Периодизация психического развития по Эльконину
Содержание статьи
Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина.
В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития — это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие «ведущая деятельность»
было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразование — те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Младенчество-0-1- Ведущая деятельность эмоциональное общение ребенка со взрослым. Новообразование- ходьба, первое слово. Социальная ситуация
развития- Освоение норм отношений между людьми.
Ранний возраст-1-3- предметная деятельность-«внешнее Я сам» по Выготскому- Усвоение способов деятельности с предметами.
Дошкольный возраст-3-6(7)- ролевая игра- произвольность поведения- Освоение социальных норм, взаимо
отношений между людьми
Младший школьный возраст-6(7)-10(11- учебная деятельность- произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта-Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.
Средний школьный возраст, подросток-10(11)-14,15 — интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности- чувство «взрослости», возникновение представление о себе «не как о ребенке- Освоение норм и отношений между людьми.
Поздняя юность или ранняя зрелость-18-25- Трудовая деятельность, профес-
сиональная учеба.-0- Освоение профессионально трудовых умений
Зрелость- после 25-20-50 лет — зрелость,
50-75 поздняя зрелость,75- .. -старость