Модель внушающего воздействия
Содержание статьи
Модель внушающего воздействия — это процесс внушения
который имеет определенные начало, течение и конец и представляет собой замкнутую систему «субъект—объект», включающую три взаимосвязанных структурных элемента:
- операциональный (то есть воздействие субъекта),
- процессуальный (то есть принятие внушающего содержания объектом),
- результативный (то есть ответные реакции объекта).
Операциональный компонент модели внушающего воздействия.
В сложном акте воздействия субъекта и объекта внушения обычно выделяют два взаимосвязанных этапа: подготовительный и исполнительный. На подготовительном этапе субъект воздействия сначала психологически готовит объект к принятию последующего содержания внушения, то есть снижает его сопротивляемость внушению и повышает внушаемость.
Для этого используется приемы релаксации, опоры на нечто жизненно важное и значимое для объекта внушения и укоренившееся в его психике.
После этого, на исполнительном этапе, субъект в соответствии с целями и намерениями своего воздействия «вводит» в психику объекта и закрепляет в ней образцы мышления, поведения и психических состояний, которые являются целью воздействия.
Обычно выделяют следующие характеристики субъекта, наличие которых позволяет снизить сопротивляемость внушению:
- авторитет субъекта (чем авторитетнее субъект или лицо, от имени которого осуществляется внушающее воздействие, тем ниже сопротивляемость объекта последнего; авторитетный, уверенный в себе субъект, как правило, выступает от своего имени, в то время как менее авторитетный и менее уверенный в себе — от имени других людей);
- доброжелательность субъекта к объекту (критичность восприятия внушающего воздействия значительно снижается, если демонстрируется доброжелательность и уважение со стороны его объекта);
- демонстрируемое психологическое превосходство субъекта над объектом (в ситуации, когда объект внушающего воздействия выведен из состояния спокойствия, например, его состояние крайне подавленное, субъект должен обращаться к нему твердым, ровным, спокойным голосом);
- демонстрируемая уверенность субъекта в содержании внушения, в достижении его целей (установки объекта воздействия гораздо легче поддаются изменению, если очевидна уверенность субъекта в том, о чем он говорит, неуверенность же субъекта может быть воспринята как его сомнение в содержании сообщения, что, как правило, порождает колебания и у объекта; в этом случае может иметь место и эффект заражения объекта от субъекта «уверенностью» или «неуверенностью»);
- эмоциональное отношение субъекта к содержанию внушения (эмоционально окрашенные и точно построенные лозунги и призывы, стихи, используемые, например, в печатной и радиопропаганде оказывают больший эффект).
Процессуальный компонент модели внушающего воздействия.
Процесс принятия объектом внушающего воздействия весьма специфичен.
В целом он более свернут, чем, например, процесс принятия убеждений: в нем функционируют только восприятие и запоминание, деятельность мышления «выпадает» или ,по крайней мере, ослабляется. Тогда как в процессе убеждения объект психологического воздействия проявляет значительную активность: практически он делает собственные выводы, приходит к личным суждениям и умозаключениям.
При внушении субъект внушения воздействует готовыми установками и готовыми отношениями, а объект принимает их или не принимает (принимает полностью или частично), но в их формулировании практически не участвует.
Осмысление воспринимаемого происходит уже после внушения, при более высокой познавательной активности объекта, особенно тогда, когда в его содержании имеются веские ссылки на доверительный источник, документ, авторитетные лица и т.д. В этом случае объекты внушающего воздействия, не обращаясь к сложному механизму «анализ-синтез», воспринимают ту или иную информацию как само собой разумеющееся.
При восприятии мнения авторитетного лица происходит «автоматическое» включение сознания в процесс восприятия как результат прежнего опыта человека, который доверяет данному источнику, полагаясь на его достоверность и общепризнанность.
Подобным образом механизм внушения и механизм доверительного восприятия оказываются тесно связанными между собой, определяя тем самым эффективность воздействия.
При внушении в силу доверия к источнику информации происходит замещение старых установок, которые есть у субъекта воздействия, на новые, которые преподносит субъект. Это особенно хорошо прослеживается на анализе результативности применения приемов специфического и неспецифического внушения.
Результативный компонент модели внушающего воздействия.
Субъект внушающего воздействия всегда реагирует на его содержание.
Задача внушения — повлиять на объект таким образом, чтобы его реакция соответствовала целям психологического воздействия.
Для этого, как свидетельствует имеющийся опыт, необходимо увеличить насколько возможно степень автоматизма ответной реакции субъекта воздействия.
Степень автоматизма зависит:
- от содержания внушения: его сложности, конкретности, общественной значимости и т.п. (например, при прочих равных условиях, чем проще содержание внушения, тем больше существует шансов, что реакция на него будет автоматической, особенно, если оно не противоречит убеждениям объекта; чем более конкретен призыв к действию, содержащийся во внушении, тем выше будет степень автоматизма ответной реакции);
- от психического состояния объекта внушающего воздействия (страх, подавленность, апатия способствуют некритическому и неосознанному восприятию внушающего воздействия, обеспечивают высокую степень автоматизма ответной реакции на него; степень автоматизма ответа объекта коррелирует со степенью осознанности и критичности принятия внушения; если внушение принимается неосознанно и некритически, то ответ его объекта может быть автоматическим);
- от временного интервала между воздействиями и ответной реакцией (по мере увеличения временного интервала автоматизм ответных реакций на внушающее воздействие уменьшается, поскольку в этом случае имеет место повышение критичности и умственной активности объекта).
Эффективная реализация всех компонентов модели внушающего воздействия зависит о правильного применения его конкретных видов, способов и приемов (см. Виды внушения, Способы и приемы внушающего воздействия).