 13 мегаполисов.

Самыми населенными федеральными округами России остаются Центральный (38,4 млн человек), Приволжский (29,9 млн человек) и Сибирский (19,3 млн человек). Первый из них даже «прибавил в весе»: за 8 лет его население выросло на 400 тыс. человек. Наименее обитаемы Дальневосточный ФО (6,3 млн человек) и Северо-Кавказский ФО (9,4 млн человек).

При этом Кавказ продемонстрировал существенный рост населения – сразу на 500 тыс. жителей.

При этом Кавказ продемонстрировал существенный рост населения – сразу на 500 тыс. жителей.

 

Численность женщин в РФ превышает количество мужчин на 10,8 млн человек. На 1 тыс. мужчин приходится 1 тыс. 163 женщины. Кроме того, население России продолжает стареть: средний возраст жителей страны составил 39 лет против прежних 37,7. В РФ проживает 33 млн супружеских пар. Интересно, что российские женщины чаще рожают двух детей (21,5%), а не одного (19,4%).

Самым многочисленным народом в стране остаются русские (111 млн человек), однако за 8 лет их число сократилось на 4 млн человек. В России также проживают 5,31 млн татар, 1,93 млн украинцев, 1,58 млн башкир и 1,44 млн чувашей. Количество представителей всех этих народов уменьшается. Зато увеличивается численность кавказских народов – чеченцев, аварцев, лезгинов и ингушей. Наиболее многочисленны из них чеченцы – 1,43 млн человек.

Изменение численности населения наиболее многочисленныхнацио-нальностей характеризуется следующими данными:

Изменение численности населения наиболее многочисленныхнацио-нальностей характеризуется следующими данными

Численность граждан РФ, проживающих в России, – 137,9 млн человек. Помимо русского, наиболее распространенными языками в стране являются английский, татарский, немецкий, чеченский, башкирский, украинский и чувашский.

Среднее образование в России имеют 36,7 млн человек, высшее – 27,5 млн человек. Еще 700 тыс. человек не имеют даже начального общего образования.

Прежде всего, следует разобраться в отдельных понятиях.

Дело в том, что при обозначении тех или иных групп людей сегодня употребляются достаточно противоречивые и неоднозначно понимаемые как в теории так и на практике обыденного сознания категории и показатели. Так для обозначения социально-экономического положения человека, его базового уровня индивидуальности используют следующие понятия: статус, класс, страта или слой и т.п. Естественно, что эти понятия имею как много общего, так и чем-то существенно отличаются.

Здесь важно понять отличие категории «класс» от категории «статус». Когда некоторую группу людей причисляют или называют «социальный класс», то обычно учитывается: уровень благополучия, уровень образования, степень политического влияния на общественные процессы и отношение к собственности.

В то же время, когда говорят о человеке, или даже группе людей и оценивается соответствующий «социальный статус», также учитывают доход человека и его семьи, достигнутый уровень образования специалиста и родителей, занимаемая человеком должность, звание и даже ближайшее окружение. Считается, что «статус» категория больше социально-психологическая, а «класс» — социолого-политическая, идеологическая и политологическая.

В целом можно сказать, что критерии и показатели, используемые сегодня

для оценки принадлежности человека к той или иной категории, достаточно размыты и не всегда могут быть адекватным инструментом в получении социоэкономической и культурной характеристики конкретного представителя исследуемой социальной группы, т.е. индивидуальности. Этому способствуют ряд как объективных та и субъективных факторов переходного периода нашей жизни.

А это в свою очередь существенно меняет, если не сказать искажает, наши представления о масштабах стратификации общества, степени влияния той или иной социальной группы, экономического уклада ее жизни на индивидуальные различия, интеллектуальный стилевой и мотивационный аспект поведения конкретного человека, его типологию.

Наиболее болезненно, как известно, идет процесс стратификации общества:

разделения людей на бедных, богатых и средний слой. При этом не всегда учитывается своеобразие действия социальных, экономических, психологических и социально-психологических факторов основных групп населения страны. Прежде всего, речь идет о «целостной индивидуальности», определенной типологии поведения людей, сложившейся на предшествующем этапе общественного развития (советский период). Именно эта «целостная индивидуальность» обладает некоторой устойчивой совокупностью переменных, консерватизмом к восприятию современных изменений за счет социоэкономических, социокультурных, групповых и типологических факторов поведения и взаимодействия людей с властью.

Эту устойчивую совокупность переменных в дифференциальной психологии предлагается сегодня обозначить как социоэкономический статус (СЭС).

Соответственно анализ СЭС опирается на ряд оценок:

  • род занятий субъекта, профессиональный статус родителей;
  • уровень дохода;
  • образование родителей;
  • условия проживания;
  • стиль жизни;
  • установки и ценностные ориентации;
  • ожидания на развитие (направленность) личности.

Данные оценки составляют контекст СЭС. Отсюда предполагается, что стратификация общества осуществляется с учетом процесса социализации ребенка и контекста СЭС.

Показатели контекста СЭС могут располагаться в диапазоне от низких до высоких. Именно в этом диапазоне идет поиск индивидуальных различий, которые связаны с их социоэкономическими и культурными аспектами.

Социологическое изучение индивидуальных различий осуществляется в рамках по крайней мере двух путей.

Первый путь, связан с выделением шкалы различий между группами (классами, стратами) в континууме уровней «сверху – вниз».

Например, западными исследователями выделяется пять таких уровней:

  • нижний неблагополучный класс (18%);
  • рабочий класс (голубые воротнички – 48%);
  • группа ниже среднего (белые воротнички, служащие –21%);
  • группа выше среднего (бизнесмены и независимые профессионалы – 10%);
  • класс с высоким уровнем (3%).

Неблагополучный класс характеризуется наличием эмоциональных проблем, социальной изоляцией и трудностями реализации маскулиной роли, а также делением обязанностей по половому признаку.

Для голубых воротничков характерна половая сегрегация, а женщины пассивны и привязаны к дому.

Белые воротнички отличаются респектабельностью, сильными семейными узами, где женщина рассматривается как первый помощник мужчины.

Группа выше среднего ориентируется на карьеру, финансовую независимость, социальный престиж и самосовершенствование. Наконец, группа высокого уровня проявляет себя в беззаботной жизни, финансовой стабильности и престиже. Основной акцент в этой группе делается на родословной, единстве мужчин и женщин.

Второй путь опирается на сравнение тех или иных показателей группы со средним классом, стратой.

И первый, и второй путь при изучении индивидуальных различий опираются на специальные совокупности признаков (кластеры), которые дают возможность понять каким образом социальная группа (класс, страта) влияют на развитие личности и обеспечивают проявление индивидуальности или типичного в поведении человека.

Выделяется два кластера признаков.

Первый кластер признаков дает возможность понять характеристику статуса, а именно:

  • уровень жизни родителей;
  • наследственность;
  • особенности процесса беременности;
  • уход за новорожденным и питание;
  • особенности периода младенчества и детства;
  • влияние соседей и ближайшего окружения;
  • характер школьной среды;
  • возможность выбора занятий;
  • профессия, доход и статус.

Второй кластер признаков призван оценить ситуативные и личностные переменные будущего личности:

  • домашнюю обстановку и внутрисемейное взаимодействие;
  • врожденный потенциал и возможности его развития;
  • специфику пренатального периода и его последствия;
  • влияние существующей обстановки на здоровье человека;
  • уровень развития интеллекта и креативность;
  • сформированность основных психических свойств (характер, направленность и т.п.) социального взаимодействия;
  • процесс формирования знаний, умений и навыков и др.

Данные кластерные признаки могут находиться в системе самых разнообразных отношений между собой: от благоприятных и непротиворечивых сочетаний, до антагонизма и конфликта позиций. Все это естественно сказывается на социализации личности и процессе стратификации общества.

Несомненно, основная масса людей реально осознает наличие социальных различий, но не всегда способна выделить четкие критерии для определения своего статуса.

Психологи предлагают выделить восемь таких критериев,

которые помогут определить социальный статус человека и оценит степень влияния социума на формирование индивидуальности:

  • ранг профессии (престижность);
  • доход семьи;
  • качество домашнего хозяйства;
  • репутация района проживания;
  • связь с общественными клубами и организациями;
  • посещение церкви;
  • образование мужчины (специфика внутрисемейного взаимодействия);
  • образование женщины (специфика внутрисемейного взаимодействия).
Рассмотрим отдельные компоненты СЭС, которые существенно влияют на формирование индивидуальных различий.

Прежде всего, речь идет о семейном воспитании ребенка. Исследования дают основание сказать о том, что высокий СЭС, как правило, формируется в том случае, если отцы чаще стремятся бывать дома, а родители ребенка обеспечивают успех ребенка в школе. Положительный результат получается и тогда, когда отец и мать участвуют в профессионализации ребенка. Замечено, что если три показателя СЭС имеют высокие показатели (уровень образования мужчины + уровень образования женщины + профессиональный статус мужчины), то проявляется стремление привить ребенку независимость и индивидуальное своеобразие. При этом, мать больше влияет на дочь, а отец на сына. Такие высокие показатели СЭС говорят о существенном отличие воспитания в семье по манере. Так, низкостатусные родители больше используют принуждение и авторитарные приемы воспитания, проявляют тенденцию к агрессии ( физическое насилие), а также придерживаются тенденции соперничества и соревнования в общественном взаимодействии. Дети, у которых родители относятся к средним слоям населения, отличаются направленностью на достижение успехов.

Во-вторых, не менее интересным компонентом СЭС является развитие интеллекта. Социально-классовые различия в этом отношении менее предсказуемы для когнитивной сферы ребенка в первые три года его жизни и более адекватно диагностируются по домашней обстановке (игрушки, отношение родителей к ребенку). Исследователи используют разнообразные приемы для диагностики интеллекта, среди них: тестовое измерение IQ; учет сниженного веса при рождении и воспитании в бедной семье (низкостатусной семье) также дает низкий IQ; учет благоприятной обстановки в низкостатусной семье, которая может дать норму в развитии интеллекта ребенка; экспериментальное изучение методом приемных детей. Анализ результатов экспериментов с приемными детьми показывает, что те дети, которые воспитываются у высокостатусных родителей показывают на 11-12 пунктов выше IQ, но дети из высокостатусных семей все равно давали более высокий IQ. Низкостатусные семьи в целом вырабатывают у ребенка менее удачные стратегии решения жизненных проблем. Кроме того, низкостатусные родители, как правило стараются решать проблемы ребенка сами и не дают возможности ребенку самому проявить инициативу.

В третьих, значимая роль в формировании индивидуальных различий отводится окружающей среде ребенка. Так, район проживания может препятствовать или способствовать формированию адекватного мировозрения ребенка. В свою очередь, адекватное мировозрение благоприятствует адаптивным процессам. Среда способствует или препятствует своевременной коррекции поведения ребенка в случае каких-либо девиаций. Замечено, ранняя коррекция поведения на 15-30% увеличиваются показатели IQ. Установлено, что взрослые с невысоким IQ, но хорошим здоровьем живут больше, чем люди с высоким IQ того же класса, а образованные люди более счастливы и обеспечивают значительный личностный рост окружающим. В принципе высокий доход в семье существенно влияет на состояние здоровья, состояние удовлетворенности жизнью, уход за подрастающим поколением и смягчает действие стрессогенных факторов. Опыт сложной работы и наличие работы вообще способствует повышению уровня притязаний, развитию когнитивных навыков, высокой рефлексивности субъекта и его личностному росту. С другой стороны, отсутствие работы или даже ее наличие, но низкостатусной приводит к развитию тревожности, депрессивных состояний, беспокойству за свое здоровье, различным фрустрациям и вегетативным отклонениям в работе нервной системы. В отдельных случаях, фиксируется устойчивая связь между уровнем СЭС, этнической принадлежностью и состоянием здоровья. Высокому уровню СЭС больше соответствуют невротические реакции, а низкому — психопатии.

Четвертым, следует отметить стремление к достижениям. Так, подросток из семьи с высоким статусом лучше понимает значимость хорошего образованию, его роль в обеспечении личных и социальных успехов. В этом случае, достижение успехов опосредствовано не только уровнем СЭС, но и высокой самооценкой личности, устойчивой мотивацией на успех, ожиданиями со стороны окружающих и самой личности, его жизненным опытом.

Социокультурные координаты личности представляют собой систему,

в которой проявляются знания, обычаи, традиции, ценностные ориентации, убеждения, а также этика, эстетика и даже предрассудки осознанные и принятые личностью в рамках той или иной социальной общности. В этом случае возникает ряд вопросов психологического плана: в чем состоит влияние культуры на человека и его психику? если такое влияние существует, то каким образом его сделать предметом научного изучения? У истоков решения этих проблем стояли зарубежные и отечественные ученые, такие как К.Линней, Г.Спенсер, В.Вунд, Б.Малиновский, М.Мид, В.Бехтерев и др. Однако, систематическое изучение влияния культуры на психику первоначально осуществлено в Йельском университете (США). Например, исследование младенцев различной этнической принадлежности показало ряд интересных закономерностей. Черные дети развиваются быстрее до и после рождения. Они раньше начинают ходить, у них более тяжелые кости и развитая мускулатура. Азиатские младенцы более медлительны, особенно по моторике. Кавказские же дети, наоборот, проявляют больше активности и возбужденности, их труднее успокоить. Навахо и китайцы отличаются спокойствием, а японцы реагируют более энергично и сравнительно легко успокаиваются. Китайские младенцы 4-х месяцев менее активны, возбудимы и голосисты, чем ирландские и евро-американские. Матери китаянки и японки меньше говорят с младенцами, чем кавказские матери.

Вместе с тем, влияние социокультурных факторов на развитие познавательной сферы детей не столь очевидны.

Считается, что есть некая общая закономерность их формирования у детей различной национальной принадлежности. Вместе с тем отмечается, что по математическим способностям японские и китайские мальчики отличаются от американских. Наблюдается разница в стилях речевых функций, но не в вербальных способностях. Например, черные американцы имеют специфическое обращение с временными формами глаголов и это воспринимается как продукт субкультуры.

Влияние культурных факторов несомненно сказывается на различиях в личностных ориентациях, когда фиксируется неравномерность в начальных сроках разрешения исполнения взрослых ролей у различных народов. Например, ранние сроки (с 6-7 лет) выполнения роли по заботе о своих сестрах и братьях имеется в странах Африки и Полинезии.

Не менее интересны различия связанные с влиянием культуры на процесс воспитания.

Процесс воспитания вызывает индивидуальные различия за счет использования специфической стимуляции ребенка (игрушка, разговор или движение) на начальных этапах онтогенеза, взаимодействия младенца с объектом или матерью, использованием высокотоновых звуков в общении, ориентацией ребенка на самостоятельность. Так, российские младенцы по сравнению с американскими получают больше проявлений любви и физических контактов со стороны родителей, но меньше свободы в движениях и больше ограничений в проявлении инициатива ребенка. Акцент делается на послушании и самодисциплинировании, чувстве товарищества. Нельзя отрицать и опыт ранней социализации юношей и девушек в семье отдельных этнических групп.

Особая значимость в поиске и анализе влияния культурных факторов индивидуальных различий придается

явлениям самосознания, а именно: пониманию справедливости, причин лжи, готовности к компромиссу, взаимосвязи закона и морали, отношению к работе, мечтам о будущем и национальному характеру.

Достаточно отметить, что существуют различия в общественном мнении между отечественными и американскими представлениями о справедливости и в частности об использовании лжи для достижения гуманных целей. Проведены исследования о причинах лжи у американских респондентов: выросших в США, эмигрантов из бывшего СССР и граждан бывшего СССР. Общими психологическими причинами лжи выделены: корыстные побуждения, страх унижения, стремление избежать неудачу и повысить свой авторитет. Отличия отмечены лишь в отношении вмешательства в личную жизнь. Американцы проявляет больше терпимости и готовности к компромиссу, у россиян же меньше доверия к закону и власти, а больше ориентаций на авторитарное лицо и его статус. Исследование в Москве выявило также готовность людей давать ложные показания суде.

В исследовании (Всемирное исследование трудовых ценностей), которое проводилось более чем в тридцати странах позволило выявить некоторые особенности трансформации отношения россиян к работе как результату действия социокультурных факторов. Для российского представителя сегодня характерным является то, что работа (как и других этнических групп) это вторая по значимости сфера жизни, после семьи. Однако, существует большой разрыв между субъективной значимостью семьи и работы, а также приоритетах высокого заработка над ценностями бескорыстной самоотдачи и духовными ценностями.

Мечты о будущем исследовались на примере студентов (400 человек) Нью-йорского городского университета в 1966 г.

Мечта есть форма состояния сознания, при которой внимание отвлечено от непосредственной актуальной ситуации. Регистрировалась такой показатель как частота и содержание грез о своем возможном будущем в течении дня. Наиболее высокие результаты показали итальянские студенты, а потом идут по убывающей: негры, евреи, ирландцы, англо-саксы и немцы. Замечено, что частота грез выше у групп, которые не обладают достаточной социальной стабильностью и статусом (в данном случае наличие эммиграционного статуса). В данном случае это итальянцы, негры и евреи, которые больше ориентируются на самостоятельное создание образов группового поведения.

Администратор

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий