Понятие о мотивах деятельности
Содержание статьи
Мотив —то, что движет человеческой деятельностью.
Это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. В мотивах деятельности проявляются потребности чел-ка.
Потребность—переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том
что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Обычно она направлена на какой-либо предмет. (голод – нужда в пище, предметом потребности является пища)Все эти потребности взаимосвязаны между собой. большинства биологическое становится социальным(еда, вода).Также у многих людей социальные потребности господствуют над идеальными. Так, потребность в знаниях нередко выступает как средство обрести профессию, занять достойной место в жизни
Классификация потребностей А.Маслоу:
1)физиологические : в воспроизводстве рода, пище, дыхания, одежде, жилище, отдыхе и т.д
2)экзистенциальные( существование): в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д
3) социальные : в соц. Связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимание к себе..
4) престижные: в самоуважении, уважение со стороны других, признании, достижении успеха…
5) духовные: в самовыражении
1-2 — тип первичные(врожденные),
3-5 — вторичные (приобретенные)
Особую роль играют в формировании мотивов
интересы, потребности, направленные на общественные условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Они бывают:
- индивидуальными
- групповыми
- интересы общества в целом
Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивах деятельности.
Они осознаются людьми, и люди осуществляют самоконтроль (сознательная деятельность).
Кроме того имеются бессознательные потребности (психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания)
Макс Вебер: Социальные действия составляют систему сознательного, осмысленного взаимодействия людей. В нем каждый человек учитывает влияние своих действий на других людей и их ответную реакцию.
Он выбирал 4 типа соц. действия
Целерациональное
Когда предметы внешнего мира и другие люди трактуются как условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей;
Ценностно-рациональное
Определяется осознанной верой в ценность опр. Способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности;
Аффективное
Определяется непосредственно чувством, эмоциями;
Традиционное
Побуждается усвоенной привычкой, традицией.
Деятельность человека, обусловленная состоянием индивида, называется:
1) Ценностно-рациональная
2) Аффективная
3) Целерациональная
4) Традиционная
М.Вебер разделял типы социальных действий в зависимости от:
1) Их мотивов
2) Из последствий
3) Их значимости
Психическое состояние, выражающее неосознанную потребность, называется влечением
Мотивы различают по виду тех потребностей, которым они отвечают. Поэтому возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные. Мотивы можно разложить на виды по любой из существующих классификаций потребностей, в частности по “пирамиде” А. Маслоу.
- Мотивы различают по форме отражения предмета потребности. Мотивом выступают самые разные психологические образования: нравственное понятие или представление, идеал, ценностная ориентация.
- По степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени существования и действия — кратковременными и долговременными. Широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, тогда как узкие мотивы являются реальными побудителями. Например, человек длительное время выполняет какую-то неинтересную работу. Здесь узкими и кратковременными побудителями выступают прозаические мотивы: возможность поощрения, угроза наказания, просто необходимость действовать. Но человеку нужны какие-то более долговременные и широкие мотивы: мечты, будущая жизнь, нравственные ценности.
- Мотивы подразделяют по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, понимаемыми и реально действенными. Допустим, студент первокурсник знает, что учиться нужно для своего светлого будущего, для глубоких знаний. Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим. Действительное побуждение к учению идет за счет исполнения заданий, подражания однокурсникам или значимым людям