Условия повышения эффективности деятельности
Содержание статьи
Выполнение профессиональных задач, поддержание морально-психологического климата
и сохранение здоровья персонала предусматривает создание психологических условий для повышения эффективности деятельности, конструктивного разрешения профессиональных конфликтов, обеспечения безопасности труда, социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов.
К основным условиям повышения эффективности деятельности на производстве можно отнести:
учет психологических предпосылок; оптимизацию условий обитания; учет физиологических факторов.
К психологическим предпосылкам относятся: мотивы, установки, цели, настроения, интересы, состояния, атмосфера в коллективе, традиции, характер взаимоотношений и многое другое. Психологические предпосылки создаются, усиливаются в том числе и целенаправленным воздействием со стороны практического психолога (См. схему кабинета психолога на рис. 3).
Под условиями обитания понимаются физические особенности микросреды, эстетические и гигиенические условия жизнедеятельности, отклонение которых от нормы вносит существенные помехи в выполнение функциональных обязанностей работников. К условиям обитания относятся: температура и влажность окружающего воздуха, уровень шумов, освещенность территории рабочего места, погодные условия, наличие необходимых бытовых услуг, минимального эстетического комфорта и т. д.
В группу физиологических факторов входят:
состояние здоровья, питания, отдыха, переносимые нагрузки, возрастные особенности, режимы труда и т. д.
Эффективное управление деятельностью обеспечивается взаимодействием всех трех групп факторов. Например, воздействие условий обитания непременно сказывается на психологическом состоянии работника, его настроении, отношении к делу. Даже такой, казалось бы, незначительный фактор, как преобладающее цветовое окружение может значительно повлиять на эффективности трудовой деятельности (красный цвет увеличивает мускульное напряжение и ряд функций, желтый – действует нейтрально, а фиолетовый – сильно уменьшает). Несомненна и взаимосвязь между физиологическими и психологическими факторами.
Для достижения высокой результативности
экономичности и безошибочности деятельности в психологии труда разработаны условия ее оптимизации.
1. Согласование индивидуального психического и физиологического темпов человека с технологически оптимальным темпом эксплуатации данного вида техники (машины или приспособления) является предпосылкой рационального построения трудового процесса.
2. Производственный процесс характеризуется плановостью, последовательностью и систематичностью трудового процесса.
3. Чередование различных форм труда с периодами отдыха заложено в распорядок дня государственных учреждений, в работу учебных и детских организаций. Так, в школе установлена оптимальная длительность урока равная 40-45 минутам.
В целом же при тяжелом физическом труде целесообразны более редкие, но продолжительные паузы, а при умственной нагрузке (особенно при наличии психологического напряжения) – короткие, но частые. Нарушение чередования труда и отдыха способствует быстрому развитию состояния утомления, что в свою очередь снижает интерес к выполняемой работе, повышает раздражительность, возбудимость, проявляется в ухудшении сна и головных болях.
Рис. 3. Схема кабинета психолога
- Дверь
- Диван
- Цветы
- Книжный шкаф
- Стол психолога
- Кресло психолога
- Кресло клиента
- Компьютер
- Кресла
- Чайный столик
При входе сразу небольшой коврик. Далее слева диван, на который можно положить вещи или просто отдохнуть. Несколько цветов и картин, чтобы усилить благоприятную атмосферу в кабинете. Книжный шкаф с необходимой литературой для психолога. По центру у окон основной рабочий стол психолога. Напротив место для клиента, с видом на окна. В правом углу рабочий компьютер для психолога для хранения важных документов, методик и т.п. И справа внизу кресла и столик для отдыха.