Виды внушения
Виды внушения — типологические составляющие, позволяющие правильно оценить его сущность, содержание и полноту проявления.
Внушение можно классифицировать по различным основаниям:
- по способу внушающего воздействия; » по наличию средств воздействия;
- по временному периоду между воздействием и ответной реакцией;
- по длительности эффекта воздействия;
- по содержанию воздействия.
Во-первых, по способу воздействия внушение может быть открытым или закрытым. Открытое (прямое) внушение — это внушение с конкретной, четко обозначенной целью. Например, людей призывают к совершению определенных действий. Открытое внушение отличается прямой направленностью на конкретный объект воздействия. Закрытое (косвенное) внушение характеризуется неявностью цели или не имеет прямой направленности на того, кто является истинным объектом воздействия.
Во-вторых, исходя из наличия средств воздействия внушение может быть контактным или дистантным. Контактное воздействие ведется в условиях непосредственного общения с объектом и имеет место, главным образом, во время индивидуальных и групповых бесед, митингов, собраний, вечеров вопросов и ответов, различных культурно-развлекательных мероприятий. Контактное воздействие считается наиболее эффективным, поскольку характеризуется наличием прямой обратной связи с аудиторией, но не всегда может применяться. Дистантное воздействие осуществляется с помощью средств устной, печатной, радио и телепропаганды. В этом случае прямая обратная связь между субъектом и объектом внушающего воздействия затруднена или вообще исключена.
В-третьих, по временному соотношению между внушающим воздействием и ответной реакцией объекта различается непосредственное и отсроченное внушение. При непосредственном внушении ответная реакция объекта появляется сразу после восприятия внушающего воздействия. При отсроченном внушении между воздействием и ответной реакцией объекта существует тот или иной временной разрыв. У объекта создается установка на то, что внушение сработает в будущем.
В-четвертых, по длительности внушающее воздействие может быть кратковременным и длительным. Кратковременное внушение характеризуется небольшим периодом эффективности воздействия. Например, во время просмотра фильма ужасов люди могут в течение непродолжительного временного интервала испытывать чувство страха. Длительное внушение характеризуется сохранением воздействия в течение достаточно длительного времени.
Наконец, в-пятых, по содержанию внушающее воздействие может быть неспецифическим и специфическим. Их конечная цель — своеобразное изменение поведения индивида или группы в соответствии с целями психологического воздействия.
Под специфическим внушением понимается
инициирование у людей конкретной мотивации с целью замещения у них существующих установок и вызова определенных поведенческих реакций.
Например, распуская слухи о предстоящем ухудшении экономического положения в стране, можно заставить ее население беспорядочно скупать продукты в магазинах. Неспецифическим является внушение, при котором в соответствии с целями воздействия у его объекта инициируются определенные психические состояния.
Так, можно использовать запугивание для активизации у людей состояний страха (паники), депрессии апатии (см. Способы, и приемы внушающего воздействия).