Механизмы психологической защиты инвалидов
Содержание статьи
Социально-психологическая реабилитация
это система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество. В процессе реабилитации особая роль принадлежит психологу, именно он способен оказать профессиональную помощь инвалиду в установлении продуктивных контактов с окружающими людьми, в формировании адекватного отношения к себе, своему дефекту, возможностям и способностям, а также в преодолении негативных психологических последствий инвалидности.
Процесс реабилитации подразделяется на этапы:
- восстановительное лечение;
- реадаптация — развитие возможностей приспособления инвалида к условиям внешней среды; ведущая роль здесь принадлежит психосоциальным воздействиям, направленным на стимуляцию социальной активности личности пострадавшего;
- собственно реабилитационный этап — восстановление прежних отношений инвалида с окружающей действительностью.
Основными принципами реабилитации являются:
- принцип партнерства и апелляции к личности инвалида;
- принцип разносторонности усилий, вовлечения в реабилитационный процесс разных сторон жизни инвалида;
- единство психосоциальных и биологических методов воздействия;
- ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий.
Реабилитационное воздействие охватывает различные сферы
профессиональную, культурно-образовательную, семейную, досуговую, психологическую. Это связано с тем, что выраженное и стойкое нарушение здоровья или развития приводит к функциональной недостаточности в самых разных сферах. В основе психической жизни больного лежат те же закономерности, что и у здорового человека. Психическая жизнь меняется потому, что психические механизмы действуют в особых условиях, которые вызваны и изменены болезнью. Хронические заболевания протекают длительно и связаны с перестройкой всей жизни человека. Острые заболевания кратковременны, но они могут повлиять на его жизнь своими последствиями (например, травма).
В работах отечественных психологов сформулированы критерии, по которым оцениваются изменения личности больного:
- изменение мотивации;
- сужение круга отношений человека с обществом,
- нарушение степени критичности и снижение уровня самоконтроля.
Психологические проблемы инвалида требуют
формирования у него прежде всего психологической защищенности, которая включает правильное использование механизмов психологической защиты; адекватную самооценку; способность правильно определять свою и чужую ответственность; внутренний локус контроля — поиск причин поведения и событий в себе; реалистичность уровня притязаний.
Поэтому психологическая помощь в качестве стратегической линии предполагает прежде всего восстановление утраченного или несформированного чувства личностной ценности, отказ от защитных стратегий самосознания, утверждение своей индивидуальности через конструктивное поведение и общение. Социально-психологическая реабилитация предполагает создание таких условий, при которых больной человек или инвалид встречает минимальные препятствия в реализации своих личностных ценностей.
Реабилитационные мероприятия опираются на разные уровни компенсаторных процессов:
- медицинская обращена к биологическому уровню;
- психологическая — к сознанию;
- семейная,
- педагогическая (переобучение),
- трудовая, досуговая, креативная и социальная в широком смысле слова (государственная политика в отношении инвалидов, формирование сообществ инвалидов) — к социальному и социально-психологическому уровням.
Между уровнями протекания компенсаторных процессов нет четких границ, соответственно нет и жесткого разделения разных форм реабилитационных мероприятий.