Внушаемость (суггестивность)
Содержание статьи
Внушаемость (суггестивность) — свойство психики
заключающееся в ее податливости психологическому воздействию. Она связана как с возрастными, так и с индивидуальными особенностями людей, с их силой воли, жизненным опытом, а также с уровнем знаний, широтой кругозора, компетентностью и рядом других факторов.
По мере накопления жизненного опыта и знаний восприимчивость человека к внушению понижается, но и в зрелом возрасте люди подвергаются его воздействию.
Внушаемость бывает общей, ситуативной, индивидуальной и групповой.
Общая внушаемость обусловлена особенностями психического развития личности. Она свойственна всем людям. Однако дети более внушаемы, чем взрослые, а женщины обладают большей внушаемостью, чем мужчины.
Ситуативная внушаемость возникает как следствие аномальных состояний психики, дефицита информации и т.д.
Групповая внушаемость отличается от индивидуальной тем, что обеспечивается фактом существования взаимовнушения (заражения) между членами группы. В результате заражения (см.) групповая внушаемость возрастает. Например, посредством заражения передается такое психическое состояние как паника, в результате которой организованная группа превращается в паническую толпу. Это объясняется тем, что между людьми в группе образуются так называемые суггестивные сети, в результате чего на каждого члена группового объекта действует не только субъект внушающего воздействия, но и другие члены группы, что заметно увеличивает общий эффект внушения.
Суггестивные сети — результат отношений внушения, которые складываются в процессе совместной жизнедеятельности между членами групп.
Внушаемость повышается при:
- наличии у объектов внушающего воздействия определенных психологических особенностей (склонности к повиновению, неразвитого чувства ответственности, робости, стеснительности, застенчивости, доверчивости, повышенной эмоциональности, впечатлительности, мечтательности, тревожности, слабости логического мышления, суеверности и религиозности, отсутствия собранности в поведении, склонности к подражанию, фантазированию;
- влиянии ситуативных факторов (покоя, расслабления, утомления, стресса, сильного эмоционального возбуждения, напряженности, озабоченности, ощущения безвыходности положения, скуки, безразличия, симпатии, ослабления воли, неполучения помощи, боли, снижения критичности, естественной сонливости, монотонности раздражителей; низкого уровня осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности; малой степени их значимости для людей; отсутствия опыта поведения в сложной или незнакомой обстановке; дефицита времени для принятия решения; неожиданности внушения);
- заболеваниях объекта внушения (истощении, астении, нервно-психической слабости, нарушениях сна, наркомании, импотенции), которые облегчают внушающее воздействие (см. также: Виды внушения, Внушаемость, Модель внушающего воздействия).