Анализ мотивации учебной деятельности детей обучающихся в общеобразовательной школе и школе-интернат
Содержание статьи
Сравнительный анализ мотивации учебной деятельности детей
обучающихся в общеобразовательной школе и школе-интернат.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Отличается ли уровень учебной мотивации у детей в разных социальных ситуациях? Эти вопросы волнуют многих психологов, педагогов и родителей.
Известно, что ученика невозможно успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности в них. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в учебной деятельности, были понятны, а главное внутренне приняты им. Эти задачи должны иметь значимость для учащегося, найти отклик и опорную точку в его переживаниях.
В рамках данной работы была предпринята попытка изучения мотивации
учебной деятельности у подростков и сравнения ее особенностей у обучающихся из общеобразовательной школы и школы-интерната для детей-сирот. Были сформулированы цели и задачи, проведен анализ имеющейся литературы по проблеме мотивации учебной деятельности и сравнение особенностей мотивации учебной деятельности у подростков из разных учебных заведений.
Как известно, отношение к учебной деятельности у подростков не однозначно. С одной стороны, этот период характеризуется снижением мотивации учения, а с другой стороны, он является сенситивным для формирования зрелых форм учебной деятельности. Вследствие чего можно с большой долей вероятности говорить о том, что данная работа имеет практическую значимость для психологии и смежных с ней наук.
Предметом данного исследования является
особенности мотивации учебной деятельности у учащихся 8-9 классов обучающихся в школе-интернате и общеобразовательной школе. Объектом исследования выступают учащиеся СОШ и школы-интерната.
Данная проблема является весьма актуальной в современной социальной ситуации, так как в обществе остро стоит вопрос мотивации у выпускников школ, причин их стремления к взрослению раньше времени в ущерб учебной деятельности. В то же время в обществе все еще присутствует неоднозначное отношение к воспитанникам интернатов. Очень много пишется об их социальной и политической незащищенности и нестабильности, но при этом забывают о том, что бывшие детдомовцы часто сталкиваются с неумением принимать какие-либо решения, по причине продолжительного нахождения под государственной опекой. Надо полагать, что это происходит и по причине того, что воспитанники интернатов не имеют возможностей выбирать себе круг общения, приоритетные виды деятельности и часто даже средние учебные заведения, а это не может не сказаться на процессе формирования мотивации учебной деятельности подростков.
Теоретической основой данной работы послужили труды психологов
таких как: Л.И. Божович, А. Маслоу, А.Д. Андреевой, А.К.Марковой, А.А. Реана и т.д.
В исследовании использовались следующие методики: «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан) и «Ранжирование мотивов» (А.А. Реан).
В ходе исследования была опровергнута гипотеза о существовании различий особенностей мотивации учебной деятельности у обучающихся в муниципальной СОШ и школе-интернате.
Исследование показало, что независимо от типа учебного заведения у обучающихся преобладает позитивная мотивация учебной деятельности по типу стремление к успеху (30% испытуемых в СОШ и 40% в школе интернат) и тенденция к этому типу мотивации (40% и 30% соответственно). При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны.
В отличии от высоких показателей позитивной мотивации мотивация избегания неудач и тенденция к этому типу мотивации более чем в два раза ниже: 7% и 17% в СОШ и 10% и 17% в школе-интернат.
Ученики обеих школ в качестве ведущих мотивов выбирают одни и те же
направленные на достижение успеха в учебной и дальнейшей профессиональной деятельности, т.е. познавательные. Такие как: желание обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (80% в СОШ и 50% в школе-интернат), желание стать высококвалифицированным специалистом (67% и 73%) и желание получить диплом (50% и 53%). Так же все школьники проявили малый интерес к социальным мотивам: желание выполнять педагогические требования (0% и 7%), желание быть примером сокурсникам (10% и 10%) и желание избежать осуждения и наказания за плохую учебу (10% и 20%).
В заключение хотелось бы отметить то, что сформированная мотивация учебной деятельности необходима для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.