https://electroinfo.net

Экстремальная психология — введение

Экстремальная психология

Развитие механизации и автоматизации, внедрение электронно-вычислительных машин (ЭВМ)

во все области производства, транспорта, энергетики и сельского хозяйства обусловило появление ряда новых профессий: оператор управляет различными машинами, механизированными и автоматизированными системами (машинист локомотива, оператор прокатного стана, летчик, космонавт, подводник и т.д.), диспетчер — большими интегрированными системами (диспетчер аэропорта, участка железной дороги, энергосистемы и др.), программист — создает программы для ЭВМ (в настоящее время миллионы людей работают с ЭВМ и пользуются Интернетом). Психическая деятельность этих специалистов протекает в измененной информационной структуре, опосредованной различными приборами и техническими устройствами.

Освобождая человека от тяжелого физического труда

механизация и автоматизация предъявляют высокие требования к восприятию, мышлению, эмоциональной сфере и другим психическим функция операторов и диспетчеров, работающих в различных системах; специфическая нагрузка ложится на психическую деятельность человека, работающего с электронными приборами. Длительная и высокая напряженность (стресс) может отрицательно сказаться на здоровье человека, вызывая информационные неврозы и психосоматические заболевания.

Совместные усилия конструкторов, инженеров, психологов, физиологов, гигиенистов и других специалистов, работающих в области инженерной психологии, направлены на всемерное облегчение работы человека за пультом управления и ЭВМ, решение ряда связанных с этим проблем, основная среди которых — рациональный «симбиоз» человека и машины. В русле инженерной психологии было сделано много открытий, внедренных в различные сферы деятельности человека в различных техниче­ских системах.

В условиях технического прогресса

увеличения скорости движения транспортных средств, ускорения технологических процессов, интеграции технических объектов, создания глобальных энергетических, информационных структур и т. д., возникают определенные трудности в психической деятельности человека. Психологическая деятельность осложняется отсутствием точных знаний о психических возможностях человека, включаемого в контур управления вновь создающихся систем, индивидуальными различиями центральной нервной системы и рядом других показателей, характеризующих психическую деятельность. Порой именно новые системы выявляют те или иные «ограничения» в функционировании человека как звена системы, раскрывают необычные психические феномены, которые были неведомы ранее психологической науке. Особенно это относится к так называемым острым профессиям (летчик, космонавт, подводник, диспетчер аэропорта и др.). Инженеры и психологи продолжают изыскания, нацеленные на снижение напряженности и повышение «надежности» человека в новых системах.

В современной печати опубликованы десятки тысяч статей

сотни монографий с описанием особенностей восприятия, мышления, эмоционального реагирования операторов и диспетчеров; в которых выдвигаются требования к пультам управления, даются рекомендации по режиму труда и отдыха, и т.д. В этих работах рассматриваются ошибочные действия специалистов, кратковременные нарушения сознания, развитие эмоционального шока и других нервно-психических расстройств. Ошибочные действия или пароксизмальные (внезапные) нарушения психической деятельности нередко приводили к остановке крупных промышленных предприятий, прекращению подачи электроэнергии к фабрикам и заводам, к сбоям в движении транспортных средств, а также к авариям и катастрофам с человеческими жертвами. Так, по данным ООН, автомобильные катастрофы ежегодно уносят около 1 млн. жизней и более 7 млн. человек получают различные травмы. Расследование причин автодорожных происшествий и катастроф показывает, что в 72— 80% случаев они совершаются по вине человека; около 80% авиакатастроф приходится на человеческий фактор.

Вселенная и Земля как часть ее характеризуются большими перепадами температуры

и барометрического давления, различной интенсивностью радиации и другими физическими факторами, способными губительно воздействовать на человека. Человек проникает за границы освоенной им в процессе эволюции части Земли в батискафах, подводных лодках, самолетах и космических кораблях, в которых обеспечивается нормальное функционирование организма; современные дома в полярных зонах, различные шахты также представляют собой сложные технические системы, защищающие человека от многих вредоносных физических воздействий. Но в этих экологически замк­нутых системах человек подвергается воздействию целого ряда психогенных факторов: таких, как отсутствие привычных сенсорных раздражений (измененная афферентация), угроза для жизни, измененные временная и пространственная структуры, групповая изоляция или одиночество, десинхроноз и др.

Практика работы и длительного обитания в технических системах потребовала от психологии выяснения особенностей деятельности человека в этих системах, а так же мер профилактики психологического здоровья. Однако инженерная психология, как относительно узкое направление, не ставит своей задачей раскрытие особенностей психической деятельности во всех технических системах в комплексе. Конкретные (частные) проблемы особенностей психической деятельности в конкретных условиях существования решаются в рамках узкоспецифических направлений, оформившихся как авиационная, космическая, морская, железнодорожная, полярная и другие психологии.

До настоящего времени не существует единой теории

которая охватывала бы общие закономерности психической деятельности человека в измененной информационной структуре различных технических систем (помещение диспетчерского щита, подводная лодка и т. д.), имеющих, казалось бы, много общего. Отсутствие общей теории заметно тормозит решение задач, постоянно возникающих в ходе непрерывающегося технического прогресса.

Совместно со специалистами различного профиля (физиологами, биохимиками, психологами, психиатрами, подводниками, летчиками, космонавтами и др.) автор, как психоневролог и психолог, принимал участие во многих исследованиях. Они проводились во время «высотных подъемов» и «глубинных спусков» испытуемых: в баро- и декомпрессионных камерах, в ходе испытаний нервно-психической устойчивости в сурдокамере, во время полетов с воспроизведением невесомости, парашютных прыжков, тренировок на авиационных и космических тренажерах. Непосредственно участвовал в исследованиях во время спусков водолазов на большие глубины и в длительных походах подводных лодок, в изучении психической деятельности космонавтов во время предполетной подготовки, а также с помощью телеметрии, телевидения и других методов во время орбитальных полетов; проводил исследования за Полярным кругом, в энергетических системах и на железнодорожном транспорте.

Цель данной работы — обобщить накопленный материал.

Надеемся, что настоящая работа окажется полезной не только психологам, психоневрологам, физиологам и специалистам (космонавтам, летчикам, морякам, диспетчерам, полярникам, руководителям экспедиций и др., непосредственно работающим в технических системах и экстремальных условиях), но и широкому кругу читателей, поскольку выявленные нами закономерности психической деятельности в указанных сферах проявляются и в обычной жизни. Но если в обычных условиях эти закономерности завуалированы, то в экстремальных условиях они проявляются очень четко, рельефно. Знание этих закономерностей позволяет лучше понять некоторые психологические и социально-психологические феномены, возникающие в производственных, спортивных, воинских и других коллективах, в быту и т. д.

В работе не только констатируются те или иные закономерности, но и приводится конкретный материал, позволяющий «вчувствоваться» в образ жизни людей, работающих в различных технических системах и живущих в измененной среде обитания. Приводятся результаты наблюдений и самонаблюдений летчиков, подводников, космонавтов, диспетчеров, полярников, программистов и других специалистов.

Надеемся, что она даст читателю полезную информацию, будет способствовать дальнейшему всестороннему изучению затронутой нами проблемы.

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий