Правовые, этические и деонтологические основы психодиагностики

Правовые, этические и деонтологические основы психодиагностики

1. Этические требования к психодиагностической деятельности
2. Сущность деонтологических требований

Цель занятия — сформировать научные представления о сущности и содержании
основных требований и этических норм ПД профессиональной деятельности
психолога.
Первый вопрос:
Что мы сегодня имеем из документов, которые определяют принципы
профессиональной психологической деятельности? К таковым следует отнести:
Этический кодекс психолога;
Этические стандарты;
Этические принципы и правила работы практического психолога ведомственной
психологической службы;
Этический кодекс психолога-консультанта;
Этический кодекс политического психолога;
Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей
психодиагностических методик;
Страсбургская декларация;
Деонтологический кодекс;

Этические нормы и стандарты профессиональной практической деятельности
ассоциации фирм по управленческому консультированию (АЦМЕ), США.
Кодекс поведения Европейской Федерации Ассоциации Консультантов по
Организации Производства (РЕАСО);
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября
1989 г.)
Устав Российского психологического общества (РПО) и др
Этический кодекс РПО (2003)

Предисловие

1. Психолог и требования к нему
2. Требования к Заказчику услуг Психолога
3. Требования к Клиенту – человеку, с которым работает Психолог
4. Требования к Результатам работы Психолога
А. Нормы отношений между Психологом и заказчиком
Б. Нормы создания, хранения и применения материалов Психолога
Х. Нормы отношений психолога с Клиентом
Y. Нормы отношений Психолога к Результатам исследования
Z. Нормы передачи материалов исследования Заказчику
W. Нормы отношений между Заказчиком и Клиентом
Главные Этические принципы и правила деятельности психолога
5. Принцип ненанесения ущерба Клиенту
1. Правило взаимоуважения психолога и Клиента
2. Правило безопасности для Клиента применяемых методик
3. Правила предупреждения опасных действий Заказчика относительно
Клиента
6. Принцип компетентности Психолога
1. Правило сотрудничества Психолога и Заказчика
2. Правило профессионального общения Психолога и Клиента
3. Правило обоснованности результатов исследования Психолога
7. Принцип беспринципности психолога
1. Правило адекватности методик, применяемых психологом
2. Правило научности результатов исследования Психолога
3. Правило взвешенности сведений, передаваемых Заказчику Психологом
8. Принцип конфиденциальности деятельности психолога
1. Правило кодирования сведений психологического характера
2. Правило контролируемого хранения сведений психологического
характера
3. Правило корректного использования Результатов исследования
9. Принцип осведомленного согласия
10. Нормы общественно-научного поведения психолога
11. Нарушение Этического кодекса
Этический кодекс психолога-консультанта
Общие положения.
Этические нормы
1. Общие нормы
1. Границы компетентности
2. Описание и\или объснение результатов психологической работы
3. Уважение права других оставаться другими
4. Недискриминация
5. Посягательства на честь и достоинство клиентов
6. Отношение к личным проблемам
7. Ненанесение вреда
8. Неправильное использование психологических знаний
9. Неправильное использование психологов-консультантов и
результатов работы
10. Бартер с клиентами
11. Денежное вознаграждение
2. Публичные выступления и публикации
2.1 Избегание ложных и неверных утверждений

Требования к использованию ЭВМ в психодиагностике:
— поощрять применение ЭВМ на всех этапах методики в инструктивных
материалах; фиксировать уровень автоматизации методики; указывать авторов
оригинальных программ;
— правом получения программного обеспечения к автоматизированной
методике пользуются профессиональные психологи; специалист-смежник
использует программу-методику только с разрешения отраслевой методической
организации психологов;
— пользователь лично отвечает за принятие решения на основе
результатов автоматизированной методики; при использовании обратной связи
(испытуемый получает информацию о своих результатах работы по методике)
пользователь отвечает за психотерапевтический эффект этой информации;
информация должна быть на языке собственного запроса испытуемого;
— предотвращать возможность неправильного использования
автоматизированных методик и их бесконтрольное распространение среди
желающих
Деятельности психолога как субъекта организации ПД работы
представляет собой систему целенаправленных, личностно и общественно
значимых действий, направленных на повышение эффективности психологических
мероприятий. Такая деятельность может быть структурирована по мотивам,
целям, специфическим функциям и характеру делового взаимодействия
психолога.

По мотивам ПД психолога можно представить как:
1. диалектическое сочетание представлений психолога о его месте и
роли в обеспечении оптимальных условиях жизнедеятельности человека или
группы.
(Такое сочетание может быть представлено в широком спектре: от
демонстративно-показного поддержания своего имиджа (статуса) психолога —
дублирование иных методов работы и психологизация основных требований и
профессиональной деятельности — до содержательно-психологического
наполнение проводимых мероприятий в соответствии с актуальными
потребностями производства, людей и требованиями руководства);
2. соответствие уровня ПД знаний, умений и навыков психолога реально
существующим проблемам человека и особенностям функционирования группы,
способности психолога их решить ( Такое соответствие может выражаться «по
формуле»: «знаю, могу, хочу»- оптимальные вариант организационной
деятельности; «знаю, не могу, но хочу» — психолог представляет себе как
организовать то или иное мероприятие, но не имеет опыта подобной
деятельности или ему мешают обстоятельства; «не знаю, могу, хочу»- в этом
случае психолог обладает определенным потенциалом организации ПД мерприятий
и готов совершенствоваться; «не знаю, не могу, но хочу»- имеет место только
желание и требуется обучить специалиста соответствующим формам работы;
«знаю, могу, но не хочу» — мотивация деятельности психолога имеет другую
направленность и он рассматривает должность психолога как промежуточный
период своей карьерного роста; «не знаю, не могу, не хочу»- на должность
назначен посторонний человек);
3. степень воздействия эмоционального реагирования (эмоциональной
удовлетворенности, чувства, настроения) на успехи или неудачи, а также
оценки по вопросам организации ПД (Эмоциональная сторона: активизирует
мотив поиска новых путей, средств и способов ПД работы; оставляет
равнодушным; вызывает мотив агрессии и озлобление, снижает инновационный
потенциал психолога).
Проблема морально-нравственной подготовленности психолога к ПД работе
с людьми является сложной и многогранной. Сложность этой проблемы
заключается в том, что такая подготовка включает не только формирование
определенного набора профессионально-деловых, социальных, правовых и
психологических качества специалиста, но и требует профессионально значимых
этических знаний, умений и навыков взаимодействия будущего специалиста с
конкретным человеком.
Как известно, эффективность деятельности многих специалистов
определяется способностью управлять состоянием своей психики и
воздействовать на психику других людей. Это особенно ярко проявляется там,
где это управление собой и «другими» является самоцелью или определяющим
условием достижения успеха. К таким специалистам традиционно относят
руководителей различного уровня, социальных работников, менеджеров,
психологов, врачей, учителей, религиозных деятелей и т.п. При этом
специалист, как правило, опирается на определенные эталоны качеств или
групповые нравственно-этические нормы. Примером таких эталонных требований
можно привести великое множество: нагорная проповедь Христа (10 заповедей);
клятва Гиппократа у врачей; моральный кодекс строителя коммунизма; кодекс
этики журналиста; кодекс этики российского библиотекаря; правила «Play off»
у футболистов (10 заповедей) и др.

Такие же правила, своеобразный профессионально-этические кодекс
имеется у психологов многих стран. В США этому посвящен кодекс
профессиональной этики принятый Американской психологической ассоциацией.
Называется этот кодекс «Этические нормы психолога». Почти во всех штатах
имеется законоположение о том, что практикующий психолог обязан сдать
специальный квалификационный экзамен. На более высоком уровне аттестация
психолога осуществляется американским Советом по профессиональной
психологии.

Основные требования и этические принципы ПД деятельности психолога
обусловлены, с одной стороны, процессуальными особенностями ПД. Такая
особенность заключается в том, что в конечном счете человек сам принимает
решения на ПД. И это требует соответствующую благоприятную нравственную
обстановку взаимодействующих сторон.
С другой стороны, соблюдение этических требований в процессе
взаимодействия психолога во многом зависит от служебных, неформальных,
операциональных, пространственно-временных, климато-географических и других
характеристик среды обитания. Данный процесс сопровождается не только
самоактивизацией каких-то значимых свойств, образований или состояний
личности, но и затрагивает сферу социального взаимодействия, статус и роль
самого психолога. Соответственно, такое вмешательство может вызвать и
вызывает конфликты как на эмоциональном уровне, так и в системе ценностей.
Следовательно, взаимодействие психолога должно быть качественным,
отрегулировано, упорядочено если угодно, чтобы предупредить ошибки или
злоупотребления.

В теоретическом плане эта проблема связана с разработкой и
дополнением известных профессионально-этических подходов к пониманию этики
деятельности психолога применительно к ПД.
В практическом плане задача состоит в том, чтобы оптимизировать
деятельности психолога вообще, улучшить профессионально психологический
отбор психологов, конкретизировать психологическое обучение и воспитание.
В литературе, посвященной данной проблеме, встречаются различные
толкования актуальности и необходимости соблюдения этических принципов
(норм) взаимодействия и формирования определенного набора качеств
профессионально-психологической деятельности психолога. Всю совокупность
этих рассуждений можно свести к следующим ключевым положениям, определяющим
необходимость этических требований и принципов:
— объективная заданность процесса регулирования функционирующего и
развивающегося психического мира человека;
— существование и развитие сложной системы регламентированных
морально-нравственных отношений в организационно-управленческих системах на
уровне: должность — специалист; специалист — специалист; родители — дети и
т.п.;
— изменение характера и направленности профессиональной
деятельности, которая преимущественно стала носить умственный, творческий
характер и затрагивает в первую очередь систему межличностных отношений,
которая окрашена преимущественно эмоционально-нравственными тонами;
— смещение социальных и идеологических акцентов в системе
общественных и групповых ценностей молодежи на их роль и место в улучшении
правопорядка.

Этика взаимодействия психолога в процессе получения и
использования психологической информации в условиях единоначалия:
— знать принципы психодиагностики, следить за текущей методической
литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную
библиотеку методик;
— отвечать за решения, принимаемые на основе изучения людей методами
тестирования, опроса, анкетирования и т.п., предупреждать о возможных
ошибках, допускаемых непрофессионалами;
— обеспечивать необходимый уровень надежности психологического
диагноза, применяя и метод независимых экспертных оценок;
— при подборе методик по программе обследования исходить из максимума
надежности при минимуме затрат;
— вести научно-исследовательскую работу;
— в строгом соответствии с методическими указаниями вести подсчет
баллов, их интерпретацию и прогноз;
— обеспечивать конфиденциальность психодиагностической информации,
полученной от испытуемого на основе «личного доверия»; обязательно
предупреждать, кто и для чего, может использовать его информацию;
— хранить профессиональную тайну, не передавать инструктивные
материалы посторонним, в т.ч. и секрета психодиагностической методики;
— рассматривать в ходе обследования с наиболее вероятной и
альтернативную диагностическую гипотезу, применяя принцип презумпции
невиновности в судопроизводстве;
— сообщать и лично препятствовать некорректному применению
психодиагностики.
по линии психолог — руководитель учреждения:
— согласовывать должностные интересы по сбору, обобщению и анализу
психологической информации с профессионально-нравственными требованиям ее
получения ( предмет и объект изучения без патологии) и реальными оценками
своих возможностей и уровнем квалиффикации ( умениями и навыками,
методическими возможностями);
— дифференцировать и дозировать психологическую информацию по ее
значимости для принятия решенияруководителем; четко разграничивать
психологическую информацию для руководителя, психолога и испытуемого;
— активно содействовать повышению психолого-педагогического уровня
руководства и не допускать манипулирования психологической информацией
должностными лицами в целях получения решения в личных эгоистических
интересах или ущемляющего интересы третьих лиц.
по линии психолог — группа
— следовать профессионально — этическим нормам отношений и
обеспечивать высокий общественный статус и роль психологической службы;
— осуществлять психодиагностические мероприятия в рамках своей
профессиональной компетенции и назначения; контролировать использование
методического материала другими специалистами;
— исключить дублирование и постоянно согласовывать нравственные
позиции по основным мероприятиям регулирования и коррекции поведения —
комплексный подход;
по линии психолог- смежник (врач-психотерапевт, психиатр,
психоневролог, нейропсихолог и др. )
— содействовать профессиональной кооперации и осуществлять
избирательность в предоставлении требуемой психологической информации с
учетом психологической компетентности смежника, интересов дела и
испытуемого, т.е. выступать в роли умелого корректора межличностных
отношений;
— проводить консультации о содержании и порядке использования
психологической информации в случае индивидуальных и групповых мероприятий;
— принимать меры для предотвращения некорректного использования
методик и «сырой» психодиагностической информации для оказания
психологической помощи.
по линии психолог — клиент
— постоянно обеспечивать приоритет достоверной и положительной
этической, деловой и эмоциональной информации над оценочной личностной и
негативной в процессе профессионального взаимодействия и оказания
психологической помощи;
— содействовать проявлениям психологического соучаствования и
обеспечению благоприятных социально — психологических условий общения
(исключение «птичьего» языка в процессе психологического вмешательства), их
прав на своевременное и постоянное получение квалифицированной
психологической помощи; избегание администрирования в процессе делового
общения;
— гуманное отношение к людям и соблюдение правовой и нравственной
правомочности получения и использования психологической информации;
исключать приписывания своей профессии сверхзначимости, которая позволяет
относится к людям с позиции «сверху».

СКАЗАННОЕ ПОЗВОЛЯЕТ СФОРМУЛИРОВАТЬ БАЗОВЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
1.Принцип осведомленного согласия (человек должен быть осведомлен о
цели психологического изучения, типе требуемых данных, характере
использования полученной информации и на это должно быть получено
индивидуальное согласие)
2.Принцип конфиденциальности и сохранения профессиональной тайны
(отвечает на вопрос — кто будет допущен к результатам исследования?)
3.Принцип персональной ответственности психолога за содержание и
последствия психологического воздействия на людей, этической и юридической
правомочности проводимых мероприятий
4.Принцип гуманизма и приоритетов общечеловеческих ценностей и
благополучия
5.Принцип уважения прав на квалифицированную психологическую помощь и
защиту интересов
6.Принцип постоянного совершенствования профессиональной компетенции
психолога и необходимости профессионального взаимодействия с коллегами
7.Принцип морально-позитивного эффекта психологического обеспечения и
развития личности исходя из его культурного потенциала, возрастной и
половой принадлежности
8.Принцип системного подхода в понимании психического мира личности и
пропаганде психологического знания
Таким образом, описанные выше этические требования и принципы
получения и использования психологической информации позволяют психологу
определить свою профессиональную позицию в системе ПД взаимодействий. Такую
профессиональную позицию можно зафиксировать в виде следующей обобщенной
формуле:
ПП = ЭТ + ЭП
где ПП — профессиональная позиция психолога; ЭТ — этическое
требования получения психологической информации; ЭП — этические принципы
взаимодействия должностных лиц в процессе психологического обеспечения.
Профессионально-психологическая позиция психолога в этом случае может
быть рассмотрена в континууме: от активной целенаправленной роли по
реализации ЭТ и ЭП; до индифферентного и пассивно-созерцательного отношения
к их нарушению в повседневной жизнедеятельности. Есть уверенность в том,
что с учетом сказанного, большинство будущих психологов будут занимать
этически оправданные позиции в решении этой проблемы
Профессионально-этические стандарты (принципы)
Ответственность, компетентность, этическая и юридическая правомочность,
квалифицированная пропаганда психологии, конфиденциальность, благополучие
клиента, профессиональная кооперация, информирование клиента о целях
исследования, морально-позитивный эффект исследования, гражданственность и
патриотизм.
Второй вопрос.
Деонтологический кодекс относится к медицинской деятельности и включает,
касательно психологии четыре документа:
Документ 1 — основные обязанности психотерапевта
Здесь выделяется восемь позиций:
1. профессиональное образование;
2. личный терапевтический процесс (терапевт сам проходит углубленный
психотерапевтический процесс. Причины шага разные и должны быть
обоснованы.
3. Дальнейшее образование
4. Контроль и супервизорство, т.е. психотерапевт постоянно находится в
системе супервизорства или контроля практики со стороны независимых
квалифицированных специалистов.
5. Профессиональная самостоятельность (не соглашаться на работу, если его
самостоятельность под угрозой)
6. Охранительное положение — он остерегается прямых и косвенных последствий
своего или другого вмешательства, использования фактов третьими лицами.
7. Информация о своей деятельности — публичная информация строится на
основе уважения психотерапевта.
8. Принадлежность к профессиональным союзам — гордость
Документ 2 — обязанности психотерапевта по отношению к клиенту
Данный документ включает семнадцать позиций:
1. Качество обслуживания
2. Обращение к третьим лицам (если это полезно)
3. Обязательная сдержанность (следовать сдержанной манере)
4. Сексуальная сдержанность (сдержанность со студентами и пациентами, а
супервизор с тем, кого контролирует)
5. Уважение индивидуальности
6. Ответственность клиента (сам терапевт на это обращает внимание клиента)
7. Физическая безопасность (над личностью и собственностью)
8. Гонорары (по совести)
9. Профессиональная тайна (все что видел и слышал)
10. Гарантия анонимности (соблюдать все предосторожности)
11. Профессиональная тайна и ко-терапия (можно делиться информацией с
человеком, которого привлекаешь, но с разрешения пациента в процессе ко-
терапии)
12. Группа: анонимность и корректность
13. Поддержка участников (психотерапевт запрещает сексуальные отношения
между участниками и др. физические акты)
14. Свобода обязательства психотерапевта (нельзя брать обязательства в ходе
сеанса)
15. Преемственность (преемственность как облегчающее средство достижения
цели)
16. Выбор психотерапевта (облегчение выбора пациента)
17. Смена терапевта (возможно после совета с коллегами)
Документ 3 — информация психотерапевта своим коллегам, другим
профессионалам в области здоровья и учебным заведениям;
Документ 4 — применение деонтологического кодекса

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также: