Особенности влияния на развитие революционных, эволюционных и ситуационных преобразований психики

Возрастная психология отмечает два вида изменений происходящих в человеке

основательные, качественные и стабильные качественные характеристики (изменения), которые происходят в двух сферах как в психике, так и в поведении. Например, детей при их переходе из одной возрастной группы в другую.

Они, эти изменения

1. Охватывают значительные периоды жизни (от нескольких месяцев [для младенцев], о нескольких лет [для индивидов старшего возраста]).

2. Зависят от постоянно действующих факторов

  • биологическое созревание
  • психофизиологического состояния организма
  • место ребенка в системе человеческих социальных отношений
  • достигнутый уровень интеллектуального и мысленного развития.

Медленные, количественные и качественные преобразования всегда связаны

с эволюционным возрастными изменениями, как в психологии так и в поведении индивида.

Революционные изменения, более глубокие, происходят быстро и за сравнительно короткий срок.

Они приурочены и совпадают со всеми кризисами возрастного развития, которые возникают всегда на рубеже двух определенных возрастов, между относительно спокойно протекающими периодами других эволюционных изменений психики и поведения.

Наличие кризисов возрастного развития и соответствующих им революционных преобразований психики и поведения это и есть основание для разделения детства на периоды возрастного развития (на возраста).

Третий вид изменений особый он называется ситуационные изменения это такой особый признак развития, который связан с влиянием конкретной сложившейся ситуации (в семье, в коллективе и обществе вообще).

Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного и стихийного обучения и воспитания.

Вывод Первые два вида, то есть возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения очень устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления так как однажды сформировавшись остаются навсегда. Их функция преобразование психологии человека как личности в сторону прогресса. Ситуационные наоборот, очень неустойчивые, обратимы и предполагается, что их закрепление обязательно происходит в последующих упражнениях с помощью тренировки. Их особенность они оставляют личность без видимых перемен и затрачивают лишь формы поведения знания, умения, навыки.

Все три описанных вида изменений являются первой составляющей предмета возрастной психологии.

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также: