Взаимосвязь психологии и социальной работы
Социальную работу и психологию «роднит», прежде всего, то, что человек
попавший в трудную ситуацию, непременно переживает определенное психологическое напряжение, нуждается в смягчении этого напряжения, что под силу в первую очередь психологам. Во‑вторых, как в психологии, так и в социальной работе главным объектом и субъектом выступает человек с множеством его личностных качеств и проблем. В‑третьих, и психология, и социальная работа, исследуя человеческие проблемы в единстве с окружающим его внешним миром, направляют свои усилия на совершенствование как самой личности, восстановление ее сил и социальных функций, так и на позитивное изменение окружающей среды.
Взяв на вооружение психосоциальный подход, признающий, что внутренняя психическая жизнь человека и те межсистемные отношения, которые влияют на его жизнедеятельности, представляют собой целостность «человека в ситуации», социальные работники осознают, что помощь человеку является не ситуативной, а успешной чаще всего тогда, когда высоко оценивается потенциал самой личности и её способности к росту, изменению, развитию при наличии определенных условий и ресурсов.
Помощь предполагает одновременно:
- во-первых, создание условий, необходимых для полноценной жизни индивида
- во-вторых, целенаправленное «задействование» всех внутренних ресурсов человека, которые позволят ему преодолеть сложную для его жизни ситуацию в данный конкретный момент, а также (что самое главное) сформируют у него позитивный личностный опыт
Исходя из такого взгляда на объект социальной работы наблюдается необходимость синтеза социального и психологического на всех уровнях: в формулировании целей и задач социальной помощи, в фокусах рассмотрения и изучения объекта воздействия, в использовании профессиональных средств взаимодействия с ним и т.д.
Для того, чтобы взаимодействовать с данным объектом
более точно сформулировать социально‑психологический диагноз и, соответственно, цель и возможности взаимодействия с конкретным индивидом, специалист по социальной работе должен иметь достаточное для данной конкретной профессиональной ситуации представление о нем, в том числе, представление о:
- его индивидуально половых и индивидуально типических свойствах (конституция, нейродинамические характеристики)
- психодинамических свойствах (темперамент, сенситивность)
- актуальной структуре его потребностей, являющихся движущей силой его поведения и жизнедеятельности вообще
- мотивации его личности, объясняющей именно то поведение, которое он реализует в данный конкретный жизненный период
- его способностях, от которых зависят и которыми, в том числе, определяются его возможности
- базовых характеристиках его характера, которые определяют его отношение к миру вообще, к другим людям и самому себе
- особенностях самосознания, которые выражаются в специфике саморегуляции поведения
- направленности его личности, которое выражается в успешности его деятельности в определенных сферах
Эффективность взаимодействия социального работника с клиентом
зависит от владения специалистом современными психологическими теориями личности, которые можно получить в системе психологической науки.
Эффективность работы специалиста по социальной работе зависит от:
- знаний и умелого применения этих знаний в деятельности
- владения технологиями социальной работы
- наличия у него личностных качеств, позволяющих достигать успеха в работе
Каждая их трех составляющих, названных выше, включает в себя психологическую составляющую
а именно:
- психологические знания человека (общая психология, психология личности)
- специфика его жизнедеятельности в различные возрастные периоды (психология развития)
- закономерности взаимодействия индивида с другими людьми, группами и общества в целом (социальная психология)
- знания психологии людей, имеющие особенности в личностном развитии (специальная психология, медицинская психология, психология девиантного поведения) и т.д.
- владение навыками взаимодействия и воздействия на человека, нуждающегося в помощи (навыками общения с ним, способами влияния на него, ведения переговоров с ним или от его имени с другими людьми или структурами, управления профессиональной ситуацией и т.д.)
наличие у специалиста психологических личностных качеств, которые являются определяющим фактором его пригодности к практической деятельности.