Буквенно-числовая методика
Содержание статьи
Буквенно-числовая методика предназначена
для экспериментальной оценки функциональной подвижности нервных процессов.
В методике предусмотрены два типа вербальных стимулов, один из которых несет положительную информацию, другой тормозную. От испытуемого требуется безошибочное дифференцирование положительных и тормозных стимулов, предъявляемых в навязанном темпе. Успешное дифференцирование стимулов в этих условиях может быть достигнуто только при высоких скоростных характеристиках нервной деятельности, обеспечивающих как быстрое переключение с одной положительной реакции на другую, так и быстрый переход от возбуждения к торможению и наоборот.
Успешное выполнение методики в определенной мере зависит также от объема слуховой кратковременной памяти, внимания и от скорости двигательных актов. Иными словами, по своему психофизиологическому содержанию методика направлена на оценку скорости центральной переработки информации, процесса принятия и исполнения решений (функциональной подвижности нервных процессов).
Для проведения обследования необходимо иметь магнитофон со звуковыми колонками (или головные телефоны на каждого испытуемого), магнитную ленту с записью проб испытаний, по два регистрационных бланка для ответов на каждого испытуемого, заточенные карандаши или шариковые ручки, классную доску.
Заблаговременно на магнитную ленту должны быть записаны три группы сочетаний (пробы), каждая из которых состоит из одной буквы и двух пар двузначных чисел. Например, А-21-73, Д-24-82 или Б-28-31.
Если в одной группе сочетаний оба числа нечетные (А-21-73) или оба числа четные (Д-24-82), то такие сочетания считаются правильными (положительные стимулы). Если же в одной группе сочетаний одно число четное, а другое нечетное (Б-28-31 или Д-47-36),то такие сочетания считаются неправильными (тормозные стимулы).
Испытуемым предлагается записывать группы с правильными четными сочетаниями в левой половине регистрационного бланка для ответов, с нечетными правильными — в правой, а группы с неправильными сочетаниями (тормозные) — не записывать.
Все задание состоит из трех серий по 30 групп различных сочетаний в каждой. Количество четных и нечетных правильных сочетаний (положительных стимулов) в каждой серии в сумме составляет 60% от общего числа сочетаний. Каждая серия отличается продолжительностью пауз между группами сочетаний. В первой серии продолжительность пауз составляет 2 с, во второй — 1 с, в третьей — 0,5 с. Буквы, стоящие в начале каждой группы сочетаний, являются для испытуемых своеобразной помехой. При выполнении задания испытуемые должны записывать буквы, но при обработке результатов они не учитываются. Для лучшего уяснения задания проводится тренировка на всех трех скоростях передачи информации. Для тренировки могут использоваться зачетные программы испытаний, во в этом случае передачу их начинают с середины серии сочетаний.
Перед началом обследования испытуемым раздаются регистрационные бланки для ответов, карандаши или шариковые ручки. Проверяется исправность магнитофона, звуковых колонок или головных телефонов.
Инструкция для испытуемых:
«Сейчас вам с помощью магнитофона будут зачитаны различные буквенно-числовые сочетания типа: А-21-31, Д-28-32, Б-27-32 (показывается на доске или на демонстрационном плакате). Как видите, каждое сочетание состоит из одной буквы и двух пар двузначных чисел. Обратите внимание на различие групп. В первой группе (А-21-31) оба числа нечетные (не делятся на два), во второй группе (Д-28-32) — четные (делятся на два), в третьей группе (Б-27-32) одно число нечетное, а другое четное. Те сочетания, в которых оба числа либо четные, либо нечетные, считаются правильными. Сочетания, в которых одно число четное, а другое нечетное, считаются неправильными.
Во время работы вы должны каждое сочетание внимательно прослушать до конца и определить к какой категории оно относится — к правильным четным, к правильным нечетным или к неправильным. Записывать нужно только правильные сочетания. При этом четные правильные сочетания необходимо записывать на левой половине бланка ответов, а нечетные правильные — на правой половине. Запись ведите столбиками сверху вниз.
Прослушайте несколько сочетаний из тех, которые будут вам предъявляться при испытании (включается магнитофон или устно воспроизводится по 5-6 групп сочетаний на каждой скорости.
Заданий (проб) будет три, каждое из них отличается по продолжительности пауз между сочетаниями.
Старайтесь быть предельно внимательными и собранными. Сейчас для лучшего уяснения задания мы проведем короткую тренировку по всем трём заданиям. Переверните свои бланки ответов и разделите лист пополам вертикальной чертой. Напишите слева: «Четные правильные», а справа – «Нечетные правильные». Внимание! Начали тренировку! (контролируется правильность усвоения инструкции).
После тренировки подается команда «Перевернуть листы!». Проводящий обследование отвечает на вопросы, а при необходимости разъясняет отдельные положения инструкции. К обследованию приступают только тогда, когда инструкция по выполнению задания понята всеми испытуемыми.
Обработка результатов производится с помощью «ключа».
В каждом задании испытуемый должен записать по 10 четных и нечетных правильных сочетаний. Учитывается общее количество правильно записанных сочетаний во всех трех сериях.
При подсчете общего количества правильно записанных сочетаний учитываются только числовые значения, буквы во внимание не принимаются.
Малое количество правильно записанных (согласно «ключу» ответов) сочетаний свидетельствует о низкой функциональной подвижности нервных процессов.
Стимульный материал «Буквенно-числовой методики»
записанный и воспроизводимый с магнитофонной ленты (только в крайнем случае зачитывается проводящим обследование)
Первое задание (продолжительность пауз 2 секунды)
Д-85-47 | Б-64-73 | А-93-41 | У-51-88 | У-78-96 | В-86-28 | В-29-57 |
Д-42-81 | Б-54-34 | Д-52-82 | Г-33-69 | Г-47-93 | Ж-48-36 | Я-36-54 |
А-37-68 | У-23-27 | Р-22-48 | Б-28-61 | Ж-35-54 | Р-36-51 | Б-51-33 |
Д-75-73 | Б-21-36 | К-32-46 | Б-54-32 | Р-23-85 | Д-23-28 | К-21-25 |
А-24-35 | Д-28-36 |
Второе задание (продолжительность пауз I секунда)
Б-24-36 | Д-28-33 | Д-28-44 | У-21-37 | А-36-31 | Д-35-43 | Г-34-82 |
А-36-78 | Я-58-22 | Р-41-88 | Г-47-35 | И-49-55 | У-56-77 | У-57-81 |
Я-55-62 | Б-58-73 | Г-85-33 | В-61-86 | Г-83-24 | У-36-82 | Р-26-44 |
Б-42-36 | А-26-39 | А-37-29 | Д-39-27 | В-45-89 | Г-24-38 | Б-39-22 |
А-37-25 | А-36-92 |
Третье задание (продолжительность пауз 0,5 с).
А-36-92 | А-37-25 | б-39-22 | г-24-38 | в-45-89 | д-39-27 | а-37-29 |
в-26-39 | б-42-36 | р-28-44 | у-36-82 | г-83-24 | в-61-86 | г-85-33 |
б-58-73 | я-55-62 | у-57-81 | у-56-77 | и-49-55 | г-47-35 | р-41-88 |
я-58-22 | а-38-78 | г-34-82 | д-35-43 | а-36-31 | у-21-37 | д-28-44 |
д-28-33 | б-24-36 |
Ключ к «Буквенно-числовой методике»
1 проба | 2 проба | 3 проба | |||
Четные правильные | Нечетные правильные | Четные правильные | Нечетные правильные | Четные правильные | Нечетные правильные |
78-96 | 85-47 | 24-36 | 21-37 | 36-92 | 37-25 |
86-28 | 93-41 | 28-44 | 35-43 | 24-38 | 45-89 |
54-34 | 26-57 | 34-82 | 47-35 | 42-36 | 39-27 |
52-82 | 33-69 | 36-78 | 49-55 | 28-44 | 37-29 |
48-36 | 47-93 | 58-22 | 57-81 | 36-82 | 85-33 |
36-54 | 23-27 | 36-82 | 85-33 | 58-22 | 57-81 |
22-48 | 51-33 | 28-44 | 37-29 | 38-78 | 49-55 |
32-46 | 75-73 | 42-36 | 39-27 | 34-82 | 47-35 |
54-32 | 23-85 | 24-38 | 45-89 | 28-44 | 35-43 |
28-36 | 21-25 | 36-92 | 37-25 | 24-36 | 21-37 |
Регистрационный бланк к «Буквенно-числовой методике»
Подразделение ______________________ Дата «…» ____________________
Фамилия И.О. _____________________________________________________