Типы религиозных личностей
Содержание статьи
- 1 Типы религиозных личностей — носители религиозного опыта
- 1.1 Мистик — тип верующего
- 1.2 Пророк — личность, имеющая нерегулярный
- 1.3 Священнослужитель — посредник между человеком и божеством.
- 1.4 Реформатор — личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции
- 1.4.1 Монах — член религиозного ордена
- 1.4.2 Отшельник — человек, для которого необходимо уединенное проживание
- 1.4.3 Святой — личность, воплощающая в глазах религиозной общности идеал совершенства в той или иной его форме.
- 1.4.4 Теолог — тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит в том
- 1.4.5 Основоположник религии — фигура
Типы религиозных личностей — носители религиозного опыта
отличающиеся своеобразным отношением к самой религии и ее ценностям. К ним относят: мистиков, пророков, священнослужителей, реформаторов, монахов, отшельников, святых, теологов, основоположников религии.
Мистик — тип верующего
стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния, чаще всего индивидуалист-одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности на созерцании сверхъестественного.
Пророк — личность, имеющая нерегулярный
но очень интенсивный религиозный опыт. Пророк, в отличие от мистика, все время с людьми. Он чувствует себя призванным быть глашатаем религиозных истин перед членами общины и всем человечеством, рассматривая свой опыт как послание от Бога, позволяющее оценивать прошлое и предвидеть будущее. Пример — библейские пророки.
Священнослужитель — посредник между человеком и божеством.
Его основная функция состоит в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам. В отличие от пророка, чей религиозный опыт обычно бывает спонтанным, священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке, выступая в качестве профессионального хранителя религиозных традиций. Он выполняет обязанности духовного наставника и советчика верующих, а также выступает в роли церковного администратора.
Реформатор — личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции
стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом. Преобразования могут иметь характер моральных, интеллектуальных, церковно-административных изменений — в зависимости от психологии реформатора и требований времени. Для всех реформаторов общим является убеждение в том, что наиболее важные и ценные черты представляемой ими традиции искажены или утрачены, но их можно восстановить при условии очищения религии от посторонних наслоений. Реформатор — активная личность, способная к решительным действиям, он деятельно участвует в практическом осуществлении реформ. Примеры — Лютер, патриарх Никон, Савонарола.
Монах — член религиозного ордена
удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, поскольку там больше, чем в миру, возможностей вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований. Существуют различные монашеские ордена, порядок членства и требования в которых различны. Это различие обусловлено многообразием типов религиозного опыта и типов психики людей. Уставы орденов и монастырей ориентированы на различные аспекты религиозного опыта. Так, существуют ордена, где во главу угла поставлен аскетизм и жесткая самодисциплина. В других главной задачей является изучение и дальнейшее развитие теологии. Некоторые ордена функционируют как миссионерские, пропагандируя религию в ближних и дальних странах, занимаясь благотворительностью, уходом за больными и т.д. Пример — мать Мария.
Отшельник — человек, для которого необходимо уединенное проживание
в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта. Стадию отшельничества различной продолжительности проходили также и многие представители других типов, например Иоанн Креститель, Серафим Саровский и т.д.
Святой — личность, воплощающая в глазах религиозной общности идеал совершенства в той или иной его форме.
Это может быть мученик, доказавший совершенство своей веры страданиями и гибелью; чудотворец, обладающий особыми способностями в плане религиозного опыта, исцеляющий больных и предсказывающий будущее; праведник, достигший особой моральной и духовной высоты благодаря безупречной жизни. Статус святого обладает высокой социальной значимостью, так как формальный институт канонизации позволяет церкви официально объявить святыми людей, весьма косвенно связанных с религиозным опытом, но оказавших серьезные услуги государству и культуре. Например, среди святых Русской православной церкви можно встретить и Сергия Радонежского, и княгиню Ольгу, и Феофана Затворника, и Дмитрия Донского.
Теолог — тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит в том
чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме. Содержание своей мыслительной деятельности он черпает в материале традиции, преломляя его сквозь призму собственного религиозного опыта, осмысливая с точки зрения запросов времени. Теолог — это прежде всего интерпретатор религиозного опыта. Примеры — Фома Аквинский, В. Лосский.
Основоположник религии — фигура
по своему масштабу намного превосходящая все остальные типы религиозных личностей. Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что становится основой новой религии. Авторитет основоположника религии сохраняется в течение многих веков. Как правило, основоположник окружает себя группой учеников и ближайших последователей, которые затем распространяют его религиозный опыт. Возникновение новых религий есть результат воздействия этих незаурядных личностей и их опыта на ближнее и дальнее окружение. Примеры — Христос, Будда, Мухаммед.
Типы религиозных личностей выступают моделью для подражания простых верующих.
В исламе уникальной моделью является Мухаммед, завершающий собой цепь откровений, образец космического и человеческого совершенства, которому все стремятся подражать, но с которым никто не может сравниться.
Подражание пророку пропитывает всю религиозную жизнь мусульманина от вершин метафизической теории до мелочей быта — одежды, пищи, молитвы и духовной тренировки.
Главные требования имитации модели — это дисциплина и самоотречение, затем бедность — не только отсутствие собственности, но отсутствие желания ее иметь.
Буддизм сосредоточен в личности Будды, как христианство — в Христе. Жизнь Будды олицетворяет модель перехода из состояния сансары в состояние нирваны и является прототипом для всех буддистов, желающих достичь просветления.
Особенно ярко выражено подражание Будде в образе жизни монахов, пытающихся добиться нирваны: отказ от собственности и всех прочих благ; отказ от семейных привязанностей и крова; половое воздержание и подавление других страстей; обязательная бедность, нищенство и бездомность и т.д.