Методика словесный лабиринт
Содержание статьи
Методика «Словесный лабиринт» изучает индивидуальные особенности
субъектов мыслительной деятельности» по параметру ригидности, но, в отличие от предыдущей методики А.Лачинса, она позволяет выявить противоположное по отношению к ригидности качество мыслительных процессов – их подвижность, или лабильность.
Под лабильностью мыслительных процессов понимается
скорость перестройки этих процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой. Поскольку для решения всех задач не существует единого алгоритма временные показатели решения отдельных задач субъектом.
Позволяют оценить его способность переключаться с одного способа решения на другой. Показателем лабильности (подвижности) мышления в данной методике выступает время, затраченное испытуемым на решение каждого из десяти лабиринтов.
Предполагается, что увеличение временных показателей и особенно их неравномерность по отношению друг к другу свидетельствует о трудностях переключения с одного способа решения на другой (типичная картина для ригидности). Наоборот, низкие и ровные по отношению друг к другу временные затраты свидетельствуют о легкой переключаемости с одного способа решения на другой (типичная картина для лабильности мышления).
Оснащение эксперимента.
Для каждого испытуемого следует подготовить 10 словесных лабиринтов, каждый на отдельной карточке.
Под лабиринтом подразумевается столбик
беспорядочно перемешанных букв из 6 строк по 6 букв в каждой строке. Набор букв выглядит случайным, но в нем обязательно зашифровано какое-нибудь слово. Для регистрации времени решения задачи нужен ручной секундомер. Позднее эти показатели времени будут использованы для построения графика, определяющего особенности ригидности — лабильности мышления каждого отдельного субъекта.
Инструкция испытуемому:
Сейчас вам будут выданы карточки со словесными лабиринтами, в которых скрыты осмысленные слова. Ваша задача состоит в том, чтобы как можно скорее найти выход из лабиринта, используя три правила.
Первое правило состоит в том, что вход в лабиринт всегда начинается с правого нижнего угла, а выход из лабиринта всегда находится в «верхнем: левом углу, т.е. вход и выход лабиринта всегда четко определены.
Второе правило состоит в том, что передвигаться по лабиринту можно только. ходом шахматной фигуры «Ладья»: только по прямой на любое количество букв.
Третье правило состоит в том, что любая «пройденная» буква входит в зашифрованное, слово, пропустить или перескочить ее невозможно. Найденное слово запишите с указанием времени поиска по секундомеру.
Обработка результатов.
По временным показателям решения всех десяти задач нужно построить график, отражающий свойства исследуемой стороны мышления.
По оси абсцисс указать последовательно все номера лабиринтных задач.
По оси ординат указать временные затраты с делениями, соответствующими среднеарифметической величине решения каждой отдельной задачи.
Относительно, стабильные показатели указывают на лабильность мышления.
Зигзагообразность кривой с большими различиями между максимальными, средними и минимальными показателями свидетельствует о ригидности мышления, когда субъекту приходится тратить лишнее время на «перестройку» своего мышления и переходу на новый способ.
По графику можно также отметить склонность к обучению, если сравнить результаты первой половины лабиринтных задач с результатами второй половины.
Эффект научения отражается в общем, уменьшении временных затрат. С помощью самонаблюдения можно также отметить индивидуальные особенности мышления, с выбором тех иди иных стратегий. Кроме того, можно сопоставить свои индивидуальные средние результаты с групповыми и оценить свое положение в группе (успешные, средние показатели, неуспешные с большими затратами времени и низким процентом решенных.задач).
Контрольные вопросы
- Какие количественные и качественные показатели служат индикаторами классификации испытуемых на лабильных (подвижных) и ригидных (инертных)?
- Сравнивая свои результаты с другими, оцените свое положение в группе
Правильные ответы к заданию «Словесный лабиринт»:
докладывать, подвижность, эксперимент, управляющий, факультатив, выступление, предложение, пролетариат, содружество, языкознание.
Стимульный материал к методике «СЛОВЕСНЫЙ ЛАБИРИНТ»
1-й лабиринт | 2-й лабиринт | 3-й лабиринт | 4-й лабиринт | 5-й лабиринт | |||||||||||||||||||||||||
ь | т | о | т | и | ч | ь | с | о | к | б | и | т | о | в | м | р | т | й | и | щ | ю | я | л | в | и | т | м | у | ч |
с | а | в | и | ч | ю | т | и | е | л | и | к | н | а | р | с | н | а | ы | м | у | я | в | т | а | б | а | и | к | л |
и | к | ы | д | а | л | с | н | и | и | р | с | е | а | и | н | о | п | е | н | и | л | к | а | м | а | т | р | о | ю |
ы | в | ы | з | а | к | о | е | н | т | а | д | м | и | р | е | п | с | и | н | е | в | а | р | т | е | ь | л | у | к |
в | ы | с | и | п | о | н | ж | и | в | д | о | н | е | т | о | з | к | т | и | к | с | у | п | а | к | ц | у | к | а |
с | ь | т | а | р | д | б | а | к | щ | д | п | ы | м | а | з | к | э | н | и | а | р | к | у | и | с | ь | л | и | ф |
6-й лабиринт | 7-й лабиринт | 8-й лабиринт | 9-й лабиринт | 10-й лабиринт | |||||||||||||||||||||||||
е | ж | д | и | н | к | е | и | н | ы | л | к | т | а | и | р | а | т | о | н | о | л | а | м | е | и | н | а | н | з |
и | н | е | ы | п | у | о | м | е | ж | е | а | ы | е | о | и | н | е | в | й | т | а | г | о | и | в | о | с | р | о |
н | е | л | з | а | к | и | з | н | о | и | е | м | и | к | ж | о | л | т | с | е | б | и | р | н | с | в | и | б | к |
е | ы | п | у | т | е | о | к | о | л | д | е | й | т | а | т | с | о | с | а | ж | у | р | д | а | н | з | о | к | ы |
л | т | у | т | с | ы | м | а | р | г | о | р | с | ы | р | к | и | р | е | щ | у | р | к | о | к | в | о | б | у | з |
ц | у | т | с | ы | в | е | п | с | о | р | п | о | р | а | д | о | п | ж | у | р | д | о | с | н | и | к | б | о | я |