Методика самооценка. Спилбергера-Ханина.
Содержание статьи
Шкала оценки личностной и реактивной тревожности Спилбергера-Ханина.
Методика «Самооценка» предназначена для диагностики состояния тревожности личности по параметрам «личностная» и «реактивная» тревожность.
Под тревожностью понимается часто возникающее у человека особое эмоциональное состояние, выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность – важное персональное качество человека, имеющее довольно высокую устойчивость. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тревожности: личностной и реактивной (ситуационной).
Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его «Я» (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т.п.). Личностная тревожность – это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства.
Реактивная (ситуационная) тревожность определяется как временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающее в иных ситуациях. Это состояние возникает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть переговоры с официальными лицами, разговоры по телефону, экзаменационные испытания, общение с незнакомыми людьми противоположного пола или иного, чем данный человек, возраста.
Интерпретация данных опроса:
Начинать следует с простой операции: сопоставления ситуативной и личностной тревожности каждого испытуемого — сравнение показателей по первой и второй шкалам. Если по двум шкалам тревожность высока — с этим человеком необходимо работать отдельно, выяснить при помощи других методов (наблюдения, эксперимента, беседы, экспертного опроса и т.п.) характер его поведения, привычки и привязанности, состояние здоровья и т.п. Исходя из анализа всего спектра данных по конкретной личности, психолог должен выработать рекомендации для работы с ним. Принять решение о целесообразности его использования на данном этапе профессиональной деятельности (учебы) или потребовать психиатрической экспертизы с привлечением квалифицированных психиатров, так как причиной повышенной тревожности может быть, как мы говорили выше, и заболевание.
Возможна и другая ситуация: личностная тревожность в норме, а ситуативная — высокая. В этом случае тоже необходим квалифицированный подход. Примером может послужить случай из практики применения теста в период ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. По методике были обследованы 15 полков и бригад гражданской обороны и химических войск общим количеством около 15 тысяч солдат и офицеров в возрасте от 22 до 45 лет. В процессе обследования личного состава роты химической защиты, сформированной из резервистов, перед первым выходом в «зону» у 72% опрошенных был выявлен высокий уровень ситуативной тревожности. В ходе анализа причин данного факта выяснилось, что основной из них, в данном случае, явилась не радиофобия (боязнь облучения), а неуверенность специалистов в радиометрической аппаратуре, с которой они должны были работать. Поэтому по рекомендации психолога выход пришлось отложить. Были проведены дополнительные занятия, и у каждого приняты зачеты. Полученные знания породили уверенность в своих силах. Тревога была снята, и люди уже не испытывали безотчетного страха перед опасностью.
Приведенный пример убеждает в том, что эффективность применения любой методики напрямую связана с уровнем и степенью заинтересованности психолога в результатах своей деятельности.
Для выявления личностной и реактивной тревожности испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов, причем ответы варьируются по четырем вариантам. Вопросы сгруппированы в два самостоятельных опросника: № 1 – ЛТ (личностная тревожность) и № 2 – РТ (реактивная (ситуационная) тревожность).
Обработка полученных, в результате опроса, данных.
При обработке результатов по опроснику № 1 (ЛТ) необходимо из суммы баллов (в этом случае все баллы записываются в прямом порядке «1, 2, 3, 4»), полученных при ответе на вопросы №№ 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 вычесть сумму баллов, полученных при ответах на вопросы №№ 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19 и к полученной разности прибавляется коэффициент «35». Алгебраическая сумма будет искомой величиной уровня личностной тревожности.
Для обработки данных по опроснику № 2 (РТ) используется метод «от противного». То есть, если утверждение положительное (например, «я спокоен») то подсчет баллов идет в порядке «4, 3, 2, 1». Если же вопрос поставлен таким образом, что в нем отражена тревожность, (например, «Я нахожусь в напряжении»), то подсчет баллов идет в прямом порядке «1, 2, 3, 4».
Максимальное количество баллов «80» – соответствует невротическому состоянию тревожности, минимальное – «20», также свидетельствует о некоторой патологии.
Нормальное распределение по уровню тревожности: до 37 — низкий уровень тревожности, 37-47 — средний уровень тревожности, свыше 47 (до 60) — высокий.
Ключ для обработки опросника № 1 (ЛТ) методики «Самооценка».
Все ответы вычисляются, исходя из значения:
Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно | |
1… | 1 | 2 | 3 | 4 |
…20 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ключ для обработки опросника № 2 (РТ) методики «Самооценка».
Ответы вычисляются, исходя из следующих значений:
Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда | ||
21 | 4 | 3 | 2 | 1 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | 1 | 2 | 3 | 4 | 32 | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | 1 | 2 | 3 | 4 | 33 | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | 1 | 2 | 3 | 4 | 34 | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | 1 | 2 | 3 | 4 | 35 | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | 4 | 3 | 2 | 1 | 36 | 4 | 3 | 2 | 1 |
27 | 4 | 3 | 2 | 1 | 37 | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | 1 | 2 | 3 | 4 | 38 | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | 1 | 2 | 3 | 4 | 39 | 4 | 3 | 2 | 1 |
30 | 4 | 3 | 2 | 1 | 40 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Для получения более полных представлений о состоянии тревожности личности воина можно воспользоваться графическим отображение результатов обработки данных, полученных при обследовании личности методикой «Самооценка»
Регистрационный бланк № 1 (ЛТ) к методике «Самооценка»
Подразделение _______________________ Дата «…» __________________
Фамилия, И.О. ____________________________________________________
Инструкция испытуемым.
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений в бланках № 1 (ЛТ) и № 2 (РТ) и проставьте крестик в соответствующей графе ответов справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
№п/п | Утверждение | Нет, это не так | Пожалуй так | Верно | Совершенно верно |
1. | Я спокоен | ||||
2. | Мне ничто не угрожает | ||||
3. | Я нахожусь в напряжении | ||||
4. | Я испытываю сожаление | ||||
5. | Я чувствую себя свободно | ||||
6. | Я расстроен | ||||
7. | Меня волнуют возможные неудачи | ||||
8. | Я чувствую себя отдохнувшим | ||||
9. | Я встревожен | ||||
10. | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||
11. | Я уверен в себе | ||||
12. | Я нервничаю | ||||
13. | Я не нахожу себе места | ||||
14. | Я взвинчен | ||||
15. | Я не чувствую скованности, напряжённости | ||||
16. | Я доволен | ||||
17. | Я озабочен | ||||
18. | Я слишком возбуждён и мне не по себе | ||||
19. | Мне радостно | ||||
20. | Мне приятно |
Спасибо, переходите к следующему опроснику.
Регистрационный бланк № 2 (РТ) к методике «Самооценка»
Подразделение _______________________ Дата «…» __________________
Фамилия, И.О. ____________________________________________________
№п/п | Утверждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
1. | У меня бывает приподнятое настроение | ||||
2. | Я бываю раздражительным | ||||
3. | Я легко могу расстроиться | ||||
4. | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | ||||
5. | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | ||||
6. | Я чувствую прилив сил, желание работать | ||||
7. | Я спокоен, хладнокровен, собран | ||||
8. | Меня тревожат возможные трудности | ||||
9. | Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||
10. | Я бываю вполне счастлив | ||||
11. | Я всё принимаю близко к сердцу | ||||
12. | Мне не хватает уверенности в себе | ||||
13. | Я чувствую себя беззащитным | ||||
14. | Я стараюсь избегать критических ситуаций | ||||
15. | У меня бывает хандра | ||||
16. | Я бываю доволен | ||||
17. | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | ||||
18. | Бывает, что я чувствую себя неудачником | ||||
19. | Я – уравновешенный человек | ||||
20. | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Работа завершена, спасибо!