Внушаемость (суггестивность)

Внушаемость (суггестивность)

Внушаемость (суггестивность) — свойство психики

заключающееся в ее податливости психологиче­скому воздействию. Она связана как с возрастными, так и с индивидуальными особенностями людей, с их силой воли, жизненным опытом, а также с уровнем знаний, широтой кругозора, компетентностью и рядом других фак­торов.

По мере накопления жизненного опыта и знаний восприимчивость человека к внушению понижается, но и в зрелом возрасте люди подвергаются его воздействию.

Внушаемость бывает общей, ситуативной, индивиду­альной и групповой.

Общая внушаемость обусловлена особенностями психического развития личности. Она свойственна всем людям. Однако дети более внушаемы, чем взрослые, а женщины обладают большей внушае­мостью, чем мужчины.

Ситуативная внушаемость воз­никает как следствие аномальных состояний психики, дефицита информации и т.д.

Групповая внушаемость отличается от индивидуальной тем, что обеспечивается фактом существования взаимовнушения (заражения) между членами группы. В результате заражения (см.) групповая внушаемость возрастает. Например, посредством заражения передается такое психическое состоя­ние как паника, в результате которой организованная группа превращается в паническую толпу. Это объясня­ется тем, что между людьми в группе образуются так называемые суггестивные сети, в результате чего на каж­дого члена группового объекта действует не только субъект внушающего воздействия, но и другие члены группы, что заметно увеличивает общий эффект внуше­ния.

Суггестивные сети — результат отношений внуше­ния, которые складываются в процессе совместной жиз­недеятельности между членами групп.

Внушаемость повышается при:

  • наличии у объектов внушающего воздействия оп­ределенных психологических особенностей (склонно­сти к повиновению, неразвитого чувства ответствен­ности, робости, стеснительности, застенчивости, до­верчивости, повышенной эмоциональности, впечатли­тельности, мечтательности, тревожности, слабости ло­гического мышления, суеверности и религиозности, отсутствия собранности в поведении, склонности к подражанию, фантазированию;
  • влиянии ситуативных факторов (покоя, расслабле­ния, утомления, стресса, сильного эмоционального возбуждения, напряженности, озабоченности, ощуще­ния безвыходности положения, скуки, безразличия, симпатии, ослабления воли, неполучения помощи, боли, снижения критичности, естественной сонливо­сти, монотонности раздражителей; низкого уровня ос­ведомленности, компетентности в обсуждаемом воп­росе или выполняемом виде деятельности; малой сте­пени их значимости для людей; отсутствия опыта поведения в сложной или незнакомой обстановке; де­фицита времени для принятия решения; неожидан­ности внушения);
  • заболеваниях объекта внушения (истощении, асте­нии, нервно-психической слабости, нарушениях сна, наркомании, импотенции), которые облегчают вну­шающее воздействие (см. также: Виды внушения, Вну­шаемость, Модель внушающего воздействия).

Читайте также: