Предмет, задачи, основные понятия психологии труда

Содержание статьи

Психология труда – отрасль психологической науки

Предмет, задачи, основные понятия психологии труда

изучающая, условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.

Выделение из общей психологии и других психологических наук психологии труда, было вызвано непрерывным совершенствованием науки и техники, изменением характера трудовой деятельности, возрастанием значения «человеческого» фактора в связи с научным прогрессом. Это одна из наиболее востребованных отраслей психологии, подвергаемая постоянным модификациям в связи с изменениями характера и условий труда.

Актуальность психологии труда можно обосновать некоторыми конкретными примерами:

– До 90 % информации мы получаем с помощью зрения. Из-за неправильной организации труда, в первую очередь с использованием компьютеров и, как следствие, перегрузки зрения, многие носят очки.

– Увеличение шума может снизить производительность труда более чем на 50 %; кроме того, до 70 % всех неврозов вызваны шумами.

– Операторы и диспетчеры из-за нервно-эмоциональных срывов уже в 40-45 лет утрачивают работоспособность.

Труд определяется обычно как сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности[1]. Он трактуется также как процесс сознательного преобразования человеком окружающей действительности с осознанным использованием средств и орудий для удовлетворения общественных и личных, материальных и духовных потребностей.

Труд включает в себя: целесообразную деятельность, предмет, средства, результат труда

Если на ранних стадиях трудовой деятельности преобладал физический, мускульный характер деятельности человека как субъекта труда с применением простых орудий труда, то с развитием цивилизации он старался облегчить свои усилия, создавать различные приспособления, механизмы или, одним словом, технику. При этом неизменным был тот факт, что человек как субъект труда непосредственно контактировал с природой как предметом труда.

Психические явления, возникающие при этом у человека и сопровождающие процесс его труда

стали предметом изучения вначале общей психологии, а затем – психологии труда. При этом общая психология рассматривала трудовую деятельность вообще, не поднимаясь выше субъекта и средств труда. Психология труда появилась тогда, когда техника (это были уже не лопаты, топоры и другие несложные приспособления, а самолеты, автомобили, трамваи, паровозы) потребовала не только силы, ловкости, удобства, но и развитого восприятия, сообразительности, быстроты и точности реагирования.

Облегчающие труд приспособления постепенно освобождали человека от изнурительных мышечных напряжений, создавали более комфортную обстановку, удаляя его из опасных  зон, создавая возможность дистанционного контроля за процессом труда с помощью специально созданных приборов. Постепенно в характере деятельности человека стали появляться операторские функции, характерной особенностью которых было преобладание интеллектуальных составляющих (восприятие информации, ее переработка и принятие ответственных решений) над грубой физической силой. Так появилась инженерная психология, которая вначале рассматривалась как одно из направлений психологии труда, а затем как самостоятельная отрасль науки.

Все это закономерно делает актуальными знания о психологических закономерностях оптимального соединения труда и возможностей человека. Ответом на эту общественную потребность явилась формирование (выделение из общей психологии) специальной психологической отрасли.

Психология труда изучает закономерности формирования и проявления психической деятельности человека

(процессы, состояния, свойства личности) в процессе его труда; это теория и практика, описывающая закономерности взаимосвязи трудовых процессов и связанных с ними индивидуально-психологических и социально-психологических факторов.

Другими словами, психология труда – это отрасль психологии, изучающая особенности психики трудящегося человека, закономерности формирования и проявления психической деятельности; это система психологических знаний о трудящемся человеке в условиях непосредственного контакта с реальными орудиями труда (техникой). Она призвана повысить эффективность труда при восприятии реальных процессов, предметов и обстановки в ходе совершения преимущественно физических, мускульных актов.

Объект психологии труда — тот же, что и общей психологии

т. е. психика человека, ее закономерности. Разница лишь в том, что психология труда рассматривает психику человека в конкретных условиях профессионального труда. Предметом психологии труда является труд со стороны его психологических компонентов, что в значительной мере входит в содержание личностного фактора.

Предметом психологии труда выступают психологические закономерности трудового процесса

особенности личности субъекта деятельности в их взаимосвязи со средствами, орудиями, процессом, содержанием, условиями и организацией трудовой деятельности, равно как система признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обусловливают профессиональную деятельность.

Психология труда имеет огромное практическое значение. В настоящее время исследования по ней проводятся в различных отраслях производства, науки, образования, здравоохранения и культуры. Большое значение приобретают исследования в сфере управления и обслуживания.

В рамках психологии труда сложились направления, которые постепенно выделяются в отдельные отрасли психологии: инженерная психология, промышленная психология, организационная психология, транспортная психология, авиационная психология, космическая психология и т. п.

Основные понятия психологии труда. Человек отличается от других живых существ тем, что он способен заниматься деятельностью, которая представляет собой сознательную целенаправленную активность по преобразованию действительности, усвоению знаний, умений и навыков, созданию материальных и духовных ценностей.

Основными видами деятельности являются: игра, учение и труд.

Труд отличается от других видов деятельности тем, что он всегда имеет направленность на создание продукта социально значимого, т.е. нужного людям (материального или идеального). Прогресс в науке, технике, производстве и других сферах жизнедеятельности общества сопровождается повышением требований к человеку как субъекту труда. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, повсеместное применение вычислительной техники, информационных систем индивидуального и коллективного пользования в корне меняют характер труда и влекут за собой возникновение новых профессий. Несмотря на постоянное совершенствование техники, условий и организации деятельности, трудовые функции человека усложняются, а экономическая и социальная значимость результатов его труда и последствий различных нарушений трудового процесса возрастает. Реализация трудовых функций накладывает на специалиста большую ответственность, так как от эффективности и надежности целенаправленных действий в значительной степени зависит качество работы и безопасность труда многих его участников.

Труд в современном обществе характеризуется, в первую очередь, его умственным и творческим содержанием

высокой информационной насыщенностью, нередко экстремальностью внешних условий, коллективностью деятельности и другими особенностями, предъявляющими высокие требования к состоянию психической сферы человека и обусловленными в своих проявлениях специфическими закономерностями психической активности и психического склада личности.

Психология трудовой деятельности занимается не только изучением и обоснованием путей, методов и средств совершенствования деятельности, но также исследованием фундаментальных явлений психики человека (формирование субъекта труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей в трудовом поведении, формирование профессиональных способностей и т. д.).

Взаимоотношения психологии и труда как социально-экономического процесса

преобразования окружающего мира строятся на основе ряда принципиальных положений о психологии трудовой деятельности, которая:

– направлена не только на облегчение труда человека, но и стремится сделать его более продуктивным, созидательным, безопасным, приносящим удовлетворение и материальный достаток;

– стремится приспособить труд к человеку и человека к труду (идея господства человека над природой, техникой, другими людьми спорна, а иногда и абсурдна);

– отражает существенную изменчивость и значительные индивидуальные различия состояния психики, свойственные разным людям в трудовой деятельности.

По результатам труд может быть создающим материальные ценности или конструирующим новые, идеальные продукты – идеи, новые технологии; любой из этих видов может быть производительным или непроизводительным.

По содержанию различают труд простой и сложный, ручной и автоматизированный, строго регламентированный и свободный, творческий.

По степени включенности человека труд может быть направлен на самообслуживание или ориентированным на общественно полезные блага; исполнительским или квалифицированным, самостоятельным или совместным, свободным или принудительным.

При рассмотрении сторон труда обычно говорят о субъекте и объекте труда. Субъект труда – человек (индивидуальный субъект) как участник процесса создания материальных и духовных ценностей, их развития и обеспечения или группа людей (коллективный субъект) – бригада, экипаж, смена и т. п. Этот субъект познает и преобразует окружающий мир, он наделен психологическими характеристиками, необходимыми для усвоения и эффективного выполнения труда.

Объект труда – то, на что направлена трудовая деятельность

Его раскрытию способствует выработанная обществом структура трудовой деятельности. Она не зависит от субъективных намерений и оценок конкретного человека и включает: предмет труда, профессиональные задачи, действия и операции, средства, условия и результат труда.

Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка. Достижение указанных целей обеспечивается реализацией познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентировочной, коммуникативной и эстетической функций труда.

Реализация функций труда требует создания определенных предпосылок для его успешного осуществления:

– отбор людей, наиболее пригодных для конкретной деятельности;

– профессиональная подготовка;

– рациональные условия и организация трудового процесса;

– удобство и эффективность орудий труда;

– адекватность возможностей человека рабочим нагрузкам;

– система безопасности труда, сохранения профессионального здоровья и долголетия, психологической поддержки и работоспособности.

Каждый конкретный вид трудовой деятельности реализуется определенным нормативно одобренным (как правило, наиболее эффективным, экономичным) способом. В процессе профессионализации человек превращает его в индивидуальный, присущий только ему способ деятельности, отражая в нем свои личные особенности, в том числе и психологические. Внутренней стороной овладения профессией является формирование у субъекта труда на основе индивидуальных особенностей его профессионально важных качеств и психологической системы деятельности.

Профессионально важные качества включены в процесс деятельности и обеспечивают эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности; это также психические процессы, психические состояния, способности, мотивы деятельности, профессиональные притязания, удовлетворенность трудом.

Психологическая система деятельности – совокупность психических свойств

качеств субъекта труда, организованных для выполнения функций конкретной деятельности и образующих систему. Она порождается и приобретает свою качественную определенность в трудовой деятельности, включающей, кроме субъекта труда, его содержание, средства, условия, особенности организации.

Развитие психологической системы деятельности происходит как в процессе профессиональной подготовки субъекта труда, так и при последующем становлении профессионала, его совершенствовании. Ее формирование означает включение в процесс освоения деятельности профессионально значимых для нее функциональных блоков субъекта, их опредмечивание (наполнение предметным содержанием), ориентацию на реализацию конкретных рабочих функций, а также установление и закрепление взаимосвязей между отдельными блоками.

Структура функциональных блоков психологической системы деятельности по В.Д. Шадрикову включает:

– мотивы деятельности, ее побудительные силы (материальные, познавательные, эстетические и т. д.);

– цели деятельности, которые формируют ее содержание и выражаются в конкретных ожидаемых результатах;

– программы деятельности, которые отражают представления о реальном ее содержании и процессе;

– информационная основа деятельности – совокупность информации о ее предметных и субъектных условиях реализации (в форме как реальных сигналов, так и образов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания);

– процессы принятия решения – выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез (вариантов решений), определение принципа решения, выработка суждения о его вариантах, их оценка (выбор оптимального варианта);

– психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деятельности (по механизму обратной связи);

– профессионально важные качества – психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние совокупности индивидуально-психологических качеств, функций на эффективность конкретного трудового процесса.

В психологии сложилось понимание того, что решение многих прикладных задач по совершенствованию трудовой деятельности, а также изучение фундаментальных явлений психической активности человека связаны с необходимостью рассмотрения особенностей взаимосвязи различных компонентов структуры трудовой деятельности. Содержание, условия, цели труда должны способствовать развитию личности человека, приносить ему радость и удовлетворение достигнутыми результатами.

Обобщенную схему основной проблематики психологии труда предложила Ю.В. Котелова.

Вслед за С.Г. Геллерштейном она прежде всего выделяет психологический анализ профессиональной деятельности («психологию профессий») как основную, общую для всех остальных исследований проблему. Постановка и научно обоснованное решение любых конкретных задач психологии труда должны исходить из психологической сущности профессии или группы профессий, позволяя выявлять психологическую структуру профессиональной деятельности. Разработка принципов и методов психологического анализа трудовой деятельности необходима в теоретическом плане. Психологический анализ конкретных видов труда нужен также и для научно-практических исследований, проводимых в условиях реального производства. Необходимы, наконец, исследования по разработке принципов психологической классификации профессий.

Выделив психологический анализ профессиональной деятельности в особый раздел

Ю.В. Котелова разбивает всю тематику психологии труда на задачи психологии труда:

1. Разработка принципов и методов психологического анализа трудовой деятельности.

2. Профессиональный подбор и расстановка кадров.

3. Профессиональная подготовка кадров.

4. Взаимоотношения кадров в процессе труда.

5. Психологические вопросы повышения работоспособности.

6. Психологические вопросы безопасности труда.

7. Рационализация и проектирование профессиональной деятельности.

Психология труда, изучая проявление и развитие психики человека в труде

а также соответствие качеств человека, процесса и результата труда требованиям профессии, решает вопросы профориентации, профотбора, профадаптации, охраны труда и т. д.

В настоящее время психология труда призвана решать многие важные задачи постоянно модифицирующегося производства. К ним, в частности, можно отнести:

– психологический анализ деятельности специалистов различного профиля (разработка методов и программ анализа, изучение конкретных видов деятельности, анализ ошибок, построение профессиограмм и психограмм деятельности и т. д.);

– разработку классификационных схем и построение классификаций профессий (специальностей);

– изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях;

– исследование работоспособности человека в различных видах и условиях труда и обоснование психологических рекомендаций по ее повышению или поддержанию на требуемом уровне;

– изучение особенностей функциональных (психических) состояний субъекта деятельности (разработка методов оценки и коррекции, изучение причинно-следственных отношений характера, состояний и особенностей субъекта и т. д.);

– изучение закономерностей взаимосвязи особенностей личности и характеристик деятельности;

– обоснование системы профессионального психологического отбора специалистов (методы, показатели, критерии, организация и т. д.);

– разработку психологических рекомендаций по использованию методов и средств профессиональной подготовки специалистов;

– совершенствование методик профессионального психологического отбора и профессиональной подготовки специалистов;

– изучение психологических закономерностей взаимодействия человека с техникой, обоснование психологических требований к конструкции средств деятельности, разработка методов и критериев их оценки (экспертизы);

– разработку эргономических рекомендаций по проектированию, созданию, испытанию и эксплуатации сложных человеко-машинных комплексов;

– изучение процессов формирования и становления личности профессионала (профессионализация личности);

– разработку теоретических и методологических основ рационального распределения функций между человеком и техникой;

– анализ процесса переработки информации и ее использования в процессе принятия решения;

– разработку рекомендаций по повышению эффективности деятельности человека как звена системы “человек-машина”;

– формирование готовности человека к деятельности;

– разработку и совершенствование методик комплектования и сплочения группы специалистов (расчета, экипажа и т. п.);

– выявление и анализ психологических причин и предпосылок  аварий, катастроф и происшествий с целью их предотвращения в будущем;

– разработку перспективных направлений научных исследований по проблемам психологии труда и т. д.

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий