Прогрессивные матрицы Дж.К.Равена
Содержание статьи
Тест «Прогрессивные матрицы» Дж.Равена он предназначен
для оценки способности человека к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности. Он состоит из невербальных заданий (матриц), что имеет большое значение, так как это уменьшает влияние приобретенных знаний, полученных в процессе образования и жизненного опыта испытуемых. Самостоятельное выделение принципа решения задачи и применение его для всех задач в серии сигнализирует о самостоятельном ходе интеллектуальной деятельности испытуемого и возможности применения данной методики в качестве психодиагностического инструмента для оценки развития «зоны творческой самостоятельности» субъекта.
В инструкции к методике дается информация о процессуальной стороне решения задач.
Принципы, заложенные как решающие правила, не называются и не раскрываются. Ретестовая надежность методики Равена по показателю серии Д равна Rxx = 0,3. Коэффициент валидности при использовании в качестве внешнего критерия показателя обучаемости равен 0,4.
Методика состоит из 60 таблиц-заданий (5 серий).
В каждой серии таблицы составлены в порядке возрастания трудности и усложнения от серии к серии. Испытуемые, просматривая матрицы, выявляют определённую закономерность и выбирают верный, с их точки зрения, ответ.
Серия А — построена на принципе установления связи в структуре матриц, использования операции дополнения целостной структуры недостающим фрагментом (Рис.1).
Серия В — построена на принципе аналогии между парами фигур, использования умственной операции поиска аналогичных признаков в рисунках, а также определении оси симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце (Рис.2).
Серия С — построена по принципу прогрессивных изменений в структуре матриц, используется операция писка принципа развития рисунка матриц (Рис.3).
Серия D — построена по принципу перегруппировки фигур и поиска этой перегруппировки в горизонтальном и вертикальном направлениях (Рис.4).
Серия Е — основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы, используются умственные операции анализа и синтеза.
Правильность решения заданий-матриц проверяется при помощи «ключа» и оцениваются в соответствии с таблицей перевода в баллы (ДАЛЕЕ).
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК (RAVEN-60)
Фамилия И.О. _________________________________________________
Серия А | Серия В | Серия С | Серия D | Серия Е | ||||||||||
№ | Фигура | Балл | № | Фигура | Балл | № | Фигура | Балл | № | Фигура | Балл | № | Фигура | Балл |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||||
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||||||
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||||||||
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||||||||||
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | ||||||||||
7 | 7 | 7 | 7 | 7 | ||||||||||
8 | 8 | 8 | 8 | 8 | ||||||||||
9 | 9 | 9 | 9 | 9 | ||||||||||
10 | 10 | 10 | 10 | 10 | ||||||||||
11 | 11 | 11 | 11 | 11 | ||||||||||
12 | 12 | 12 | 12 | 12 | ||||||||||
∑ | ∑ | ∑ | ∑ | ∑ |
∑ общ. |
КЛЮЧ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
А | 4 | 2 | 1 | 2 | 6 | 3 | 6 | 2 | 1 | 3 | 1 | 4 |
В | 2 | 6 | 1 | 2 | 1 | 3 | 5 | 6 | 4 | 3 | 4 | 5 |
С | 8 | 2 | 3 | 8 | 7 | 4 | 5 | 1 | 7 | 6 | 1 | 2 |
Д | 3 | 4 | 3 | 7 | 8 | 6 | 5 | 4 | 1 | 2 | 5 | 6 |
Е | 7 | 6 | 8 | 2 | 1 | 5 | 1 | 6 | 3 | 2 | 4 | 5 |
ПЕРЕВОД В БАЛЛЫ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Сум | |
А | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 14 |
В | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 13 |
С | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 4 | 19 |
Д | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 5 | 19 |
Е | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 36 |
Сумма 101
Интерпретация:
1 степень — более 95% — особо высокоразвитый интеллект;
2 степень — 75 — 94% — интеллект выше среднего;
3 степень — 25 — 74% — средний интеллект;
4 степень — 5 — 24% — интеллект ниже среднего;
5 степень — ниже 5% — интеллектуальный дефект.
ПЕРЕВОД В Z-ОЦЕНКИ
Сырой балл | 1-19 | 20-39 | 40-59 | 60-80 | 81-101 |
Z-оценка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК (RAVEN — АРМ — 48)
Фамилия И.О. _________________________________________________
Серия 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Серия 2. |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
Серия-1= |
Серия-2=
|
На решение всех заданий отводится 20 минут.
Данный тест довольно хорошо зарекомендовал себя в исследованиях так называемого «культурно-свободного интеллекта».
Известны и также популярны в профессиональной диагностике подобные ему методики CFIT (дословный перевод с английского – «свободный культурный интеллектуальный тест») Р.Кеттелла и АРМ Дж.К.Равена.