Исследование типа Высшей Нервной Деятельности
Содержание статьи
- 1 Исследование типа Высшей Нервной Деятельности
- 2 предлагает следующую классификацию типов ВНД:
- 3 Условные обозначения:
- 3.1 Опросник состоит из нескольких разделов
- 3.2 Критерии для определения общей силы нервных процессов:
- 3.3 Критерии для определения силы возбудительного процесса:
- 3.4 Критерии для оценки силы тормозного процесса:
- 3.5 Критерии для определения подвижности возбудительного процесса
- 3.6 Критерии для определения инертности возбудительного процесса
- 3.7 Похожие статьи:
Исследование типа Высшей Нервной Деятельности
Литература:
- Б.Я.Первомайский. Методические рекомендации к исследованию типа высшей нервной деятельности человека для целей психиатрической диагностики и профориентации. Ворошиловград. 1974.
- В.А.Лапин. Исследование типа ВНД человека. Модус, Пенза, 1990.
Автор (Первомайский Б.Я.)
предлагает следующую классификацию типов ВНД:
- 2>1 Сн Ур Вп Тп 37. 2>1 Сл Ур Вп Тп
- 2>1 Сн Ур Вп Ти 38. 2>1 Сл Ур Вп Ти
- 2>1 Сн Ур Ви Ти 39. 2>1 Сл Ур Ви Ти
- 2>1 Сн Ур Ви Тп 40. 2>1 Сл Ур Ви Тп
- 2>1 Сн Нр (В>T) Вп Тп 41. 2>1 Сл Нр (В>T) Вп Тп
- 2>1 Сн Нр (В>T) Вп Ти 42. 2>1 Сл Нр (В>T) Вп Ти
- 2>1 Сн Нр (В>T) Ви Ти 43. 2>1 Сл Нр (В>T) Ви Ти
- 2>1 Сн Нр (В>T) Ви Тп 44. 2>1 Сл Нр (В>T) Ви Тп
- 2>1 Сн Нр (Т>В) Вп Тп 45. 2>1 Сл Нр (Т>В) Вп Тп
- 2>1 Сн Нр (Т>В) Вп Ти 46. 2>1 Сл Нр (Т>В) Вп Ти
- 2>1 Сн Нр (Т>В) Ви Ти 47. 2>1 Сл Нр (Т>В) Ви Ти
- 2>1 Сн Нр (Т>В) Ви Тп 48. 2>1 Сл Нр (Т>В) Ви Тп
- 1=2 Сн Ур Вп Тп 49. 1=2 Сл Ур Вп Тп
- 1=2 Сн Ур Вп Ти 50. 1=2 Сл Ур Вп Ти
- 1=2 Сн Ур Ви Ти 51. 1=2 Сл Ур Ви Ти
- 1=2 Сн Ур Ви Тп 52. 1=2 Сл Ур Ви Тп
- 1=2 Сн Нр (В>T) Вп Тп 53. 1=2 Сл Нр (В>T) Вп Тп
- 1=2 Сн Нр (В>T) Вп Ти 54. 1=2 Сл Нр (В>T) Вп Ти
- 1=2 Сн Нр (В>T) Ви Ти 55. 1=2 Сл Нр (В>T) Ви Ти
- 1=2 Сн Нр (В>T) Ви Тп 56. 1=2 Сл Нр (В>T) Ви Тп
- 1=2 Сн Нр (Т>В) Вп Тп 57. 1=2 Сл Нр (Т>В) Вп Тп
- 1=2 Сн Нр (Т>В) Вп Ти 58. 1=2 Сл Нр (Т>В) Вп Ти
- 1=2 Сн Нр (Т>В) Ви Ти 59. 1=2 Сл Нр (Т>В) Ви Ти
- 1=2 Сн Нр (Т>В) Ви Тп 60. 1=2 Сл Нр (Т>В) Ви Тп
- 1>2 Сн Ур Вп Тп 61. 1>2 Сл Ур Вп Тп
- 1>2 Сн Ур Вп Ти 62. 1>2 Сл Ур Вп Ти
- 1>2 Сн Ур Ви Ти 63. 1>2 Сл Ур Ви Ти
- 1>2 Сн Ур Ви Тп 64. 1>2 Сл Ур Ви Тп
- 1>2 Сн Нр (В>T) Вп Тп 65. 1>2 Сл Нр (В>T) Вп Тп
- 1>2 Сн Нр (В>T) Вп Ти 66. 1>2 Сл Нр (В>T) Вп Ти
- 1>2 Сн Нр (В>T) Ви Ти 67. 1>2 Сл Нр (В>T) Ви Ти
- 1>2 Сн Нр (В>T) Ви Тп 68. 1>2 Сл Нр (В>T) Ви Тп
- 1>2 Сн Нр (Т>В) Вп Тп 69. 1>2 Сл Нр (Т>В) Вп Тп
- 1>2 Сн Нр (Т>В) Вп Ти 70. 1>2 Сл Нр (Т>В) Вп Ти
- 1>2 Сн Нр (Т>В) Ви Ти 71. 1>2 Сл Нр (Т>В) Ви Ти
- 1>2 Сн Нр (Т>В) Ви Тп 72. 1>2 Сл Нр (Т>В) Ви Тп
Условные обозначения:
2>1 мыслительный тип; 1>2 художественный тип; 1=2 средний тип по сигнальным системам;
Сн — сильный, Сл слабый;
Ур — уравновешенный, Нр — неуравновешенный;
(В>Т) преобладает возбуждение; (T>B) преобладает торможение;
Вп — возбудительный процесс подвижный;
Ви — возбудительный процесс инертный;
Тп — тормозной процесс подвижный;
Ти — торможный процесс инертный.
Например:
2>1 Сн Нр (B>T) Вп Ти — тип мыслительный, неуравновешенный за счет преобладания возбудительного процесса, сильный с подвижным возбудительным и инертным тормозным процессами (тип 6).
Согласно автору (Б.Я.Первомайский) каждого человека можно отнести к одному из 72 типов. Физиология (по автору) выделяет следующие обязательные параметры типа ВНД человека:
Сила возбудительного процесса (В), сила тормозного процесса (Т), уравновешенность, неуравновешенность (Ур, Нр) и функционирование сигнальных систем.
Автор вводит новые понятия — подвижность возбудительного процесса (Вп), инертность возбудительного процесса (Ви), подвижность тормозного процесса (Тп) и устойчивость (инертность) тормозного процесса (Ти).
Подвижность возбудительного процесса — качества, которые демонстрируют насколько быстро возбуждение уступает место торможению.
Подвижность тормозного процесса — насколько быстро человек может начать какое-то действие, насколько быстро он среагирует на новый раздражитель, требующий какого-то движения? слова или другой реакции.
Следует отметить, что и возбуждение и торможение в отдельности обладают определенной подвижностью.
При этом подвижность одного процесса не обязательно равна подвижности другого.
Здесь параллелизма нет, это величины независимые.
В то же время каждый из этих процессов обладает определенной устойчивостью (инертностью).
В таком случае выраженную подвижность можно называть лабильностью, а выраженную устойчивость — инертностью.
Опросник состоит из нескольких разделов
оценивается каждый параметр по следующим оценкам:
1 — ОТСУТСТВУЕТ
2 — ПЛОХО
3 — СРЕДНЕ
4 — ХОРОШО
5 — ОТЛИЧНО
Критерии для определения общей силы нервных процессов:
- РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ?
- ВЫНОСЛИВОСТЬ ?
- СМЕЛОСТЬ ?
- ХРАБРОСТЬ ?
- СПОСОБНОСТЬ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ ?
- САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ?
- РЕШИТЕЛЬНОСТЬ ?
- АКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ?
- АКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООБЩЕ ?
- РАЗМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ?
- ШИРОТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ?
- ОБ»ЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ?
- ГЛУБИНА СНА ?
- ВЫРАЖЕННОСТЬ АППЕТИТА ?
- ВЫНОСЛИВОСТЬ К ГОЛОДУ ?
- ВЫНОСЛИВОСТЬ К ИНФЕКЦИЯМ, ИНТОКСИКАЦИЯМ ?
- ГЛУБИНА ПЕРЕЖИВАНИЙ ?
- НАСТОЙЧИВОСТЬ (НЕ СМЕШИВАТЬ С УПРЯМСТВОМ) ?
- ЭНЕРГИЧНОСТЬ ?
- ГЛУБИНА И СИЛА ВЫРАЖЕННОСТИ УВЛЕЧЕНИЙ ?
- СИЛА ВЫРАЖЕННОСТИ ЖЕЛАНИЙ ?
- ОЦЕНКА САМОЧУВСТВИЯ ?
- ИНИЦИАТИВНОСТЬ ?
- СПОСОБНОСТЬ ТЕРПЕТЬ ?
- ВЫДЕРЖКА ?
- СПОСОБНОСТЬ ДЛИТЕЛЬНО ОЖИДАТЬ ?
- СПОСОБНОСТЬ К ТЕРПИМОСТИ ?
- СДЕРЖАННОСТЬ ?
- СПОКОЙСТВИЕ ?
- СПОСОБНОСТЬ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЖЕЛАЕМОГО ?
- САМООБЛАДАНИЕ ?
- СОСТОЯНИЕ ИНСТИНКТОВ В ЦЕЛОМ ?
Критерии для определения силы возбудительного процесса:
- СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕНИЯ СМЕЛОСТИ ?
- ВЫСОТА ПОД»ЕМА НАСТРОЕНИЯ ?
- ГЛУБИНА И ВЫРАЖЕННОСТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ?
- ИНИЦИАТИВНОСТЬ ?
- НАСТОЙЧИВОСТЬ ?
- ИНТЕНСИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ?
- СТЕПЕНЬ РАСТОЧИТЕЛЬНОСТИ СИЛ ?
- ВЫРАЖЕННОСТЬ ЧУВСТВА «ИЗБЫТКА СИЛ» ?
- СТЕНЕПЬ СКЛОННОСТИ К РИСКУ ?
- ВЫРАЖЕННОСТЬ НЕПОКОРНОСТИ ?
- СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ АЗАРТНОСТИ ?
- РЕШИТЕЛЬНОСТЬ ?
- ОЦЕНКА СИЛЫ ЭНЕРГИЧНОСТИ ?
- СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ?
- ВЫРАЖЕННОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ?
- ГОРЯЧНОСТЬ ?
- СТЕПЕНЬ АКТИВНОСТИ ?
- СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СВОИХ СИЛАХ ?
- ВЫРАЖЕННОСТЬ АППЕТИТА ?
- ВЫРАЖЕННОСТЬ ЧУВСТВА ВНУТРЕННЕЙ МОБИЛИЗОВАННОСТИ ПРИ ТРУДНОСТЯХ ?
- ВЫРАЖЕННОСТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОТ РАЗЛИЧНОГО РОДА ТРУДА ?
- СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ ?
- ОЦЕНКА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРУДНОЙ ЗАДАЧИ ?
- СИЛА ВЫРАЖЕННОСТИ ЖЕЛАНИЙ ?
- СИЛА ВЫРАЖЕННОСТИ СТРЕМЛЕНИЙ ?
- ЧУВСТВО ВНУТРЕННЕЙ СОБРАННОСТИ ПРИ ОПАСНОСТИ ?
Критерии для оценки силы тормозного процесса:
- СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕНИЯ ОСТОРОЖНОСТИ ?
- СИЛА ВЫРАЖЕННОСТИ ПЛОХОГО НАСТРОЕНИЯ ?
- СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ ?
- СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕНИЯ СПОКОЙСТВИЯ ?
- САМООБЛАДАНИЕ ?
- СИЛА ВЫДЕРЖКИ ?
- СПОСОБНОСТЬ ДЛИТЕЛЬНО ОЖИДАТЬ ?
- ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ ТЕРПЕТЬ ?
- КАК СПОКОЙНО МОЖЕТ ВЫСЛУШИВАТЬ НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ, ОБВИНЕНИЯ ?
- СТЕПЕНЬ ВНУТРЕННЕЙ СОБРАННОСТИ В ОЖИДАНИИ ОПАСНОСТИ ?
- СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕНИЯ НЕДОВЕРЧИВОСТИ ?
- СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕНИЯ СДЕРЖАННОСТИ ?
- СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕНИЯ СКРЫТНОСТИ ?
- ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ ДЛИТЕЛЬНО ХРАНИТЬ ТАЙНУ ?
- СПОСОБНОСТЬ ХРАНИТЬ ЧУЖИЕ СЕКРЕТЫ ?
- СПОСОБНОСТЬ ПЕРЕНОСИТЬ НЕВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЖЕЛАЕМОГО ?
- ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ К ВОЗДЕРЖАНИЮ ?
- СПОСОБНОСТЬ ЗАДЕРЖАТЬ РЕАКЦИЮ НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ?
- СТЕПЕНЬ СКЛОННОСТИ К СОБЛЮДЕНИЮ ПРИНЯТЫХ И УСТОЯВШИХСЯ ТРАДИЦИЙ ?
- СПОСОБНОСТЬ СДЕРЖИВАТЬ (НЕ ПОКАЗЫВАТЬ) ВОЛНЕНИЕ ?
- СПОСОБНОСТЬ ЗАДЕРЖАТЬ ПРОЯВЛЕНИЕ ЧУВСТВ ?
Критерии для определения подвижности возбудительного процесса
- СКОРОСТЬ ПЕРЕХОДА ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПОКОЮ ?
- КАК БЫСТРО МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК ПРЕРВАТЬ НАЧАТОЕ ДЕЛО ?
- КАК ЛЕГКО ПРЕРВАТЬ ИСПЫТУЕМОГО В БЕСЕДЕ ?
- БЫСТРОТА ЗАСЫПАНИЯ ?
- КАК БЫСТРО ИСПЫТУЕМЫЙ УСПОКАИВАЕТСЯ ?
- КАК БЫСТРО ОН МОЖЕТ ЗАМОЛЧАТЬ ?
- КАК БЫСТРО ПРОХОДИТ СИЛЬНОЕ ВОЛНЕНИЕ ?
- КАК БЫСТРО ПРОХОДИТ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ ?
- КАК БЫСТРО ИСПЫТУЕМЫЙ МОЖЕТ ОСТАНОВИТЬСЯ ?
- НАСКОЛЬКО ЛЕГКО УДАЕТСЯ ПРЕКРАТИТЬ НАЧАТОЕ ДЕЛО ?
Критерии для определения инертности возбудительного процесса
- СТРЕМЛЕНИЕ ДОБИТЬСЯ СВОЕГО ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО ?
- ПРОДОЛЖАЕТ НАЧАТОЕ ДЕЛО ДАЖЕ ПОСЛЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ В ЭТОМ ?
- СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ УПОРСТВА В ДЕЙСТВИЯХ ?
- КАК МЕДЛЕННО ПЕРЕХОДИТ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПОКОЮ ?
- ВЫРАЖЕННОСТЬ НЕПРИЯТНОГО ОЩУЩЕНИЯ ПРЕКРАТИТЬ НАЧАТОЕ ДЕЛО ?
- ВЫРАЖЕННОСТЬ НЕПРИЯТНОГО ОЩУЩЕНИЯ, ЧТО ПРЕРЫВАЮТ В БЕСЕДЕ ?
- КАК МЕДЛЕННО УСПОКАИВАЕТСЯ ПОСЛЕ ВОЛНЕНИЯ ?
- СТЕПЕНЬ ЗАТРУДНЕНИЯ В ЗАСЫПАНИИ ПОСЛЕ ВОЛНЕНИЯ ?
- СТЕПЕНЬ СКЛОННОСТИ ГОВОРИТЬ ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ СЛИШКОМ ДОЛГО ?
- СТЕПЕНЬ СТАНДАРТНОСТИ ПРИВЫЧЕК, ДЕЙСТВИЙ, МЫСЛЕЙ ?
- СТЕПЕНЬ НЕУСТУПЧИВОСТИ, КОГДА ТРЕБУЮТ ИЗМЕНИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ?
- СТЕПЕНЬ ЗАТРУДНЕНИЯ ЗАСЫПАНИЯ ДНЕМ ?
- НАСКОЛЬКО ХАРАКТЕРНО МЕДЛЕННОЕ УСПОКОЕНИЕ ?
- СКЛОННОСТЬ «ПЕРЕХВАТЫВАТЬ ЧЕРЕЗ КРАЙ» ?
- КАК ЧАСТО ДОВОДИТ ДЕЛО ДО КОНЦА, ДАЖЕ ЕСЛИ В ЭТОМ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ?
Критерии для определения подвижности тормозного процесса
- СТЕПЕНЬ БЫСТРОТЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ (ЧЕМ БЫСТРЕЕ, ТЕМ ВЫШЕ ОЦЕНКА) ?
- БЫСТРОТА РЕЧИ ?
- ЖИВОСТЬ МИМИКИ, ПАНТОМИМИКИ ?
- КАК БЫСТРО НАСТУПАЕТ ВОЗБУЖДЕНИЕ ?
- В КАКОЙ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕНА ГОТОВНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ ?
- СТЕПЕНЬ ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ РЕАГИРОВАТЬ ?
- НАСКОЛЬКО ОКРУЖАЮЩИЕ ЛЮДИ СЧИТАЮТ ИСПЫТУЕМОГО ДЕЯТЕЛЬНЫМ ?
- СКЛОННОСТЬ К ПЕРЕЕЗДАМ, ПОЕЗДКАМ, ЭКСКУРСИЯМ, ПУТЕШЕСТВИЯМ ?
- СКЛОННОСТЬ БЫСТРО ЗНАКОМИТЬСЯ С ЛЮДЬМИ ?
- КАК БЫСТРО ИСПЫТУЕМЫЙ ЗНАКОМИТСЯ С НОВОЙ ОБСТАНОВКОЙ ?
- ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ ?
- ЖЕЛАНИЕ И СТРЕМЛЕНИЕ ЧАСТО ИЗМЕНЯТЬ ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ВИД ЖИЛЬЯ, РАБОЧЕГО МЕСТА ?
- СТЕПЕНЬ БЫСТРОТЫ ВООБЩЕ ?
- ОЦЕНКА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ ПРИ СМЕНЕ ОБСТАНОВКИ, ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ ?
- КАК БЫСТРО ИСПЫТУЕМЫЙ СЕРДИТСЯ, «ВСПЫХИВАЕТ» (ЧЕМ БЫСТРЕЕ СЕРДИТСЯ, ТЕМ ВЫШЕ ОЦЕНКА) ?
- НАСКОЛЬКО БЫСТРО ВЫРАЖЕНО ВКЛЮЧЕНИЕ В НОВОЕ ДЕЛО (ЧЕМ БЫСТРЕЕ, ТЕМ ВЫШЕ ОЦЕНКА) ?
- CПОСОБНОСТЬ «ОПРАВДАТЬСЯ», «ВЫКРУТИТЬСЯ», «ВЫЙТИ СУХИМ ИЗ ВОДЫ»?
Критерии определения инертности торможения
- СТЕПЕНЬ СКЛОННОСТИ РЕАГИРОВАТЬ С ПРОМЕДЛЕНИЕМ ?
- СТЕПЕНЬ СКЛОННОСТИ К МЕДЛЕННОМУ ПЕРЕХОДУ ОТ ПОКОЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЧЕМ МЕДЛЕННЕЕ, ТЕМ ВЫШЕ ОЦЕНКА) ?
- СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕНИЯ МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ ?
- СТЕПЕНЬ СКЛОННОСТИ СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА, ЗАПРЕТЫ ДАЖЕ ТОГДА, КОГДА В ЭТОМ УЖЕ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ?
- СТЕПЕНЬ СКЛОННОСТИ К ИЗЛИШНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ХРАНЕНИЯ ТАЙНЫ ?
- СТЕПЕНЬ СКЛОННОСТИ К ИЗЛИШНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СКРЫВАТЬ ЧТО-ЛИБО ?
- СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕНИЯ СКЛОННОСТИ ВКЛЮЧАТЬСЯ В НОВОЕ ДЕЛО С ПРОМЕДЛЕНИЕМ ?
- CТЕПЕНЬ ИЗЛИШНЕГО ЗАСТРЕВАНИЯ В ПРИВЯЗАННОСТЯХ ?
- СТЕПЕНЬ ЗАДЕРЖКИ В СОХРАНЕНИИ ВЕРНОСТИ И ПРЕДАННОСТИ ПРИНЯТОМУ, УСТАНОВЛЕННОМУ ДАЖЕ ПОСЛЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ В ЭТОМ ?
- СТЕПЕНЬ ЗАДЕРЖКИ ЧУВСТВА ОЖИДАНИЯ ?
- НАСКОЛЬКО ДЛЯ ИСПЫТУЕМОГО СЛОВО «НЕЛЬЗЯ» ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКОНОМ ?
- НАСКОЛЬКО МЕДЛЕННО ИСПЫТУЕМЫЙ СЕРДИТСЯ (ЧЕМ МЕДЛЕННЕЕ, ТЕМ ВЫШЕ ОЦЕНКА) ?
- НАСКОЛЬКО МЕДЛЕННА У ИСПЫТУЕМОГО РАСКАЧКА (ЧЕМ МЕДЛЕННЕЕ, ТЕМ ВЫШЕ ОЦЕНКА) ?
- НАСКОЛЬКО МЕДЛЕННО ИСПЫТУЕМЫЙ ПРОСЫПАЕТСЯ ?
- НАСКОЛЬКО ИСПЫТУЕМОМУ НЕ НРАВИТСЯ СПЕШКА И СУЕТЛИВОСТЬ (ЧЕМ СИЛЬНЕЕ НЕ НРАВИТСЯ, ТЕМ ВЫШЕ ОЦЕНКА) ?
- НАСКОЛЬКО ПРИЯТНЕЕ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ ПОТРУДНЕЕ, НО ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ, ЧЕМ БОЛЕЕ ЛЕГКОЕ, НО ТОТЧАС, НЕМЕДЛЕННО ?
Критерии для определения функционального уровня первой сигнальной системы
- СТЕПЕНЬ ПРАКТИЧНОСТИ В КОНКРЕТНЫХ ДЕЛАХ (ЧЕМ БОЛЕЕ ВЫРАЖЕНА ПРАКТИЧНОСТЬ, ТЕМ ВЫШЕ ОЦЕНКА) ?
- СТЕПЕНЬ ЯРКОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ ?
- СТЕПЕНЬ ЯРКОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВООБЩЕ ?
- СТЕПЕНЬ ЯРКОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ?
- НАСКОЛЬКО ВЫРАЖЕНА ОБРАЗНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ?
- КОНКРЕТНОСТЬ СУЖДЕНИЙ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ ?
- ВЫРАЖЕННОСТЬ МОДУЛЯЦИИ РЕЧИ ?
- ВЫРАЖЕННОСТЬ МИМИКИ И ПАНТОМИМИКИ ?
- ЧЕТКОСТЬ ИНТОНАЦИИ ?
- СТЕПЕНЬ СКЛОННОСТИ К АРТИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ?
- ЧАСТОТА НЕПРОДУМАННОСТИ ПОСТУПКОВ (ЧЕМ ЧАЩЕ НЕ ПРОДУМЫВАЮТСЯ ПОСТУПКИ, ТЕМ ВЫШЕ ОЦЕНКА) ?
- СТЕПЕНЬ СКЛОННОСТИ К ДЕКЛАМАЦИИ ?
- СТЕПЕНЬ СКЛОННОСТИ К КОНКРЕТНЫМ НАУКАМ ?
- НАСКОЛЬКО ВЫРАЖЕНА НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ ?
- В КАКОЙ СТЕПЕНИ ЖЕЛАНИЯ СОПРОВОЖДАЮТСЯ ЯРКИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ ?
- СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В КОНКРЕТНЫХ ДЕЛАХ ?
- ЛЮБОВЬ К ЖИВОПИСИ ?
- ЛЮБОВЬ К ОПЕРЕТТЕ ?
- УВЛЕЧЕНИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ИГРАМИ ?
- ЛЮБОВЬ К ТАНЦАМ ?
- ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ: ЦВЕТАМ, ЛЕСУ, ЛУГУ, ПОЛЮ, РЕКАМ, МОРЮ ?
- УВЛЕЧЕНИЕ ЯРКИМИ, КРАСОЧНЫМИ ВЕЩАМИ ?
- СТРЕМЛЕНИЕ КРАСИВО И ОРИГИНАЛЬНО ОДЕВАТЬСЯ ?
- СТРЕМЛЕНИЕ СОБЛЮДАТЬ МОДУ ?
- НАСКОЛЬКО ИСПЫТУЕМЫЙ ЛЮБИТ ФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ ?
- НАСКОЛЬКО ЛЮБИТ КАРТИНЫ, РИСУНКИ, ИЗОБРАЖЕНИЯ ?
- НАСКОЛЬКО ВЫРАЖЕНО УВЛЕЧЕНИЕ АРХИТЕКТУРОЙ, СКУЛЬПТУРОЙ ?
Критерии для определения функционального уровня второй сигнальной системы
- СКЛОННОСТЬ ТЩАТЕЛЬНО ПРОДУМЫВАТЬ СВОИ ПОСТУПКИ ?
- ЧАСТО ЛИ МЫСЛЬ ПРЕДШЕСТВУЕТ ДЕЙСТВИЯМ (ЧЕМ ЧАЩЕ, ТЕМ ВЫШЕ ОЦЕНКА) ?
- СТЕПЕНЬ СКЛОННОСТИ К ТЩАТЕЛЬНОМУ АНАЛИЗУ СВОИХ НАМЕРЕНИЙ И ПОСТУПКОВ ?
- СТЕПЕНЬ СКЛОННОСТИ ПРОДУМЫВАТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ?
- ПРОДУМЫВАНИЕ СВОИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ?
- СТЕПЕНЬ СКЛОННОСТИ К СОМНЕНИЯМ ?
- СТЕПЕНЬ СКЛОННОСТИ К ОТВЛЕЧЕННЫМ НАУКАМ ?
- ПРЕДПОЧТЕНИЕ БЕСЕД НА ОТВЛЕЧЕННЫЕ ТЕМЫ ?
- НАСКОЛЬКО НРАВИТСЯ ОБСУЖДАТЬ СЛОЖНЫЙ И ЗАПУТАННЫЙ ВОПРОС ?
- СТЕПЕНЬ СКЛОННОСТИ К ОБОБЩЕНИЮ ?
- ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ ?
- ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБСУЖДЕНИЮ ОТВЛЕЧЕННЫХ ВОПРОСОВ ?
- ВЫРАЖЕННОСТЬ БОРЬБЫ МОТИВОВ ПЕРЕД ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЙ ?
- СТЕПЕНЬ СКЛОННОСТИ К УМСТВЕННОЙ РАБОТЕ ?
- НЕВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ МИМИКИ (ЧЕМ МЕНЕЕ ЯРКАЯ МИМИКА, ТЕМ ВЫШЕ ОЦЕНКА ?
- ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ (ЧЕМ МЕНЕЕ ВЫРАЖЕНА, ТЕМ ВЫШЕ ОЦЕНКА) ?
- НАСКОЛЬКО ЛЕГЧЕ ЗАПОМНИТЬ СМЫСЛ СОБЫТИЯ ИЛИ ПРОИСШЕСТВИЯ, ЧЕМ ПОДРОБНОСТИ О ТОМ, КОГДА, ГДЕ И КАК ОНО СЛУЧИЛОСЬ ?
- СТЕПЕНЬ СКЛОННОСТИ ПРОДУМЫВАТЬ ВОПРОСЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВСЕЛЕННОЙ, О ВЕЧНОСТИ, БЕСКОНЕЧНОСТИ И Т.Д. ?
- УВЛЕЧЕНИЕ ЛЕКЦИЯМИ НА ОТВЛЕЧЕННЫЕ ТЕМЫ ?
- САМОКРИТИЧНОСТЬ К СВОИМ СУЖДЕНИЯМ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЯМ ?
Подсчитывается средний балл по каждому разделу.
Разрешается оценивать свойство не только целыми числами, но и с десятыми, например 3.5.
К сильному типу ВНД следует относить тех испытуемых, у которых сила обоих нервных процессов достигает 3.5 балла и выше, остальных – к слабому типу.
К уравновешенному типу относить тех, у которых разница между силой возбуждения и торможения меньше 0.3.
К позвижным или инертным — по абсолютному показателю подвижности и инертности.
К среднему со сигнальным системам относить тех испытуемых, у которых разница между показателями функционального уровня сигнальных систем меньше 0.3.
Если эта разница достигает цифры 0.3, то испытуемого следует относить в «мыслительному» или «художественному» в зависимости от того, какая сигнальная система преобладает.
Ниже дается описание типологии (текст Лапина В.А.).
Сильная неpвная система
Сильная нервная система — способность выдерживать большие и длительные нагрузки на нервную систему, при этом личность способна быстро и полно воспринимать и осмысливать сложные и опасные ситуации.
В экстремальных случаях личность с такой нервной системой способна успешно действовать, однако, возможно, что она может допустить ошибки в простых задачах, к решению которых нет особого интереса, а поэтому нет интереса и мотивации к деятельности.
Тем не менее, мотивацию у сильной личности воспитать можно, и тогда эффективность деятельности такой личности увеличивается.
Слабая неpвная система
Слабая нервная система — личность неспособна выдерживать длительные нагрузки и часто срывается в экстремальных ситуациях.
Однако личность хорошо работает в оптимальных режимах деятельности, и резко снижает надежность и безопасность работы в экстремальных ситуациях.
Следует учесть, что воспитать сильную нервную систему невозможно, поэтому обеспечивать надежность такой личности в экстремальных режимах чрезвычайно сложно.
Но у личности со слабой нервной системой есть свои достоинства: способность замечать слабые сигналы, чувствительность к приближению опасности.
У таких личностей чаще формируются черты: внимательность, исполнительность, старательность, что в обычных условиях деятельности компенсируют слабость нервной системы.
Уpавновешанность (В = Т)
Уравновешанность возбуждения и торможения — способность длительное время выполнять неинтересную работу, с сдержанностью своих отношений к ней.
Упорство в достижении своей цели, особенно в сложных ситуациях, и умение сдерживать себя в общении.
Неторопливость в принятии самостоятельных решений.
В случае неудачи быстро мобилизует себя, способен к волевой задержке своих желаний.
Неуpавновешанность (В > Т)
Неуравновешанность, преобладание возбудимости — способен длительное время выполнять неинтересную работу, при этом не снижая интенсивности и продуктивности. Умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стремление к трудностям, настойчивость, упорство в достижении цели.
Повышение упорства и работоспособности в сложных условиях и опасности.
Стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых ситуациях.
Способность быстро мобилизовать себя в случае неудачи.
Неуpавновешанность (Т > В)
Неуравновешанность, преобладание торможения — способность к волевой задержке, тонко чувствует эмоциональные реакции в отношениях с людьми, характерна высокая работоспособность, даже в неинтересном деле.
Сдержанность в поступках и разговоре, несмотря на тяжесть ситуации, умение хранить интересные новости.
Прочно формируются новые навыки, хотя для этого требуется больше времени, чем для возбудимого типа.
Неторопливость в принятии решения.
Подвижность возбуждения (Вп)
Подвижность возбудительного процесса — быстрый темп деятельности, даже при освоении новой работы.
Быстрое освоение нового материала, но и быстрое его забывание при отсутствии повторения.
Легкость в установлении новых контактов, стремление к новым впечатлениям.
Быстрое освоение, быстрая адаптация к новой обстановке.
Быстрое засыпание и пробуждение, живая речь, мимика и общая подвижность.
В целом — личность способна быстро начать дело и переключиться на новый вид деятельности.
Инеpтность возбуждения (Ви)
Инертность возбудительного процесса — медленный темп деятельности, особенно при освоении нового вида деятельности.
Медленно, но твердо усваивает новый материал.
С трудом заводит новые знакомства, редко стремится к новым впечатлениям.
С трудом осваивается в новой обстановке.
Мимика сдержанная.
В целом — настойчивость в деятельности, застревание на возбуждающих ситуациях.
Подвижность тоpможения (Тп)
Подвижность тормозного процесса — быстрый темп деятельности, даже при освоении новой работы.
Быстрое освоение нового материала, но и быстрое его забывание при отсутствии повторения.
Легкость в установлении новых контактов, стремление к новым впечатлениям.
Быстрое освоение, быстрая адаптация к новой обстановке.
Быстрое засыпание и пробуждение, живая речь, мимика и общая подвижность.
В целом — личность способна быстро включаться в деятельность, быстро реагировать на внешние разжражители.
Инеpтность тоpможения (Ти)
Инертность тормозного процесса — медленный темп деятельности, особенно при освоении нового вида деятельности.
Медленно, но твердо усваивает новый материал. С трудом заводит новые знакомства, редко стремится к новым впечатлениям.
С трудом осваивается в новой обстановке. Мимика сдержанная.
В целом — медленно включается в новую деятельность, стремится следовать выработанным стереотипам деятельности.
Пеpвая сигнальная система
Художественный тип — преобладание первой сигнальной системы.
Эмоциональность, синтонность, образность мышления, впечатлительность.
Первосигнальные нервные процессы лежат в основе непосредственного чувственного отражения действительности в форме ощущений и восприятия.
Втоpая сигнальная система
Мыслительный тип — преобладание второй сигнальной системы.
Хорошо развитое абстрактное мышление, склонность к анализу и раздумиям.
Вторая сигнальная система — совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов и на этой основе — образование временных нервных связей. II с.с. обеспечивает более высокий уровень отражения, чем Iс.с. II с.с. составляет механизм отвлеченного абстрактного мышления человека и она является регулятором нервной деятельности и поведения человека. это значит, что поведение человека детерминируется не столько непосредственными чувственными воздействиями среды, сколько ее опосредованным отражением в форме сложных словесных связей.
Равенство сигнальных систем
Средний тип — сочетание первой и второй сигнальных систем.
Эмоциональность и разумность в единстве, образное и логическое мышление.
Взаимодействие «I» и «II» сигнальных систем у этого типа обеспечивает единство чувственного и абстрактного в познании и адекватное осуществление всех видов деятельности человека.