Тест адекватных характеристик объекта (ТАХ)
Содержание статьи
Тест адекватных характеристик объекта (ТАХ), предназначен для определения уровня
усвоения испытуемым основных признаков объекта при помощи логической схемы. В логической схеме указаны оптимальный и альтернативный пути анализа объекта. Если человек знает существенные признаки объекта, то он при помощи схемы с высокой вероятностью адекватен в его определении. Объекты в тесте заданы понятиями (словами). Подразумевается, что знание объекта позволяет испытуемому успешно анализировать и данное слово.
Тест позволяет, с одной стороны, определять умственные способности человека (составляющая — «опыт»), а с другой стороны, выявить определенную направленность, избирательность умственной информации испытуемого, что отражает его склонности к определенному виду профессиональной деятельности. По результатам тестирования делается вывод о степени обучаемости индивида и о его профессиональной направленности.
Стимульным материалом
в ТАХ также как и в предыдущей методике являются слова-понятия, обозначающие реальные объекты, представляющие определённые виды профессиональной деятельности. Эти слова подобраны из 64 слов, взятых из различных профильных словарей. При выборе слов-стимулов учитывались три принципа формирования стимульного материала, о которых писал Л.Постмен. Это — равная частотность употребления в речи, дифференцированность по предмету или сфере деятельности и наименьшая знакомость. В методику вошли понятия: организатор, скульптор, воспитанник, бактерии, идея, пустота, художник, ничто, образ, скульптура, мох, украшения, тепловоз, насекомые, компьютер, счёты, млекопитающие, станок, паровоз, младенец, бизнесмен, резец, микробы и водоросли, которые были предъявлены испытуемым.
Обследуемые, «проводя» слово-понятие по логической схеме выделяют
на каждом этапе определенный классификационный признак, при помощи которого данное понятие попадет в одну из 12 групп. Эти группы, в свою очередь, образуют пять групп — по видам профессиональной деятельности: работа с людьми, работа с техникой, в области знаковых операций, природной среды и искусства. Каждое слово, входящее в одну из этих групп, имеет свой весовой коэффициент. При обобщении в процессе моделирования в сумме эти коэффициенты по видам деятельности составляют один балл. Весовой коэффициент слов-понятий, вошедших в первую группу («человек»), равен 0,17; во вторую («техника») — 0,25; в третью («знаковая система») — 0,50; в четвертых («художественный образ») — 0,50; в пятую («природа») — 0,17. Вес нейтральных понятий (идея, образ, пустота, ничто) равен 0,5. Весовые коэффициенты учитываются при обработке результатов. После обследования регистрационные бланки обрабатываются при помощи «ключа» (Приложение 3).
Интерпретация результатов обследования
при помощи данной методики осуществляется по признаку направления на какой-либо вид профессиональной деятельности и признаку скорости выбора стимулов.
Если испытуемый адекватно определяет признаки понятия определенной сферы деятельности, то можно предполагать, что он информирован в этой области, у него сформировались некоторые психические функции (по крайней мере, на уровне знаний) и он проявляет определенную готовность к данному виду деятельности в виде направленности или установки. Например: испытуемый правильно указал признаки понятий из технической области знаний. Это может означать, что он больше интересуется этой сферой профессиональной деятельности и т.п.
Скорость и адекватность определения признаков слов-понятий из различных сфер сигнализирует о повышенном темпе освоения профилированных мыслительных операций, то есть, скорости обучаемости при выполнении подобных профессиональных действий.
Таким образом, ТАХ измеряет знания испытуемого в этой или иной области. Эмпирическая валидность по фактору обучаемости и профориентированности субъекта составляет 0.4, а ретестовая надежность — 0,3.
Подводя итог сказанному,
следует заметить, что диагностика способностей в рамках отбора персонала представляет собой исследование ментальных составляющих деятельности, объясняющих её операциональную часть. Содержание психодиагностики способностей представляет собой оценку образа интеллектуальных действий (уровня и особенностей мыслительных процессов), отражающего в сознании человека характеристики ментальной модели реальной профессиональной деятельности.
(Приложение 3)
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК «ТАХ»
Фамилия И.О. _________________________________________________
№№ п/п | ИССЛЕДУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ | НОМЕР ОТВЕТА |
1 | ОРГАНИЗАТОР | |
2 | СКУЛЬПТОР | |
3 | ВОСПИТАННИК | |
4 | БАКТЕРИИ | |
5 | ИДЕЯ | |
6 | ПУСТОТА | |
7 | ХУДОЖНИК | |
8 | НИЧТО | |
9 | ОБРАЗ | |
10 | СКУЛЬПТУРА | |
11 | МОХ | |
12 | УКРАШЕНИЯ | |
13 | ТЕПЛОВОЗ | |
14 | НАСЕКОМЫЕ | |
15 | КОМПЬЮТЕР | |
16 | СЧЁТЫ | |
17 | МЛЕКОПИТАЮЩИЕ | |
18 | СТАНОК | |
19 | ПАРОВОЗ | |
20 | МЛАДЕНЕЦ | |
21 | БИЗНЕСМЕН | |
22 | РЕЗЕЦ | |
23 | МИКРОБЫ | |
24 | ВОДОРОСЛИ |
ЧЕЛОВЕК (0.17) | ТЕХНИКА (0.25) | ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (0.5) | ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (0.5) | ПРИРОДА (0.17) | ПУСТЫЕ ПОНЯТИЯ (0.25) |
|
КЛЮЧ
№№ п/п | ИССЛЕДУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ | НОМЕР ОТВЕТА |
1 | ОРГАНИЗАТОР | 11 – ч |
2 | СКУЛЬПТОР | 9 – ч |
3 | ВОСПИТАННИК | 7 – ч |
4 | БАКТЕРИИ | 3 – п |
5 | ИДЕЯ | 2 – п/п |
6 | ПУСТОТА | 1 – п/п |
7 | ХУДОЖНИК | 9 – ч |
8 | НИЧТО | 1 – п/п |
9 | ОБРАЗ | 2 – п/п |
10 | СКУЛЬПТУРА | 6 – хо |
11 | МОХ | 4 – п |
12 | УКРАШЕНИЯ | 6 – хо |
13 | ТЕПЛОВОЗ | 8 – т |
14 | НАСЕКОМЫЕ | 5 – п |
15 | КОМПЬЮТЕР | 10 – зс |
16 | СЧЁТЫ | 10 – зс |
17 | МЛЕКОПИТАЮЩИЕ | 5 – п |
18 | СТАНОК | 12 – т |
19 | ПАРОВОЗ | 8 – т |
20 | МЛАДЕНЕЦ | 7 – ч |
21 | БИЗНЕСМЕН | 11 – ч |
22 | РЕЗЕЦ | 12 – т |
23 | МИКРОБЫ | 3 – п |
24 | ВОДОРОСЛИ | 4 – п |