Развитие дошкольников в процессе игровой деятельности
Содержание статьи
Программа развития коммуникативной культуры дошкольников в процессе игровой деятельности
В связи тем, что сюжетно-ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте, развитие коммуникативной культуры дошкольника обеспечивается посредством игровой деятельности.
Программа развития коммуникативной культуры дошкольников в процессе игровой деятельности является важным средством развития у них речи, памяти, воображения, мышления, внимания, обеспечивающих эффективную коммуникацию в их возрасте.
В основу данной программы положена сюжетно-ролевая игра. А кроме того также включены элементы строительных игр, творческих игр и игр-драматизаций.
В них дети творчески осмысливают определенные стороны жизни взрослых, воспроизводя их с помощью ролей и игровых действий.
В программе также нашли отражение игры с правилами, специально созданные в воспитательных целях, например дидактические и подвижные игры.
Игры, использованные в программе включают в себя ряд значимых элементов:
- Тема – игра имеет определенную область действительности, которая воспроизводится ребенком в игре; дети играют в «семью», «магазин», «больницу», «Белоснежку и семь гномов». Эти темы взяты из окружающей действительности или из книг и сказок.
- Сюжет игр был выстроен в соответствии с темой или сценарием игры, т.е. была определена последовательность событий, которые разыгрываются дошкольником. Сюжет некоторых игр, особенно связанных с бытовыми ситуациями, разыгрывался на протяжении нескольких тренинговых занятий.
- Роль – как важнейших элемент игры, определялся как обязательный набор действий и правил их выполнения. Роль помогала моделировать реальные отношения между дошкольниками и взрослыми, которые в повседневной жизни могут быть недоступны ему, например, «доктор», «учитель».
- Содержание игры выступает основным компонентом деятельности или отношений взрослых, выделяемых ребенком. Ребенок в дошкольном возрасте, в зависимости от уровня своего развития, может вносить различное содержание в игру с одинаковым сюжетом. Если ребенок младшего дошкольного возраста многократно повторяет одно действие (и тогда игра может носить название этого действия), то в среднем дошкольном возрасте он моделирует деятельность взрослых и эмоционально значимые ситуации, а в старшем – старается соблюдать правила игры.
- Игровой материал и пространство игры является важнейшим элементом программы, с помощью которого разыгрывался сюжет и выполнялись игровые роли. Особенность игрового материала заключалась в том, что он использовался в игре не в собственном значении, а выступал заместителем тех предметов, которые должны присутствовать в игре, но не доступны ребенку. Игровое пространство – это границы реализуемой игры. Оно может быть символическим или конкретно обозначенным.
- Взаимосвязь отношений дошкольника в процессе выполнения роли и его реальные отношения была значимым компонентом реализуемой программы. Ролевые отношения отражали отношение ребенка к сюжету, а реальные отношения были ему необходимы для обеспечения качественного и правильного выполнения ролей.
Также для развития и вовлечения дошкольника в игровую деятельность немаловажное значение имели предметы-атрибуты. С их помощью ребенок проще брал на себя роль в ходе игры, планировал и реализовывал сюжет, создавая игровую ситуацию.
Для развития коммуникативной культуры дошкольников был разработан
Применен специальный коррекционно-игровой комплекс, который получил название «Программа развития коммуникативной культуры дошкольников».
Данная программа является модульной, т.е. каждое занятие с дошкольниками включает в себя набор упражнений из каждого из четырех следующих модулей:
- Игры и разминки на разогрев детей, создание благоприятного психологического климата в группе дошкольников
- Игры и упражнения, способствующие развитию самоорганизации, самоконтроля, снятию эмоционального напряжения, агрессии, мышечное расслабление.
- Упражнения и игры на развитие коммуникативной культуры дошкольников, на развитие внимания, памяти, воображения, речи и мышления
- Упражнения, направленные на совершенствование коммуникативной культуры дошкольников и закрепление полученных знаний и навыков общения
Методический замысел каждого коррекционно-развивающего занятия включал в себя три основных этапа.
Первый этап — подготовительный. Это этап адаптации дошкольников, создание благоприятного психологического климата в группе.
Второй этап (основной) – этап коррекции и развития коммуникативной культуры дошкольников.
Третий этап программы (заключительный) — анализ и обобщение скорректированных практических навыков коммуникативной деятельности дошкольника. На этом этапе происходит объедение простых игровых заданий в сложные практические цепочки, направленные на развитие коммуникативной культуры дошкольника.
Каждый игровой день включал в себя: знакомство (только первое занятие), вхождение в группу, создание благоприятного климата в группе, основную (развивающую) часть, рефлексию и подведение итогов.
Временные рамки занятий
У группы дошкольников было проведено 30 занятий (10 недель, по 3 занятия еженедельно), каждое 2 часа. Всего тренинг рассчитан на 60 часов.
Группа: Оптимальный размер группы – 8-10 детей. Всего в реализации программы участвовало -_____дошкольников.
В исследовании используется программа, включающая в себя перечисленные выше элементы – элементы сюжетно-ролевой игры, строительной игры, творческой игры, игры-драматизаций и игры с правилами.
Принцип построения игровых занятий:
- Определение целей, которые стоят перед игрой,
- Подбор теоретической информации для разработки плана игры,
- Выбор инструментов (упражнений, предметов-атрибутов, заданий), 4. Создание сценария игры
Сценарий некоторых игр учитывал гендерную принадлежность дошкольников, т.е. например предметы-атрибуты (куклы, машинки, автоматы и др.) для групп мальчиков и девочек были разными.
Программа развития коммуникативной культуры дошкольников
Основная цель программы — обеспечение эффективной коммуникации дошкольников в системе «ребенок — ребенок» и «ребенок – взрослый (родитель, воспитатель и др.)», развитие речи дошкольников и коррекция параметров тревожности, конфликтности, эмпатии и агрессии.
Задачи программы:
- развивать вербальную коммуникацию, в том числе учитывать тембр, интонацию голоса и выразительность речи;
- формирование знаний и первичных умений распознания эмоциональной экспрессии партнера по коммуникации по его мимике, жестам и другим телодвижениям;
- развивать фонетико-фонематическое восприятие дошкольников;
- развивать память, воображение, внимание, мышление и речь дошкольника;
На первом (подготовительном) этапе программы (время этапа – минут) были применены следующие упражнения — «Солнышко», Упражнения «Путаница», «Медвежата», «Насос и мяч» направленные на знакомство членов игровой группы, на создание благоприятного психологического климата среди дошкольников, на создание соответствующих условий для развития коммуникативной культуры, на доверие и внимание к участникам игр и ведущему.
Для установления эффективного взаимодействия между детьми было также использовано упражнение — «Качели».
На втором (основном) этапе тренинга (время этапа – минут) были применены отдельные игровые упражнения (включающие в себя группу игр, объединенных единым замыслом), направленные на:
- совершенствование коммуникативной культуры дошкольников («Скажи какой», «Какая кукла», «Сравни кукол», «Испорченный телефон», «Зоопарк», «Страна клякс», «Угадай игрушку»);
- снижение агрессии и конфликтности (игра «Цифры», игра «Доброе животное» и др.);
- формирование эмпатии и аттракции (игра «Бабушка Маланья», игра «Пазлы», «Подарки» и др.)
- развитие умений и навыков оказания взаимопомощи и командной деятельности (игра «Радио», игра «Змея»).
По окончанию каждого игрового дня родители дошкольников получали домашнее задание на самостоятельное закрепление пройденного материала с детьми, подведение итогов игрового дня.
На третьем (завершающем) этапе программы (время этапа – минут) использовано упражнение «Игра-инсценировка с игрушками», «Козлята и зайчик», «Профессии» Игры по мотивам сказок «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду», «Цветик-семицветик» для закрепления полученных коммуникативных знаний и умений.
По окончанию реализации программы, в ходе рефлексии, все результаты были обсуждены с участниками игр, их родителями, воспитателями и педагогами подготовительных групп, подведены итоги развития коммуникативных умений и навыков у дошкольников.
Результаты эффективности программы были подтверждены повторной (после завершения реализации программы) диагностикой дошкольников с целью выявления значимых изменений в их коммуникативной культуре.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Программа развития коммуникативной культуры дошкольников была разработана в соответствии с методическими требованиями, предъявляемыми к коррекционным и развивающим программам. Для формирования коммуникативной культуры дошкольников была разработана и экспериментально апробирована программа развития коммуникативной культуры дошкольников, включающая в себя специальный коррекционно — игровой комплекс,
- Главной целью реализации программы было обеспечение эффективной коммуникации дошкольников в системе «ребенок — ребенок» и «ребенок – взрослый (родитель, воспитатель и др.)», развитие речи дошкольников и коррекция параметров тревожности, конфликтности, эмпатии и агрессии.