Методика оценки адаптационных способностей (МОАС)
Содержание статьи
Анализ процесса адаптации к условиям новой деятельности позволяет определить
Адаптационные способности (адаптивность) личности как ее индивидуальные психологические особенности, являющиеся условием успешной переадаптации к трудовой среде и определяющие адекватное ее требованиям поведение, эффективное взаимодействие с данной средой без значительного нервно-психического напряжения.
ИНСТРУКЦИЯ:
Просим Вас внимательно прочитать суждения и в бланке для ответов зачеркнуть квадратик с выбранной Вами позицией.
- Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.
а) да в) трудно сказать с) нет
- Я бы вполне мог жить один, вдали от людей
а) да в) иногда с) нет
- Когда я ложусь спать, я:
а) засыпаю быстро в) нечто среднее с) засыпаю с трудом
- Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть:
а) да в) иногда с) нет
- Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похожее на то, что они потом рассказывают об этом:
а) да в) трудно сказать с) нет
- Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом
а) верно в) не знаю с) неверно
- Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения
а) верно в) не знаю с) неверно
- Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям
а) да в) трудно сказать с) нет
- Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли
а) моим хорошим друзьям в) не знаю с) в своем дневнике
- У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо
а) да в) трудно сказать с) нет
- Мне всегда приходится преодолевать смущение
а) да в) возможно с) нет
- Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его.
а) да в) иногда с) нет
- Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки
а) да в) не знаю с) нет
- Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо
а) да в) иногда с) нет
- Мне бывает трудно признать, что я не прав
а) да в) иногда с) нет
- На предприятии мне было бы интереснее:
а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве
в) трудно сказать
с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой
- То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
а) раздражает меня в) нечто среднее с) не беспокоит меня совершенно
- Мне говорили, что ребенком я был:
а) спокойным и любил оставаться один
в) не знаю
с) живым и подвижным
- Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них.
а) да в) трудно сказать с) нет
- Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать
а) верно в) не знаю с) неверно
- Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня
а) верно в) не знаю с) неверно
- Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими
а) всегда в) иногда с) редко
- Я предпочел бы скорее работать:
а) В учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них
в) затрудняюсь ответить
с) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект
- То, что я делаю, у меня не получается:
а) редко в) иногда с) часто
- Я принимаю решения:
а) быстрее, чем многие люди
в) не знаю
с) медленнее, чем большинство людей
- Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству
а) да в) нечто среднее с) нет
- Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость
а) верно в) не знаю с) неверно
- У меня возникают сильные эмоции(тревога, гнев, приступы смеха), казалось бы, без определенной причины
а) да в) иногда с) нет
- Иногда я соображаю хуже, чем обычно
а) верно в) не знаю с) неверно
- Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня
а) да в) иногда с) нет
- Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины
а) да в) не знаю с) нет
- Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать.
а) да в) иногда с) нет
- Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.
а) да в) иногда с) нет
- Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»
в) не знаю
с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил
- Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей.
а) верно в) не знаю с) неверно
- Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной
а) верно в) иногда с) неверно
- Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать
а) часто в) иногда с) никогда
- Мне бывает скучно:
а) часто в) иногда с) редко
- Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми
а) да в) иногда с) нет
- Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной.
а) да, в большинстве случаев в) иногда с) нет, редко
- Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т.д.
а) да в) иногда с) нет
- Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх.
а) да в) иногда с) нет
- Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся
а) да в) иногда с) нет
Ответы на данный тест фиксируются в Бланке для ответов, где вопросы сгруппированы таким образом, что сумма баллов одной строки соответствует результату по одному из факторов укороченного 16-ти факторного личностного опросника Р.Б.Кэттелла, который обозначен с правой стороны бланка.
Эти факторы имеют устойчивую корреляцию с нервно-психической неустойчивостью на нескольких этапах адаптационного процесса, и поэтому данная методика может использоваться для выявления состава «групп риска» на любом из этапов профессионализации личности в трудовой деятельности.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ N___
В/звание ______________ Фамилия, инициалы ____________ Период службы _______________
Затем данные тестирования обрабатываются с помощью Ключа у которого над вырезанными окошками обозначены баллы соответствующие выбору военнослужащего.
При обработке результатов Ключ накладывается на Бланк для ответов, складываются построчно баллы над окошками, зачеркнутыми тестируемым и справа записывается сумма баллов, набранных по соответствующему фактору.
К Л Ю Ч
—¬
L— — Клеточки вырезаются
При результатах по фактору MD более 10 баллов, анкета отбраковывается и дальнейшей обработке не подлежит.
После этого рассчитывается коэффициент адаптивности испытуемого
( Кад.) по формуле:
Для расчета Кад. в формулу подставляются сырые баллы, набранные испытуемым по результатам тестирования (без перевода их в стены).
В результате военнослужащие распределяются на 4 группы:
I группа – личность с высокими адаптационными способностями при Кад. > 1.5.
II группа – личность с удовлетворительными адаптационными способностями при значениях Кад., лежащих в пределах от 1 до 1.5.
III группа — военнослужащие с низкими адаптационными способностями при значениях Кад. от 0.5 до 1.
IV группа — личность с неудовлетворительными адаптационными способностями при значениях Кад. < 0.5.
Испытуемые, входящие в IV группу, не способны успешно адаптироваться к условиям службы и вследствие этого представляют собой объект повышенного риска с точки зрения нарушений нервно-психической деятельности.
Таким образом, если человек попадает в IV группу, то это означает явную выраженность у него признаков нервно-психической неустойчивости; при коэффициенте адаптации III группы — необходимо усилить контроль за человеком и осуществить профилактические мероприятия по повышению нервно-психической устойчивости.