Особенности влияния на развитие революционных, эволюционных и ситуационных преобразований психики
Содержание статьи
Возрастная психология отмечает два вида изменений происходящих в человеке
основательные, качественные и стабильные качественные характеристики (изменения), которые происходят в двух сферах как в психике, так и в поведении. Например, детей при их переходе из одной возрастной группы в другую.
Они, эти изменения
1. Охватывают значительные периоды жизни (от нескольких месяцев [для младенцев], о нескольких лет [для индивидов старшего возраста]).
2. Зависят от постоянно действующих факторов
- биологическое созревание
- психофизиологического состояния организма
- место ребенка в системе человеческих социальных отношений
- достигнутый уровень интеллектуального и мысленного развития.
Медленные, количественные и качественные преобразования всегда связаны
с эволюционным возрастными изменениями, как в психологии так и в поведении индивида.
Революционные изменения, более глубокие, происходят быстро и за сравнительно короткий срок.
Они приурочены и совпадают со всеми кризисами возрастного развития, которые возникают всегда на рубеже двух определенных возрастов, между относительно спокойно протекающими периодами других эволюционных изменений психики и поведения.
Наличие кризисов возрастного развития и соответствующих им революционных преобразований психики и поведения это и есть основание для разделения детства на периоды возрастного развития (на возраста).
Третий вид изменений особый он называется ситуационные изменения это такой особый признак развития, который связан с влиянием конкретной сложившейся ситуации (в семье, в коллективе и обществе вообще).
Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного и стихийного обучения и воспитания.
Вывод Первые два вида, то есть возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения очень устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления так как однажды сформировавшись остаются навсегда. Их функция преобразование психологии человека как личности в сторону прогресса. Ситуационные наоборот, очень неустойчивые, обратимы и предполагается, что их закрепление обязательно происходит в последующих упражнениях с помощью тренировки. Их особенность они оставляют личность без видимых перемен и затрачивают лишь формы поведения знания, умения, навыки.
Все три описанных вида изменений являются первой составляющей предмета возрастной психологии.