Основные процедуры в групповой психотерапии и их характеристики
Содержание статьи
Психодрама – это терапевтический групповой процесс
в котором используется инструментарий драматической импровизации для изучения и коррекции психологических проблем участников.
Психодрама как лечебный, психотерапевтический метод была создана и разработана Якобом Леви Морено (1892-1974) на основе опыта его театрального эксперимента “спонтанного театра”, изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в реализации творческого потенциала человека, его творческого Я в “театре жизни”. Внутри- и межличностные изменения, достигаемые участниками “спонтанного театра”, послужили основой для дальнейшего развития психодрамы как психотерапевтического метода.
Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создает благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эм Групповой анализ – метод психотерапевтического воздействия, основанный на использовании в процессе групповой работы психоаналитических принципов и методик. оционального реагирования.
Основополагающие принципы группового анализа, по С.Фоулксу, следующие:
1. Понимание того, что целостная групповая ситуация является основой для анализа всех межличностных взаимоотношений в группе.
2. Максимум взаимной осознанности и постоянно расширяющихся коммуникаций.
3. Дирижер является определяющим фактором в формировании культуры и традиций группы. Он должен помогать ей справляться с разрушительными элементами. Дирижер должен находиться внутри динамической ситуации, возникающей в группе, от нее он получает разрешение что-то говорить или делать.
4. Все основные события, происходящие в группе, должны быть поняты ее участниками так глубоко, чтобы они уяснили движущие силы реально сложившейся ситуации.
Основы методики работы ориентированного на групповой анализ психотерапевта таковы:
1. Сущность человека является социальной, а не индивидуальной, вне зависимости от того, осознаем мы это или нет.
2. Источник психической болезни – в отношениях между людьми. Невроз разрушает личность и группу, потому что он происходит от несовместимости человека и его семейной группы.
3. Невротические симптомы скрывают, маскируют то, что не может быть отражено в межличностных отношениях. Они не вербализуются и, следовательно, не доступны для памяти.
4. Групповая аналитическая терапия включает в себя “перевод” того, что маскируют невротические симптомы, в сферу общей коммуникации человека. Другими словами, психические нарушения возникают в процессе общения и не могут быть отнесены к одному человеку в отдельности.
5. Невротические симптомы, точнее их проявления, размещаются в групповой матрице, представляющей собой структуру взаимоотношений между участниками группы, включая ведущего.
6. В целом, участники группы составляют норму и, следовательно, соответствующие норме реакции индивидов усиливаются, а не соответствующие – изменяются.
7. Все члены активно участвуют в лечении – отвечают, понимают, интерпретируют. Дирижер пытается углубить и расширить выразительные средства и действия каждого участника.
8. Ведущий предоставляет группе свободу действий.
9. Все, что происходит в группе, должно отражаться на ней, как на целостном образовании, и, одновременно, на каждом ее представителе.
10. Разрешается применять для групповой работы все виды коммуникаций: вербальные, невербальные, бессознательные и др.
11. Коммуникации происходят на нескольких уровнях: текущих взаимодействий, индивидуальных трансферных взаимодействий, совместных действий, архетипных образов.
12. Целью каждого участника группы является “инсайт” его закрытых, но активных психических образований и регулирование их активности.
Группы встреч являются терапевтическими психокоррекционными группами.
Существуют два основных направления в понимании психокоррекционных групп. Сторонники первого направления (Л.Брадфорд, Дж.Гибб, Дж.Деннис и др.) ориентируют группы на решение конкретных задач, отработку навыков межличностных отношений.
Сторонники второго направления (К.Роджерс, В.Шутц, Ф.Перлс и др.) в большей степени ориентированы на гуманистический стиль руководства. Во главу угла ставится чувство общности, аутентичности, открытости в отношениях между членами группы.
Сторонники первого направления более склонны работать с Т-группами или группами тренинга умений; сторонники второго направления – с группами встреч, гештальт-группами.
Группа встреч – психотерапевтическая группа, ориентированная на оказание содействия психологическому росту личности, основывающаяся на концептуальной модели клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса.
Группы тренинга умений больше всего ориентированы на бихевиоризм
т.е. в основе их лечебного воздействия лежит поведенческая психотерапия. Целью групп тренинга умений является обучение приспособительным умениям, полезным при столкновениях со сложными жизненными ситуациями. Эти группы го Техники, используемые в гештальт-терапии, группируются вокруг двух главных направлений работы. Их называют принципами и играми. Принципы вводятся на начальной стадии терапии, и их не слишком много, число же игр не ограничено. Принципы указывают предпочтительные направления поведения и условия, которые благоприятствуют расширению осознания и наиболее полному контакту с окружением и самим собой.
Основными принципами гештальт-терапии являются следующие:
1. Принцип “сейчас”. “Сейчас” – это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого явялется частью “сейчас”, а то, что происходило несколько минут назад, не является “сейчас”.
2. Принцип “я – ты”. Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу – конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения говорить прямо и откровенно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению.
3. Принцип субъективизации высказываний. Психотерапевт предлагает пациенту заменить объективизированные формы (“что-то давит в груди”) на субъективизированные (“я подавляю себя”).
4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.
Технические процедуры называются гештальт-играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментировать с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр участники группы “примеряют” различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов – достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. раздо более структурированы, чем все до сих пор описанные.