Психологические особенности экспертизы происшествия
Содержание статьи
Первая схема изучения причин происшествий
несчастных случаев с летчиком — была предложена С.Е. Минцем, А.Б. Грановским и В.В. Макеевым. Она содержала 39 вопросов, из них 19 — о виновнике происшествия, 5 — о машине и 15 — об обстоятельствах несчастного случая.
Опыт показывает, что ни одна схема и классификация не может заменить углубленного и обязательно индивидуализированного изучения всех причинно-следственных связей расследуемого несчастного случая. Психологическое изучение каждого случая аварии должно быть подчинено нахождению ответов на вопросы, стоящие перед участниками расследования.
Экспертиза происшествия (аварии, катастрофы)
всестороннее расследование, анализ, выявление знающими, опытными людьми причин, результатов, подлинной картины и алгоритма происшествия (аварии, катастрофы). Она осуществляется специально созданной комиссией, члены которой не должны быть связанными непосредственной ответственностью с расследуемым происшествием. Целью экспертизы является получение истинной информации, её анализ и выявление подлинных причин (виновников) происшествия и разработка рекомендаций по недопущению подобных происшествий в будущем.
Для всестороннего выяснения обстоятельств происшествия обычно создается несколько подкомиссий В их число, как правило, входят летная (профессионального изучения аварийной деятельности), инженерно-техническая, административная.
Основными задачами летной подкомиссии являются:
— установление зависимости авиационного происшествия (АП) от уровня профподготовки экипажа и качества организации полетов;
— обеспечение полета и управления воздушным движением с учетом влияния конструкции самолета, внешних воздействий и личностных факторов;
— оценка правильности действий экипажа и должностных лиц в процессе возникновения и развития особой ситуации;
— подготовка схемы-модели происшествия.
В состав летной подкомиссии входят группы:
летная; расчетная; управления воздушным движением; радиосветотехнического, аэродромного и метеорологического обеспечения полетов; авиационной медицины; опроса свидетелей (с привлечением представителей инженерно-технической и административной подкомиссий).
Основными задачами инженерно-технической подкомиссии являются:
— исследование состояния авиационной техники после происшествия;
— изучение характера ее эксплуатации, качества техобслуживания и ремонта;
— выявление возможных недостатков в ее конструкции и технологии изготовления;
— проведение испытаний в целях установления зависимости происшествия от состояния авиатехники.
В состав инженерно-технической подкомиссии входят группы:
по составлению схемы места происшествия; по исследованию истории эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиатехники; по планеру и системам; по силовым установкам; по авиационному и радиоэлектронному оборудованию; по противопожарной защите.
Основными задачами административной подкомиссии являются:
— оценка выполнения поисковых и аварийно-спасательных работ;
— установление степени загрузки самолета;
— обеспечение мероприятий по оказанию помощи пострадавшим, их родственникам и удовлетворению заявленных ими претензий;
— ликвидация последствий происшествия;
— установление ущерба от авиапроисшествия.
В состав административной подкомиссии входят группы: поисковых и аварийно-спасательных работ; пассажирская (для гражданской авиации); почтово-грузовая; медицинская; содействия пострадавшим и их родственникам.
В группах составляются отчеты, в подкомиссиях – акты, на основании которых составляется акт расследования АП. Установлены сроки проведения расследований: катастрофа — 30 суток; авария — 20 суток; поломка — 15 суток.
Пример авиационной экспертизы: Зимой 1984 года в Новосибирске произошла катастрофа самолета ТУ-154. На взлете, после набора минимальной высоты (примерно 50 м) загорелся левый двигатель. Ситуация позволяла потушить пожар и посадить самолет на двух двигателях. Но вместо тушения пожара левого двигателя был отключен правый и пожар стали тушить на нем. Огонь, таким образом, не был потушен и перекинулся на центральный двигатель. Летчик пытался развернуть самолет и посадить его. Но вскоре отвалился хвост. Воздушный поток сорвал с пассажиров одежду и выбросил их наружу. Спасся лишь один из них: его выбросило с небольшой высоты в глубокий сугроб неподалеку от аэродрома. Экспертиза признала виновником катастрофы борт-инженера. Он был сыном начальника местного управления гражданской авиации и вовремя не подтвердил свою квалификацию. Кроме того, в экипаже сложилась неблагоприятная морально-психологическая атмосфера. Склока отвлекла членов экипажа от ситуации, не позволила им действовать эффективно.
История применения экспертизы свидетельствует,
что практически всегда в процессе её проведения решается задача поиска виновного. В каждом случае это определение вины техники или человека.
Психология экспертизы реализуется:
1. В привлечении психологов к процессу экспертизы.
2. В установлении влияния непривычных экстремальных раздражителей на психику участников расследования (вид раненых и убитых, вид искореженной техники, поведение родственников, журналистов, возможная опасность для жизни и здоровья на месте происшествия и т. п.).
3. В проявлении психологических факторов, облегчающих или затрудняющих процесс раскрытия тайны причин происшествия (активизация внимания, мышления и других психических познавательных процессов, интерес к выявлению загадочных причин происшедшего, психологическое давление на экспертов заинтересованных лиц, доминирующее влияние чрезмерных по силе раздражителей на процесс принятия решения комиссией, сложность выбора одной из версий происшедшего и т. п.).
4. В психологическом обосновании предлагаемых комиссией рекомендаций по недопущению подобных происшествий в будущем.
Следует указать на порочную практику возложения вины за происшествия прежде всего на людей. Так, при расследовании причин происшествия на космической станции “Мир” (сбой в работе компьютера, потеря ориентации, столкновение при стыковке по новой технологии и т. д.) были попытки обвинить членов экипажа в непрофессионализме. Подобный подход в интересах фирмы и государства, поскольку снимает подозрения, касающиеся безупречности отечественной ракетно-космической техники и позволяет продолжать финансирование программы международного космического сотрудничества на станции “Мир”. Ведущие авиационно-конструкторские бюро мира и их правительства всегда стремятся отстоять свой престиж в конкурентной борьбе с другими авиационными фирмами, а, вместе с ним и контракты на продажу авиационной техники. Поэтому им проще обвинить в аварии или катастрофе летчика (космонавта), ибо его вина не влияет на имидж фирмы.
Психологи привлекаются к работе групп тех подкомиссий
в которых влияние психологического фактора может оказаться решающим в возникновении аварийной ситуации.
К психологическим компонентам ЧП относят: мотивы поведения, причины и механизмы ошибочных действий летного состава и лиц группы руководства полетами, их психические состояния, индивидуально-психологические особенности личности и т. д.
В психологии труда психологические особенности экспертной оценки происшествия базируются на концепциях: личностного фактора и человеческого фактора. При экспертизе причин аварийности с опорой на личностный фактор оценивается роль индивидуальных профессионально важных качеств личности летчика (членов экипажа или группы руководства полетами) в возникновении, развитии и исходе аварийной ситуации.
При экспертизе аварийности с опорой на так называемый человеческий фактор изучаются и оцениваются: степень и полнота учета профессионально значимых характеристик человека в объекте (средствах) деятельности (конструкция рабочего места летчика и его компоновка, размещение и т. д.), условия труда (гигиенические особенности среды обитания на рабочем месте, эргономичность спецснаряжения, средств защиты, морально-психологический климат в экипаже и т. д.), содержание и структура процесса деятельности (способы выполнения действий, характер информации и физические нагрузки, темп работы и т. д.), организация деятельности (особенности режима труда и отдыха, летной нагрузки и т. п.).
К компонентам личностного фактора относятся:
нравственно-ориентационные, духовные и моральные качества; честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство коллективизма, целеустремленность и другие профессионально важные качества; психологические особенности; физиологические особенности; физическое развитие.
Сложность проведения экспертизы обусловливает необходимость анализа множества факторов и условий. В число компонентов человеческого фактора входят: субьект деятельности (методы и критерии оценки персонала), средства деятельности (элементы рабочего места), условия деятельности (факторы обитаемости), содержание деятельности (способы выполнения профессиональных действий, операций), организация деятельности (регламентация, управление, обеспечение учебного процесса).
Экспертиза основывается на изучении реальных материалов происшествия, экспериментальном его моделировании, расшифровке записей самопищущих приборов (средств объективного контроля), магнитофонных записей переговоров, сборе информации от очевидцев, участников и специалистов, изучении сохранившихся фрагментов (обломков) техники, анализе характера ранений и повреждений личного состава, проверке технической и конструкторской документации (чертежей, расчетов, инструкций и наставлений по эксплуатации и боевому применению), материалов личного дела (характеристик, автобиографии, летной и медицинской книжек, журналов руководителей полетов и т. д.), материалов экспериментально-психологического обследования и другой информации.
К числу методов психологической экспертизы относятся
как традиционные методы психологических исследований (беседа, наблюдение, эксперимент, бланковые и компьютерные тесты и т. д.), так и специфические методы (метод экспертных оценок, метод парных сравнений), изучение материалов личного дела (характеристик, автобиографии, летной и медицинской книжек, журналов руководителей полетов и т. д.), материалов экспериментально-психологического обследования, карты профессионального психологического изучения летчика и штурмана, расшифровка записей магнитофонных переговоров в полете и другой информации.
Экспертные оценки – количественные или порядковые (ранговые) оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственным измерениям – основываются на суждениях специалистов.
В процессе психологической экспертизы происшествий (аварий, катастроф) применяются: стандартизованный метод исследования личности (СМИЛ), метод независимых экспертных оценок, метод парных сравнений, тесты “незаконченные предложения”, “компасы”, “часы”, “шкалы”, “численно-буквенные сочетания”, “методика исследования мышления”, “перепутанные линии”, “прогноз”, “черно-красная таблица” и др.
Моральное значение результатов экспериментально-психологических исследований, нацеленных на профилактику летных происшествий, так же, как и исследований, нацеленных на профилактику поздних и необоснованных отчислений по летному несоответствию, не может быть выражено никакими цифрами.
Расследование каждого конкретного случая летного происшествия (аварии, катастрофы), так же, как и изучение всей проблемы безаварийности полетов в целом, выходит за рамки компетенции психологии труда, требуя тесного сотрудничества летчиков, инженеров, врачей, педагогов и комплексного применения разных методов профилактики.
Глубокое и разностороннее экспериментальное изучение психологических особенностей летной деятельности является одним из радикальных путей обеспечения безопасности полетов.