Национальное самосознание
Содержание статьи
- 1 Национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности
Национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности
к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений.
Национальное самосознание проявляется
в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о:
- своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей о национальных ценностях и интересах;
- истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития;
- месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.
Отличают как рациональные компоненты национального самосознания
(собственно осознание своей принадлежности к нации), так и эмоциональные (напр, сопереживание своего единства с другими членами социально-этнической общности). Национальное самосознание является важнейшей составной частью,’основой национального сознания.
Национальное самосознание существует
не только на уровне индивида, но и над личностью, в том числе в объективированных массовых формах общественного сознания: в языке, в произведениях народного творчества и профессионального искусства, научной литературе, нормах морали и права и т.д.
Интенсивность проявления национального самосознания у отдельных представителей этнической общности далеко не одинакова. Частично или полностью им не обладают дети. У взрослых членов этноса, как правило, оно ослаблено в тех случаях, когда они не имеют контактов с представителями других этнических общностей.
В таком положении чаще всего оказываются сельские жители, у которых может преобладать локальное или региональное самосознание.
В политическом плане национальное самосознание может играть двоякую роль.
Во-первых, это может быть прогрессивный процесс. Такое положительное развитие возможно лишь при условии того, что национальное самосознание не пойдет по пути собственной абсолютизации и не станет особого рода «сверхценностью», не закроет для представителей этой общности иных возможностей и перспектив развития сознания, не ограничит его только осознанием своей национально-этнической идентичности.
В противном случае, во-вторых, развитие национального самосознания может обернуться своей противоположностью — сведением ценностно-смысловых структур сознания к низшим уровням, отрицанием ценностей, принадлежащих общностям более высокого порядка — например, общечеловеческих, сведением сознания до узких рамок клановых, феодально-племенных, религиозно-националистических или расистских идейно-политических взглядов.
Вспышки последней тенденции имеют место в различных регионах и республиках бывшего СССР. Конфликты и вооруженная борьба в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, в Грузии, Таджикистане, война в Чечне -— подтверждение той же тенденции.
Нельзя сбрасывать со счета и территориальные притязания.
Особенно важно анализировать национальное самосознание правящей элиты и тех социальных групп, которые находятся у власти и которые оказывают влияние на других представителей этнической общности, используя их национально-психологические особенности.
Вот как, например, один из руководителей фашистский Германии, Кейтелъ, писал в предсмертной записке в камере: «Традиция и особенно склонность немцев к подчинению сделали нас милитаристской нацией», (см. Полторак А.И. Нюрнбергский процесс. — М., 1969.— С. 232).
Еще один военный преступник, Кранк, высказал мнение, что «…немецкий народ действительно женственен в своей массе. Он такой эмоциональный, такой непостоянный так преклоняется перед мужеством и так зависит от настроения и окружения, что поддается внушению. Вот в этом… и заключается секрет гитлеровской власти.» (см. Полторак А.И. Нюрнбергский процесс. — М., 1969.— С.71).
При анализе истоков проявления национального самосознания
часто прослеживается тенденция: искажения в национальном самосознании у правящих кругов имеют самые негативные исторические последствия. Причем, эти искажения предшествуют возникновению истерии национализма в стране. Это относительно точный признак прогнозирования социально-психологических и иных изменений в стране.
В силу этого изучение национального самосознания является важной задачей тех сил, чьи усилия направлены на обеспечение бесконфликтного общественного развития. Установки, стереотипы национального самосознания не всегда совпадают с реальным положением дел.
В настоящее время особенности национального самосознания
(как составной части национального характера) стали предметом специальных исследований. Так, по мнению английского социолога Спотта В.И., англичане выделяют у себя такие черты национального характера и установки, как склонность к компромиссам, юмор, способность к организации.
В то же время в национальном самосознании англичан как бы вытеснены такие качества, как склонность к традициям, комплекс превосходства над другими и другие черты, которые подмечаются представителями других наций.
В национальном самосознании арабов нередко присутствует недоверие друг к другу. В силу этого европеец порой с большим успехом добьется взаимопонимания с арабом, чем арабы между собой, так как они друг другу доверяют меньше. В национальном самосознании американцев особое место занимает демократия, свобода, право на неподчинение.
Национальное самосознание проявляется и в отношениях к другим нациям.
Там, где между двумя этническими общностями складывались отношения сотрудничества, вырабатывалась в основном положительная установка в отношениях друг к другу, предполагающая терпимость к существующим национальным различиям. Если отношения между народами были далекими, не затрагивающими их жизненных интересов, эти народы могли быть не настроены враждебно друг к другу, но могли и не питать друг к другу особой симпатии.
Иное дело, когда народы длительное время находились в состоянии конфликта и вражды. Тогда вырабатывалась в основном враждебная психологическая установка. Вот данные социально-психологических исследований на этот счет, опубликованные американским журналом «Тайме Мирроу Сентр» в 1991 году.
По данным этого исследования, поляки ненавидят немцев, те отвечают им взаимностью и, в свою очередь, пренебрегают обществом турок. Французы не любят североамериканцев, русские и украинцы недолюбливают азербайджанцев.
В Европе наиболее отвергаемой является этническая группа цыган: их активно не любят большинство чехов, венгров, немцев и испанцев. При этом разница в образовании респондентов, имущественное, классовое положение не играют особой роли.
Все эти предубеждения предопределены историческими,
психологическими факторами и прочно вошли в сознание и установки людей. В центральной и восточной Европе национальные предрассудки питаются возникшими в прошлом взаимной враждой и территориальными спорами.
Самой непопулярной группой в Польше являются немцы. В то же время около половины немцев с неприязнью относятся к полякам. Венгры не любят румын и арабов, а в Словакии эти же чувства проявляют к венграм.