Экстремальная психология — введение
Содержание статьи
Развитие механизации и автоматизации, внедрение электронно-вычислительных машин (ЭВМ)
во все области производства, транспорта, энергетики и сельского хозяйства обусловило появление ряда новых профессий: оператор управляет различными машинами, механизированными и автоматизированными системами (машинист локомотива, оператор прокатного стана, летчик, космонавт, подводник и т.д.), диспетчер — большими интегрированными системами (диспетчер аэропорта, участка железной дороги, энергосистемы и др.), программист — создает программы для ЭВМ (в настоящее время миллионы людей работают с ЭВМ и пользуются Интернетом). Психическая деятельность этих специалистов протекает в измененной информационной структуре, опосредованной различными приборами и техническими устройствами.
Освобождая человека от тяжелого физического труда
механизация и автоматизация предъявляют высокие требования к восприятию, мышлению, эмоциональной сфере и другим психическим функция операторов и диспетчеров, работающих в различных системах; специфическая нагрузка ложится на психическую деятельность человека, работающего с электронными приборами. Длительная и высокая напряженность (стресс) может отрицательно сказаться на здоровье человека, вызывая информационные неврозы и психосоматические заболевания.
Совместные усилия конструкторов, инженеров, психологов, физиологов, гигиенистов и других специалистов, работающих в области инженерной психологии, направлены на всемерное облегчение работы человека за пультом управления и ЭВМ, решение ряда связанных с этим проблем, основная среди которых — рациональный «симбиоз» человека и машины. В русле инженерной психологии было сделано много открытий, внедренных в различные сферы деятельности человека в различных технических системах.
В условиях технического прогресса
увеличения скорости движения транспортных средств, ускорения технологических процессов, интеграции технических объектов, создания глобальных энергетических, информационных структур и т. д., возникают определенные трудности в психической деятельности человека. Психологическая деятельность осложняется отсутствием точных знаний о психических возможностях человека, включаемого в контур управления вновь создающихся систем, индивидуальными различиями центральной нервной системы и рядом других показателей, характеризующих психическую деятельность. Порой именно новые системы выявляют те или иные «ограничения» в функционировании человека как звена системы, раскрывают необычные психические феномены, которые были неведомы ранее психологической науке. Особенно это относится к так называемым острым профессиям (летчик, космонавт, подводник, диспетчер аэропорта и др.). Инженеры и психологи продолжают изыскания, нацеленные на снижение напряженности и повышение «надежности» человека в новых системах.
В современной печати опубликованы десятки тысяч статей
сотни монографий с описанием особенностей восприятия, мышления, эмоционального реагирования операторов и диспетчеров; в которых выдвигаются требования к пультам управления, даются рекомендации по режиму труда и отдыха, и т.д. В этих работах рассматриваются ошибочные действия специалистов, кратковременные нарушения сознания, развитие эмоционального шока и других нервно-психических расстройств. Ошибочные действия или пароксизмальные (внезапные) нарушения психической деятельности нередко приводили к остановке крупных промышленных предприятий, прекращению подачи электроэнергии к фабрикам и заводам, к сбоям в движении транспортных средств, а также к авариям и катастрофам с человеческими жертвами. Так, по данным ООН, автомобильные катастрофы ежегодно уносят около 1 млн. жизней и более 7 млн. человек получают различные травмы. Расследование причин автодорожных происшествий и катастроф показывает, что в 72— 80% случаев они совершаются по вине человека; около 80% авиакатастроф приходится на человеческий фактор.
Вселенная и Земля как часть ее характеризуются большими перепадами температуры
и барометрического давления, различной интенсивностью радиации и другими физическими факторами, способными губительно воздействовать на человека. Человек проникает за границы освоенной им в процессе эволюции части Земли в батискафах, подводных лодках, самолетах и космических кораблях, в которых обеспечивается нормальное функционирование организма; современные дома в полярных зонах, различные шахты также представляют собой сложные технические системы, защищающие человека от многих вредоносных физических воздействий. Но в этих экологически замкнутых системах человек подвергается воздействию целого ряда психогенных факторов: таких, как отсутствие привычных сенсорных раздражений (измененная афферентация), угроза для жизни, измененные временная и пространственная структуры, групповая изоляция или одиночество, десинхроноз и др.
Практика работы и длительного обитания в технических системах потребовала от психологии выяснения особенностей деятельности человека в этих системах, а так же мер профилактики психологического здоровья. Однако инженерная психология, как относительно узкое направление, не ставит своей задачей раскрытие особенностей психической деятельности во всех технических системах в комплексе. Конкретные (частные) проблемы особенностей психической деятельности в конкретных условиях существования решаются в рамках узкоспецифических направлений, оформившихся как авиационная, космическая, морская, железнодорожная, полярная и другие психологии.
До настоящего времени не существует единой теории
которая охватывала бы общие закономерности психической деятельности человека в измененной информационной структуре различных технических систем (помещение диспетчерского щита, подводная лодка и т. д.), имеющих, казалось бы, много общего. Отсутствие общей теории заметно тормозит решение задач, постоянно возникающих в ходе непрерывающегося технического прогресса.
Совместно со специалистами различного профиля (физиологами, биохимиками, психологами, психиатрами, подводниками, летчиками, космонавтами и др.) автор, как психоневролог и психолог, принимал участие во многих исследованиях. Они проводились во время «высотных подъемов» и «глубинных спусков» испытуемых: в баро- и декомпрессионных камерах, в ходе испытаний нервно-психической устойчивости в сурдокамере, во время полетов с воспроизведением невесомости, парашютных прыжков, тренировок на авиационных и космических тренажерах. Непосредственно участвовал в исследованиях во время спусков водолазов на большие глубины и в длительных походах подводных лодок, в изучении психической деятельности космонавтов во время предполетной подготовки, а также с помощью телеметрии, телевидения и других методов во время орбитальных полетов; проводил исследования за Полярным кругом, в энергетических системах и на железнодорожном транспорте.
Цель данной работы — обобщить накопленный материал.
Надеемся, что настоящая работа окажется полезной не только психологам, психоневрологам, физиологам и специалистам (космонавтам, летчикам, морякам, диспетчерам, полярникам, руководителям экспедиций и др., непосредственно работающим в технических системах и экстремальных условиях), но и широкому кругу читателей, поскольку выявленные нами закономерности психической деятельности в указанных сферах проявляются и в обычной жизни. Но если в обычных условиях эти закономерности завуалированы, то в экстремальных условиях они проявляются очень четко, рельефно. Знание этих закономерностей позволяет лучше понять некоторые психологические и социально-психологические феномены, возникающие в производственных, спортивных, воинских и других коллективах, в быту и т. д.
В работе не только констатируются те или иные закономерности, но и приводится конкретный материал, позволяющий «вчувствоваться» в образ жизни людей, работающих в различных технических системах и живущих в измененной среде обитания. Приводятся результаты наблюдений и самонаблюдений летчиков, подводников, космонавтов, диспетчеров, полярников, программистов и других специалистов.
Надеемся, что она даст читателю полезную информацию, будет способствовать дальнейшему всестороннему изучению затронутой нами проблемы.