Адаптивность — многоуровневый личностный опросник, МЛО-АМ.
Содержание статьи
-
1 Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ).
- 1.1 Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы:
-
1.2 Обработка и интерпретация результатов, полученных по методике «МЛО-АМ»
- 1.2.1 Ключи к многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ)
- 1.2.2 Перевод в стэны результатов, полученных по шкалам методики «Адаптивность»
- 1.2.3 Интерпретация адаптивных способностей по шкале «ЛАП» методики «Адаптивность»
- 1.2.4 Интерпретация основных шкал методики «МЛО–АМ»
- 1.2.5 Стимульный материал к методике МЛО-АМ
- 1.3 Похожие статьи:
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ).
Разработан А.Г.Маклаковым и С.В.Чермяниным, и предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.
В основу методики положено представление об адаптации, как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Эффективность адаптации во многом зависит от того, насколько реально человек воспринимает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка, суицидальным поступкам, срыву профессиональной деятельности и развитию болезней.
Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы:
— «достоверность» (Д);
— «нервно-психическая устойчивость» (НПУ);
— «коммуникативные способности» (КС);
— «моральная нормативность» (МН);
— «личностный адаптивный потенциал» (ЛАП).
Обработка и интерпретация результатов, полученных по методике «МЛО-АМ»
Обработку результатов проводят по четырем «ключам», соответствующих шкалам: «достоверность», «нервно-психическая устойчивость», коммуникативные способности», «моральная нормативность», личностный адаптивный потенциал». На каждый вопрос теста обследуемый может отвечать «да» или «нет». Поэтому при обработке результатов учитывается количество ответов, совпавших с «ключом». Каждое совпадение с ключом» оценивается в один «сырой» балл.
Шкала достоверности оценивает степень объективности ответов. В случаев если общее количество «сырых» баллов превышает 10, то полученные данные следует считать недостоверными вследствие стремления военнослужащего соответствовать социально желаемому типу личности.
При массовом обследовании, а также при дефиците времени процесс определения социально-психологической адаптации военнослужащих может быть ускорен. Для этого достаточно иметь два «ключа». Для шкалы достоверности и шкалы личностного адаптивного потенциала. Шкала ЛАП является более высокого уровня. Она включат в себя шкалы «нервно-психическая устойчивость», «коммуникативные способности», «моральная нормативность» и дает представление в целом об адаптивных возможностях личности, но не позволяет получить дополнительную информацию о психологических особенностях обследуемых.
Ключи к многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ)
Наименование шкалы | Номера вопросов с ответом «Да» | Номера вопросов с ответом «Нет» |
Достоверность (Д) |
1, 10, 19, 31, 51, 69, 78, 92, 101, 116, 128, 138, 148 |
|
Личностный адаптивный потенциал (ЛАП) |
4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 27, 28, 29, 30, 33, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47, 50, 56, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 65, 67, 68, 70, 71, 72, 73, 75, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 86, 88, 89, 90, 91, 93, 94, 95, 96, 98, 99, 102, 103, 104, 106, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 129, 131, 133, 135, 136, 137, 139, 141, 142, 143, 145, 146, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162, 164, 165 |
2, 3, 5, 13, 23, 25, 26, 32, 34, 35, 38, 44, 45, 48, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 74, 76, 85, 87, 97, 100, 105, 107, 127, 130, 134, 140, 144, 147, 159, 160, 163 |
Нервно-психическая устойчивость (НПУ) |
4, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 28, 29, 30, 37, 39, 40, 41, 47, 57, 60, 63, 65, 67, 68, 70, 71, 73, 75, 80, 82, 83, 84, 86, 89, 94, 95, 96, 98, 102, 103, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 115, 117, 118, 119, 120, 122, 123, 124, 129, 131, 135, 136, 137, 139, 143, 146, 149, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162 |
2, 3, 5, 23, 25, 32, 38, 44, 45, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 87, 105, 127, 132, 134, 140 |
Коммуникативные способности (КС) |
9, 24, 27, 33, 43, 46, 61, 64, 81, 88, 90, 99, 104, 106, 114, 121, 126, 133, 142, 151, 152 |
26, 34, 35, 48, 74, 85, 107, 130, 144, 147, 159 |
Моральная нормативность (МН) | 14, 22, 36, 42, 50, 56, 59, 72, 77, 79, 91, 93, 125, 141, 145, 150, 164, 165 | 13, 76, 97, 100, 160, 163 |
Перевод в стэны результатов, полученных по шкалам методики «Адаптивность»
Наименование шкал и количество ответов, совпавших с ключом | СТЭНЫ | |||
ЛАП | НПУ | КС | МН | |
³62 | ³46 | 27 31 | ³18 | 1 |
51…16 | 38…45 | 22…26 | 15…17 | 2 |
40…50 | 30…37 | 17…21 | 12…14 | 3 |
33…39 | 22…29 | 13…16 | 10…11 | 4 |
28…32 | 16…21 | 10…12 | 7…9 | 5 |
22…27 | 13…15 | 7…9 | 5…6 | 6 |
16…21 | 9…12 | 5…6 | 3…4 | 7 |
11…15 | 6…8 | 3…4 | 2 | 8 |
6…10 | 4…5 | 1…2 | 1 | 9 |
1…5 | 0…3 | 0 | 0 | 10 |
Итоговую оценку по шкале «Личностный адаптивный потенциал» можно получить путем простого суммирования сырых баллов по трем шкалам «нервно-психическая устойчивость», «коммуникативные способности», «моральная нормативность» с последующим переводом полученной суммы по таблице 3.
Интерпретация адаптивных способностей по шкале «ЛАП» методики «Адаптивность»
Стэны | Интерпретация |
5…10 | Группы высокой и нормальной адаптации. Лица этих групп достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. |
3…4 |
Группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий. |
1…2 | Группа низкой адаптации. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога и врача–невропатолога (психиатра). |
Интерпретация основных шкал методики «МЛО–АМ»
Наименование шкалы |
Уровень развития качеств |
|
Ниже среднего (1-3 стэна) | Выше среднего (7-10 стэнов) | |
НПУ | Низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности. | Высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая самооценка и реальное восприятие действительности |
КС | Низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность. |
Высокий уровень коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтен. |
МН | Не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения. | Реально оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения. |
Стимульный материал к методике МЛО-АМ
Инструкция обследуемым:
«Сейчас Вам будет предложено ответить на ряд вопросов, касающихся некоторых особенностей Вашего самочувствия, поведения, характера. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет Вам в голову. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы отвечаете на вопрос «Да», поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак «+» (плюс), если Вы выбрали ответ «Нет», поставьте знак «-» (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Отвечать нужно на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Если у Вас возникнут вопросы — поднимите руку».
Текст опросника
- Бывает, что я сержусь.
- Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.
- Сейчас я, примерно, так же работоспособен, как и всегда.
- Судьба определенно не справедлива ко мне.
- Запоры у меня бывают редко.
- Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.
- Временами у меня бывают приступы смеха или плача.
- Мне кажется, что меня никто не понимает.
- Считаю, что, если кто-то причинил мне зло, я должен ему ответить тем же.
- Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
- Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
- У меня бывают очень странные и необычные переживания.
- У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.
- В детстве я одно время совершал мелкие кражи.
- Иногда у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг.
- Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог себя заставить взяться за работу.
- Сон у меня прерывистый и беспокойный.
- Моя семья относится с неодобрением к той работе, которую я выбрал.
- Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.
- Голова у меня болит часто.
- Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
- Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.
- Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).
- Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.
- Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.
- Я человек общительный.
- Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
- Большую часть времени настроение у меня подавленное
- Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
- У меня мало уверенности в себе.
- Иногда я говорю неправду.
- Обычно я считаю, что жизнь — стоящая штука.
- Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.
- Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
- Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
- Иногда я сильно испытываю желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.
- Самая трудная борьба для меня — это борьба с самим собой.
- Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).
- Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
- Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.
- Большую часть времени у меня такое чувство, что я сделал что-то не то или даже плохое.
- Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.
- Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.
- Моя речь сейчас такая же, как всегда (не быстрее и не медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности).
- Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и большинства моих знакомых.
- Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.
- Иногда у меня бывает такое чувство, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.
- Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.
- В детстве у меня была такая компания, где все старались стоять друг за друга.
- Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.
- Бывало, что я говорил о вещах , в которых не разбираюсь.
- Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.
- Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.
- У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.
- Сейчас масса моего тела постоянная (я не худею и не полнею).
- Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.
- Я легко могу заплакать.
- Я мало устаю.
- Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.
- С моим рассудком творится что-то неладное.
- Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия.
- Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).
- Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.
- Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.
- Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
- Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.
- Большую часть времени я испытываю общую слабость.
- Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это раздражает.
- Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
- Думаю, что я человек обреченный.
- Бывали случаи, что мне было трудно удержаться от того, чтобы что-нибудь не стащить у кого-либо или где-нибудь, например в магазине.
- Я злоупотреблял спиртными напитками.
- Я часто о чем-нибудь тревожусь.
- Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.
- Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.
- Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.
- Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.
- Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где хочется, а не там, где положено.
- Я всегда был независимым и свободными от контроля со стороны семьи.
- У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте.
- Зачастую мои поступки неправильно истолковывали.
- Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.
- Кто-то управляет моими мыслями.
- Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится.
- Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом.
- В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
- Я вполне уверен в себе.
- Никому не доверять — самое безопасное.
- Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.
- Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.
- Мне легко заставить других людей бояться меня и, иногда, я это делаю ради забавы.
- В игре я предпочитаю выигрывать.
- Глупо осуждать человека, обманувшего того , кто сам позволяет себя обманывать.
- Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
- Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
- Счастливее всего я бываю, когда остаюсь один.
- Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным.
- В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.
- Я очень редко заговариваю с людьми первым.
- У меня никогда не было столкновений с законом.
- Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.
- Иногда без всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычной веселости.
- Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.
- В школе мне было очень трудно говорить перед классом.
- Люди проявляют по отношению ко мне сколько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.
- Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому, что это у меня плохо получается.
- Мне кажется, что я завожу друзей с такой же легкостью как и другие.
- Мне неприятно, когда вокруг меня люди.
- Как правило, мне не везет.
- Меня легко привести в замешательство.
- Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали.
- Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми никак не могу справиться.
- Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания или начать новое дело.
- Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.
- Мне кажется, что меня никто не понимает.
- Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
- Я легко теряю терпение с людьми.
- Часто в новой обстановке я испытываю чувство тревоги.
- Часто мне хочется умереть.
- Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть.
- Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел.
- Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.
- Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
- Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.
- Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни.
- В гостях я чаще сижу где-нибудь в стороне или разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.
- Мне часто говорят, что я вспыльчив.
- Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.
- Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно.
- Я часто обращаюсь к людям за советом.
- Часто, даже тогда, когда для меня складывается все хорошо, я чувствую, что для меня все безразлично.
- Меня довольно трудно вывести из себя.
- Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.
- Обычно я спокоен, и меня нелегко вывести из душевного равновесия.
- Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
- Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, что я не могу заставить себя не думать о них.
- Временами мне кажется, что я ни на что не пригоден.
- Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других.
- Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья.
- Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
- Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку.
- Есть люди, которые мне настолько неприятны, что я в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь.
- У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.
- Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет мне бывать среди людей.
- Можно простить людям нарушения тех правил, которые они считают неразумными.
- У меня есть дурные привычки, которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно.
- Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.
- Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка у меня вызывает смех.
- Если дело идет у меня плохо, то мне сразу хочется все бросить.
- Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а не следовать указаниям других.
- Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.
- Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, я мало стараюсь скрыть это от него.
- Я человек нервный и легковозбудимый.
- Все у меня получается плохо, не так как надо.
- Будущее мне кажется безнадежным.
- Люди довольно легко могут изменить мое мнение, даже если до этого оно казалось мне непоколебимым.
- Несколько раз в наделю у меня бывает такое чувство, что должно случиться что-то страшное.
- Большую часть времени я чувствую себя усталым.
- Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях.
- Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений.
- Меня очень раздражает то, что я забываю, куда кладу вещи.
- Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.
- Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я могу легко отказаться от своих намерений.
- Глупо осуждать людей, которые стремятся ухватить от жизни все, что могут.
- Мне безразлично, что обо мне думают другие.
Регистрационный бланк к личностному опроснику «Адаптивность»(МЛО-АМ)
Ф.И.О. _________________________________ Подразделение ____________________________ Дата ___________