Основные подходы к исследованию онтогенеза психики и личности
Содержание статьи
Основные подходы к исследованию онтогенеза психики и личности человека.
Биогенетическая концепция возрастного развития. Нормативный подход к развитию человека. Отождествление научения и возрастного развития. Теория трех ступеней возрастного развития. Концепция конвергенции и противоречия двух факторов возрастного развития. Онтогенез психики и личности человека с точки зрения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и теории деятельности.
Противоречия индивидуального развития человека и его гетерохронность. Жизненный путь человека. Начало индивида. Начало личности. Субъект деятельности. Зрелость: физическая, гражданская, умственная, трудовая. Умирание личности. Фазное протекание целостного жизненного цикла. Международная классификация возрастных циклов человека. Классификация стадий и кризисов психического развития личности по Э.Эриксону.
Развитие психики в онтогенезе
Развитие психики в онтогенезе — процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. В настоящее время можно говорить о том, что противоположности в ориентации или на врожденное, или на выученное (monada — tabula rasa) снимаются в таком понятии развития, в котором оно рассматривается как процесс: приводящий к изменениям все психологические структуры индивида; проходящий определенные, качественно специфические, стадии, в том числе в форме кризисов; имеющий как сенситивные в отношении внешних воздействий, так и относительно автономные периоды; строящийся целевым образом.
Вначале необходимо рассмотреть общие закономерности психического развития и его возрастной периодизации.
Онтогенез (от греч. on, ontos– «сущее, рождение, происхождение») – процесс развития индивидуального организма.
В психологии онтогенез – формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение онтогенеза – главная задача детской психологии. С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляютпредметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность – общение с взрослым). В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность. Общим для отечественных психологов является также понимание формирования психики, сознания, личности в онтогенезе как процессов социальных, осуществляющихся в условиях активного, целенаправленного развития.