Психология класса
Содержание статьи
- 1 Психология класса — выражение психологической общности его интересов, взглядов, представлений, чувств, настроений и состояний.
- 1.1 В любом классовом обществе отношения между его субъектами,
- 1.2 Если в качестве детерминант психологии класса выступают социально-экономическое положение класса,
- 1.2.1 На характер классовой психологии значительное влияние оказывают историческая ситуация,
- 1.2.2 В основе классовой психологии лежат потребности и интересы класса.
- 1.2.3 Классовая психология не аморфна.
- 1.2.4 Психология класса не является суммой психологических признаков и свойств конкретных личностей, его составляющих.
Психология класса — выражение психологической общности его интересов, взглядов, представлений, чувств, настроений и состояний.
На низшем уровне эта психологическая общность проявляется в сходстве социально-психологических характеристик представителей класса, отражающих общность условий их бытия и социального положения.
На более высоком уровне она выступает как осознание представителями класса своей принадлежности к классу и отличии себя от других, то есть принадлежащих к иному классовому образованию.
Самым высоким уровнем психологической общности представителей класса является классовая солидарность, проявляющаяся в единстве убеждений и действий, взаимопомощи и поддержке членов класса и основывающаяся на общности общеклассовых интересов, их готовность к совместным действиям во имя этих интересов, достижения целей класса. Классовая солидарность формируется не сразу, не вдруг, а в процессе достаточно длительного развития класса.
Изучение особенностей классовой психологии должно базироваться на важнейшем методологическом положении об обусловленности общественного сознания общественными отношениями.
В любом классовом обществе отношения между его субъектами,
то есть объективные условия жизни составляющих его людей, неоднородны. При этом наиболее принципиальные, глубокие и резкие различия в положении людей обусловлены их принадлежностью к различным социальным классам. Для того чтобы научно обоснованно выявить социально-психологические характеристики социальных классов и межклассовых слоев изучаемого общества, необходимо знать и различать: 1) детерминанты классовой психологии; 2) основу ее образования.
Если в качестве детерминант психологии класса выступают социально-экономическое положение класса,
его место в общественной системе, отношение к средствам производства, историческая роль, уровень развития, социально-экономические отношения, составляющие существо данной формации, то основу образования психологии класса составляют условия его жизни, характер общественно-практической деятельности, отношения с другими классами и межклассовыми группами, социальный опыт, образ жизни и многие другие субъективные и объективные характеристики жизнедеятельности его представителей.
На характер классовой психологии значительное влияние оказывают историческая ситуация,
соотношение классовых сил в обществе, социальная база, из которой пополняется данный класс, психология других классов, особенности национальной психологии. Психология класса также формируется под воздействием его идеологии, если она имеется, и испытывает влияние идеологии другие социальных классов и межклассовых групп, и прежде всего господствующих.
В основе классовой психологии лежат потребности и интересы класса.
Из этого следует, что противоположность классов выражается прежде всего в противоположности их потребностей и интересов, что обусловливает, с одной стороны, тенденцию внутриклассового сплочения, а с другой — межклассового размежевания. Отражая отношения собственности через потребности и интересы, любой класс или межклассовая группа формирует (соответственно своему месту в системе общественного производства и социальной роли) целую надстройку других социально-психологических явлений: чувств, настроений, привычек, традиций и т.д.
Классовая психология не аморфна.
Она может претерпевать определенные изменения под влиянием исторически изменяющихся условий жизни ее представителей, под воздействием того или иного соотношения классовых сил, изменения социальной базы, из которой пополняется класс. Она может детерминироваться национальными традициями и привычками, психологией других классов. Очень рельефно это прослеживается в периоды больших социальных потрясений.
Психология класса не является суммой психологических признаков и свойств конкретных личностей, его составляющих.
Социальная психология рассматривает ее как совокупность психологических черт, типичных для представителей данного класса. Так, например, для мелкой буржуазии, занимающей центральное место среди представителей средних слоев и включающей широкие круги мелких собственников промышленных и торговых предприятий, предприятий сферы обслуживания, мелких фермеров, ремесленников, лавочников и кустарей, характерны трудолюбие, преданность профессии и своему делу, чувство долга, социальная ответственность, высокий прагматизм, индивидуализм и другие чврты. Это, однако, не значит, что каждый представитель данной межклассовой социальной группы в полной мере обладает перечисленными чертами, поскольку социальная психология рассматривает их как наиболее типичные и характерные для мелкой буржуазии.
Психология одного класса отличается от психологии другого по тому,
какие из общественно-психологических явлений в ней доминируют и каково их содержание в данный исторический момент, поскольку в процессе развития класса его психология может меняться. В классовой психологии находят свое отражение и национально-психологические особенности людей, придавая ей определенную национальную специфику.
Различают психологию крупной и средней буржуазии,
мелкой буржуазии (крестьянства, мелких собственников предприятий торговли и сферы обслуживания), пролетариата (индустриальных и сельскохозяйственных рабочих), интеллигенции и т.д. Основные различия в проявлении психологии классов порождаются доминированием в сознании разных общественных ценностей и отношения к ним (см. также: Содержание психологии класса).