Гештальт терапия Ф.Перлза
Содержание статьи
- 1 Ф.Перлз отвергал идею разделения ума и тела
- 1.1 Гештальт психология является важным источником гештальт терапии.
- 1.2 Противоположности.
- 1.3 Функции защиты.
- 1.4 Проекция противоположна интроекции.
- 1.4.1 Клиент-центрированная психотерапия К.Роджерса.
- 1.4.2 Целью личностно-центрированной терапии
- 1.4.3 Человек с точки зрения личностно-центрированной психотерапии
- 1.4.4 Основные понятия клиент-центрированного подхода
- 1.4.5 «Я»-реальное — система представлений о самом себе
- 1.4.6 Эмпатия — особое отношение психолога к клиенту
- 1.5 Похожие статьи:
Ф.Перлз отвергал идею разделения ума и тела
разделения объекта и субъекта, разделения человека и среды. Отказываясь рассматривать человека как существо, противостоящее миру, переживаемому в отдельности от него самого, Ф.Перлз утверждал, что люди творят и создают свои миры: для каждого мир существует как его раскрытие. Он сделал очень смелый для его времени вывод, что между душевной и физической деятельностью человека не существует пропасти.
По представлениям Ф.Перлза сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события, по Ф.Перлзу, занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на задний план, образуя фон.
Ф.Перлз очень верил в то, что он называл “мудростью организма”. Он рассматривал здорового человека как саморегулирующееся существо. Одно из основных положений гештальт-терапии заключается в том, что каждый обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.
Гештальт психология является важным источником гештальт терапии.
Гештальттерапия – это сложный синтез из психоанализа, экзистенциальной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевидного в поведении), психодрамы (отреагирование конфликтов), дзэн-буддизма (минимум интеллектуализации и фиксирование на осознавании настоящего).
Основными понятиями гештальттеории являются: отношение фигуры и фона, осознание потребностей и сосредоточение на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость.
Фигура и фон. В процессе саморегуляции здоровый человек сам выбирает, какая информация для него в данный момент наиболее важна – это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план – это фон. Нередко фигура и фон меняются местами.
Заслуга Перлза состоит в том, что он впервые применил принципы гештальтпсихологии в психотерапии.
В понимании Перлза фигура выступает в качестве доминирующей потребности, ритмическая смена фигур и фона лежит в основе саморегуляции организма. В качестве фигуры (гештальта) может быть желание.
Как только желание выполняется, гештальт завершается, отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту.
В случаях, когда потребность удовлетворить нельзя, гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и не может уступить место другому гештальту. Такая неотреагированная потребность, по мнению Перлза, становится причиной многих незавершенных проблем.
Например, если человек сразу не выразил свою злобу или гнев, они в последующем не исчезнут совсем, а будут проявляться в более скрытых и коварных формах.
Задача гештальттерапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой и реализовать ее.
Осознание потребностей и сосредоточение на настоящем. Осознание и сосредоточение на потребности является важным принципом в гештальттерапии, получившем название здесь и теперь.
Невротик не способен жить в настоящем, поскольку несет в себе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты) из прошлого. Гештальтистский подход в психотерапии состоит в том, чтобы не исследовать прошлое в поисках воспоминаний о травме или незаконченной ситуации, а предложить пациенту сфокусироваться на сознавании того, что переживается в настоящем; фрагменты незаконченных ситуаций из прошлого неизбежно всплывут как часть этого опыта в настоящем; тогда пациенту предлагается вновь проиграть их, вновь пережить их, чтобы закончить и ассимилировать их в настоящем.
Тревожность Перлз определяет как разрыв между “сейчас” и “тогда”.
Противоположности.
Речь идет о тех внутренних сторонах явлений, которые одновременно и предполагают, и исключают друг друга. Противоположности не просто существуют, они находятся в состоянии постоянного противоречия друг с другом. Борьба противоположностей составляет источник развития действительности. Каждый из нас может одновременно любить и ненавидеть своих близких, испытывать чувство радости и огорчения при завершении дела. Полностью осознавая противоположности своего Я, своих стремлений и желаний, мы более глубоко начинаем осознавать самих себя.
Противоположные стороны нашего Я в гештальттерапии получили название Нападающего и защищающегося.
Одна из задач гештальттерапии – используя закон единства и борьбы противоположностей, помочь пациенту выделить фигуру из фона, завершить гештальт и снова возвратить его в фоновое окружение.
Функции защиты.
Индивид реагирует на угрозу или стрессовую ситуацию посредством защитных реакций. Это и уход от проблемы, и искусственная невосприимчивость ситуации или даже болезнь. Вся жизнь человека, по сути, состоит из каких-то трудностей и защитных реакций на эти трудности. Здоровые люди на возникшие трудности реагируют адекватно. При возникновении невроза защитные механизмы искажаются и препятствуют росту личности. Перлз выделяет 4 реакции, препятствующие росту личности: реакцию слияния, ретрофлексию, интроекцию и проекцию.
При реакции слияния индивид не может дифференцировать себя от других, он не в состоянии четко определить, где оканчивается его Я и начинается Я другого человека. Слияние делает невозможным саморегулирующийся ритм контакта и отхода, что, в свою очередь, делает невозможным формирование гештальта.
Ретрофлексия означает “обращение назад на себя”. При ретрофлексии граница между личностью и средой смещается в сторону личности. Все усилия такого человека направлены не на борьбу с внешними трудностями, а на самоосуждение, самобичевание, в лучшем случае – на коррекцию собственных эмоций и поведения.
Интроекция – тенденция присваивать себе убеждения, способы мышления и поступки других людей без критики и попытки сделать их своими собственными. Индивид настолько занят усвоением чужих убеждений, что ему не удается сформировать свою собственную личность.
При гештальттерапии очень важно отличать итнроекции от собственных убеждений пациента. Корригировать можно только собственную позицию, чуждую нужно осознать и отбросить.
Проекция противоположна интроекции.
Граница между собственным Я и средой смещается в сторону среды. Проекция – это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри Я, на других, на окружающую среду.
В то время как интроецирующий субъект делает полем битвы свое Я, проецирующий – окружающий мир.
Как важнее, чем почему. Перлз считал, что каждый поступок – это гештальт, и более важно осознать, как совершается этот поступок, а не почему он случается.
Зрелость. Зрелость – это способность индивида выйти из трудной, тупиковой ситуации, полагаясь только на самого себя. Для того чтобы достичь зрелости, индивид должен преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки в самом себе.
Зрелость наступает тогда, когда индивид мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих.
Перлз полагал, что для достижения зрелости и принятия ответственности за себя самого человек должен тщательно проработать все свои невротические уровни. Первый уровень – клише – характерен стереотипностью и конформностью поведения. Второй уровень – искусственный, где доминируют роли и различные игры. На этом уровне человек, пытаясь получить поддержку, манипулирует другими. Далее – уровень тупика, который характеризуется отсутствием поддержки и неумением в достаточной мере опереться на себя. Следующий уровень – внутренний взрыв. Только на этом уровне серьезно затрагивается истинное Я, “похороненное” до этого под толстым слоем “защиты”.
Основной целью гештальттерапии является пробуждение скрытых возможностей человека путем поощрения осознания своих потребностей и способствование продвижению пациента по пути к зрелости.
Гештальттерапия включает следующие основные компоненты:
1) расширение осознания;
2) интеграция противоположностей;
3) усиление внимания к чувствам;
4) работа с мечтами (фантазией);
5) принятие ответственности на себя;
6) преодоление сопротивления.
Клиент-центрированная психотерапия К.Роджерса.
Личностно-центрированный подход в психотерапии был разработан в 40 г. выдающимся американским исследователем, психологом и психотерапевтом Карлом Р. Роджерсом.Роджерс выдвинул гипотезу, что важнейший мотив жизни человека — это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, срывами и падениями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря ни на что.
Весь жизненный опыт, с которым человек имеет дело, автоматически оценивается на предмет того, содействует ли он развитию его личности или препятствует, противоречит актуализации. Этот процесс, часто происходящий на бессознательном уровне, Роджерс называет организмическим оценочным процессом, и если бы люди больше могли доверять своим ощущениям, им было бы легче осознать, движутся ли они в правильном направлении.
Еще одним важным термином, необходимым для понимания роджеровского подхода к терапии , является понятие Я-концепции. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя определенным образом, нам необходимо понять его внутренний мир. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения.
Целью личностно-центрированной терапии
является помощь человеку в приведении его Я-концепции в большее соответствие с испытываемым опытом и достижение большего самопринятия, что позволит ему в большей степени реализовать свой природный потенциал.
Центром терапевтического процесса является не диагноз или симптом, а сам человек во всей его целостности. Личностно-центрированная психотерапия – не директивный метод работы. Отношения клиент – терапевт формируются, как отношения на равных. Психолог не направляет своего клиента, а скорее сопровождает его в процессе терапии. Основной задачей терапевта является создание таких условий, которые способствуют актуализации внутренних ресурсов клиента.
Человек с точки зрения личностно-центрированной психотерапии
С точки зрения личностно-центрированного подхода, человек по своей природе конструктивен и обладает врожденным стремлением к развитию и самоактуализации. Однако, вследствие пережитого ранее негативного опыта, тенденция к личностному росту может затормаживаться или искажаться, создавая тем самым целый ряд психологических проблем и симптомов.
Основные установки, которыми руководствуется в своей работе терапевт – это уважение к личности клиента и доверие к его способности к саморегуляции, эмпатия.
Основные понятия клиент-центрированного подхода
«Поле опыта», «самость», «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации».
Поле опыта — то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира (используемые слова, символы, отражающие реальность). Поле опыта — это «карта» территории, которой является реальность. Таким образом, очень большое значение имеет то, что осознается
поскольку человек воспринимает внешнюю реальность через свой внутренний мир, через свое поле опыта, которое может ограничивать его восприятие реальности (внешнего мира).
«Самость» — центральное понятие в концепции К. Роджерса. «Самость» — это целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт. По Роджерсу, когда все переживания ассимилируются по отношению к «самости» и становятся частью ее структуры, появляется тенденция к уменьшению того, что можно назвать самосознанием. Поведение становится более спонтанным, выражение отношений — менее охраняемым, так как «самость» принимает эти отношения и само поведение как часть себя. Таким образом, «самость» -это система внутренних отношений, феноменологически связанных с внешним миром и явленных человеку в его «Я».
«Я»-реальное — система представлений о самом себе
которая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему и изменяется в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями в них.
«Я»-идеальное — представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей.
Согласно К. Роджерсу, принятие себя таким, каким ты являешься в действительности -признак душевного здоровья.
По мнению К. Роджерса, человек, с одной стороны, стремится привести в соответствие со своим реальным «Я» как можно больше своих внешних переживаний, а с другой — пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые составляют его идеальное «Я» и соответствуют тому, чем он хотел бы быть. Таким образом, реальное «Я» может так и не достичь соответствия идеальному «Я» либо из-за того, что под давлением внешних обстоятельств человек вынужден отказывать себе в определенном жизненном опыте, либо потому, что он навязывает себе такие чувства, ценности или установки, которые только отдаляют его реальное «Я» от идеального «Я». Тревога и нарушение психологической адаптации могут быть результатом несоответствия между реальным «Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между реальным «Я» и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, с другой стороны.
Эмпатия — особое отношение психолога к клиенту
через позитивное личное отношение и принятие феноменологического мира клиента.
В работах К. Роджерса выделяется семь этапов коррекционного процесса, знание и полноценное использование которых можно отнести к методической стороне подхода:
1. Заблокированностъ внутренней коммуникации (отсутствуют «Я-сообщения») или сообщения личностных смыслов, отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям.
2. Стадия самовыражения, когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывает свои чувства, проблемы, со всеми своими ограничениями и последствиями.
3-4. Развитие процесса самораскрытия и принятия себя клиентом во всей своей сложности, противоречивости, ограниченности и незавершенности. Формирование отношения своему феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от своего «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть собой.
5. Развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление свободной внутренней коммуникации. Поведение и самоощущения «Я» становятся органичными, спонтанными, происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое.
6. Личностные изменения, открытость себе и миру. Психолог уже становится ненужным, так как достигнута основная цель психокоррекционной работы. Клиент находится в состоянии конгруэнтности с собой и миром, открыт новому опыту, существует реалистический баланс между «Я»- реальным и «Я»-идеальным.
Основные компоненты роджеровской психотехники:
установление конгруэнтности, вербализация, отражение эмоций.
1. Вербализация. Прием заключается в пересказе психологом сообщения клиента. Цель такого перефразирования — выделение в высказывании клиента наиболее существенного, «острых углов». Клиент также получает подтверждение тому, что его не только слушают, но и слышат.2. Отражение эмоций. Суть приема заключается в назывании психологом тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа о себе, событиях своей жизни.