Понятие о мотивах деятельности

Мотив —то, что движет человеческой деятельностью.

Это побуждения  к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. В мотивах деятельности проявляются потребности чел-ка.

Потребность—переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том

что необходимо для поддержания его организма и развития личности.  Обычно она направлена на какой-либо предмет. (голод – нужда в пище, предметом потребности является пища)Все эти потребности взаимосвязаны между собой. большинства биологическое становится социальным(еда, вода).Также у многих людей социальные потребности господствуют над идеальными. Так, потребность в знаниях нередко выступает как средство  обрести профессию, занять достойной место в жизни

Классификация потребностей А.Маслоу:

1)физиологические : в воспроизводстве рода, пище, дыхания, одежде, жилище, отдыхе и т.д

2)экзистенциальные( существование): в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д

3) социальные  : в соц. Связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимание к себе..

4) престижные: в самоуважении, уважение со стороны других, признании, достижении успеха…

5) духовные:  в самовыражении

1-2 —  тип первичные(врожденные),  

3-5 —  вторичные (приобретенные)

Особую роль играют в формировании мотивов

интересы,  потребности, направленные на общественные условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы зависят от положения в обществе  тех или иных групп населения. Они бывают:

  • индивидуальными
  • групповыми
  • интересы общества в целом

Потребности и интересы  занимают ведущее место в мотивах деятельности.

Они осознаются людьми, и люди осуществляют самоконтроль (сознательная деятельность).

Кроме того имеются бессознательные потребности (психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания)

Макс Вебер: Социальные действия составляют систему сознательного, осмысленного взаимодействия людей. В нем каждый  человек учитывает влияние своих действий на других людей и их ответную реакцию.

Он выбирал 4  типа соц. действия

Целерациональное 

Когда предметы внешнего мира и другие люди трактуются как условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей;

Ценностно-рациональное           

Определяется осознанной верой в ценность опр. Способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности;

Аффективное         

Определяется непосредственно чувством, эмоциями;

Традиционное        

Побуждается усвоенной привычкой, традицией.

Деятельность человека, обусловленная состоянием индивида, называется:

1)      Ценностно-рациональная

2)      Аффективная

3)      Целерациональная

4)     Традиционная

М.Вебер разделял типы социальных действий в зависимости от:

1) Их мотивов

2) Из последствий

3) Их значимости

Психическое состояние, выражающее неосознанную потребность, называется  влечением

Мотивы различают по виду тех потребностей, которым они отвечают. Поэтому возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные. Мотивы можно разложить на виды по любой из существующих классификаций потребностей, в частности по “пирамиде” А. Маслоу.

  • Мотивы различают по форме отражения предмета потребности. Мотивом выступают самые разные психологические образования: нравственное понятие или представление, идеал, ценностная ориентация.
  • По степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени существования и действия — кратковременными и долговременными. Широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, тогда как узкие мотивы являются реальными побудителями. Например, человек длительное время выполняет какую-то неинтересную работу. Здесь узкими и кратковременными побудителями выступают прозаические мотивы: возможность поощрения, угроза наказания, просто необходимость действовать. Но человеку нужны какие-то более долговременные и широкие мотивы: мечты, будущая жизнь, нравственные ценности.
  • Мотивы подразделяют по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, понимаемыми и реально действенными. Допустим, студент первокурсник знает, что учиться нужно для своего светлого будущего, для глубоких знаний. Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим. Действительное побуждение к учению идет за счет исполнения заданий, подражания однокурсникам или значимым людям

Читайте также: