Выбор карьеры и профессии
Содержание статьи
- 1 Образ карьеры характеризуется как сознательное планирование представлений
Образ карьеры характеризуется как сознательное планирование представлений
индивида о собственной, профессиональной и социальной реализации в будущем в ситуации моделирования планов по построению карьеры. Представление карьеры без выбора есть мечта, иллюзия, мираж.
Например, в самом общем виде — выбор жизненного пути школьника определился в сфере научной деятельности. На этой основе у него сформировался образ карьеры и ее конечная цель — защита диссертации и получение ученой степени. Образ карьеры явился фундаментом выбора карьеры, который связан с гуманитарной деятельностью и соответствующими действиями в этом направлении.
В свою очередь, выбор карьеры, стал основой выбора профессии — психолог. Выбор профессии был положен в основу выбора учебного заведения для обучения с последующим получением специальности практического психолога.
➡
Таким образом, выбор карьеры опредмечен профессией и приобретает
соответствующую мотивационную силу в ходе самой профессионализации личности.
В западной литературе основные усилия при решении проблемы выбора профессии сконцентрированы социологических и психологических основаниях. Основные идеи социологического подхода базируются на том, что выбор профессии статичен и репродуктивен. При этом имеет место критическое отношение специалистов данной области к психологическим причинам объяснения выбора профессии. Считается, что чисто психологическая сторона выбора профессии уводит проблему от социальных и экономических факторов, которые играют доминирующую роль в этом процессе. К социальным факторам выбора профессии социологии относят: принадлежность к социальной группе (страте); положение семьи; тип школы.
➡
Психологическая сторона проблемы профессионального выбора концентрируется
на концепции теории черт, личностных конструктов и Я концепции. В последние годы активно развивается эволюционный подход выбора профессии, который предполагает учет этапов жизни человека.
Иными словами, в западном подходе в целом, как и в отечественной литературе, карьерное развитие понимается как целостный комплекса выборов: жизненного пути, карьеры, профессии и специальности на фоне следовых факторов и индивидуального своеобразия личности. Взаимосвязи всех составляющих этого комплекса носят нелинейный характер. Например, выбор профессии может существенно изменить изначальные ориентиры жизненного пути человека, а выбор карьеры — повлиять на профессиональное самоопределение личности и наоборот.
➡
Не является исключением и собственно психологическая составляющая профессионального выбора и карьеры
Психологию выбора профессии необходимо также исследовать с учетом ряда социально-экономических, культурных, правовых и нравственных факторов. Если образ карьеры и выбор карьеры определяют стратегический курс, общий путь жизнедеятельности человека, то выбор профессии выполняет более скромную, но конкретную задачу — выбор профессионального «маршрута» движения на этом пути. Поэтому психологический ракурс выбора профессии не ограничивается просто «предпочтением» или «ранжированием», перебором альтернатив, т.е. технической стороной дела.
Психологическая составляющая выбора профессии — это волевой акт принятия решения, который связан, с одной стороны, с оценками ориентиров профессионализации, а с другой — оценками эффективности возможной «профессиональной оснастки» главного действующего лица на карьерном маршруте. Профессия в этом случае как бы гарантирует человеку значительную (но не всю) долю успешного достижения поставленных стратегических карьерных целей. Волевая составляющая выбора профессии связывается субъектом с необходимостью преодоления оценочных трудностей, подавления негативных эмоциональных переживаний и противоречивых мотивов и побуждений.
➡
Выбор профессии обеспечивает определенную свободу действий личности
и в силу этого, может как облегчить, так и затруднить продвижение специалиста по избранному карьерному маршруту. Здесь важно выбрать правильные профессиональные ориентиры с учетом индивидуального потенциала и социальных потребностей. Не случайно выбор профессии по оценкам отдельных исследователей приобрел характер личностного кризиса на определенном этапе жизненного пути человека, стал персональной проблемой для большинства учащихся и студентов (Забродин Ю.М.).
Естественно, что к далеко не полному перечню результатов следует добавить и чисто псих ориентиры, например: самооценку выраженность притязаний индивида; установки индивида; подверженность личности влиянию других; будущие профессиональные желания, стремления и карьерные ожидания; личностный смысл. В целом все это составляет содержание социально психологического подхода к анализу выбора профессии. Поскольку это волевой акт, то принятие решения по выбору профессии представляется в виде процессуальной части формирования карьеры в следующих классификациях:
по степени рационализации принятого решения: импульсивное, эмоциональное; интуитивное; осознанное;
напряженности решения: рискованное; безрассудное; взвешенное;
связи решения с действительностью: реальное; спонтанное (случайное); нереальное;
характеру ориентаций решения: оригинальное; подражательное; стереотипное;
социальной значимости решения: престижное; традиционное; популярное; долг;
временным показателям решения: ситуативное; оперативное, среднесрочное; долговременное, перспективное; медлительное.
➡
Наиболее популярной типологией выбора профессии является концепция
отечественного исследователя Е.А. Климова. Выбор профессии в этой концепции связывается с предметной областью труда: человек — природа; человек — техника; человек — человек; человек — знак; человек — художественный образ.
Выбор карьеры не заканчивается выбором профессии. Это только начало карьерного развития. Начало карьерного пути во многом определяется развитием специалиста как профессионала.