Распространение слухов и мифов как способ психологического воздействия
Содержание статьи
- 1 Распространение слухов и мифов как способ психологического воздействия — это сознательное введение людей в заблуждение
- 1.1 Использование слухов в интересах психологического воздействия
- 1.2 Чтобы информация превратилась в слух, необходимо, чтобы:
Распространение слухов и мифов как способ психологического воздействия — это сознательное введение людей в заблуждение
с помощью специально подготовленной информации.
Использование слухов в интересах психологического воздействия
представляет собой распространение информации, выгодной источнику. Оно требует большого искусства и осторожности, так как содержание слухов после начала их распространения выходит из под контроля.
В ходе распространения содержание слухов зачастую подвергается изменениям, вплоть до приобретения противоположного целям психологического воздействия смысла.
Чтобы информация превратилась в слух, необходимо, чтобы:
- информация была значимой для объекта воздействия (т.е. она должна затрагивать актуальные интересы социальной группы или общества в целом);
- информация была понятной как передающему, так и принимающему человеку;
- информация обладала значительной ценностью для принимающего человека;
- информация способствовала повышению социального престижа передающего.
Слухи могут возникать и спонтанно, вследствие неправильно воспринятой информации, распространяемой заинтересованной стороной. И тогда они имеют отрицательный эффект.
Использование мифов также непростое дело. Обычно исходят из того, что мифы позволяют:
- нести в себе такие элементы, которые оказывают воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферы человеческого сознания (это заставляют людей, по меньшей мере, поверить в возможность описываемого);
- сделать гиперболизированное описание частного случая эталонной моделью поведения, (современные политизированные или идеологизированные мифы обладают свойствами ассоциативного воздействия, позволяющими в определенной ситуации вызвать нужную реакцию: например, счастливое завершение классического мифа в современных условиях подменяется лишь показом возможности преодоления кризисной ситуации);
- опираться на конкретную традицию, существующую в обществе (невозможно внедрить в общественное сознание людей самые совершенные жизненные ценности, противопоставляя их уже сложившимся в нем традиционным установкам, поэтому формирование новой мифологии всегда подразумевает ее слияние с уже существующими корнями).
Гармонизированное в соответствии с уже существующей устойчивой системой мифологии
объекта психологического воздействия содержание новых мифов, подготовленных специалистами-профессионалами, влияет не извне, а изнутри системы мировоззрения и обеспечивает значительно более сильный эффект, обеспечивает более естественный процесс восприятия.
При использовании мифов, по мнению специалистов психологической войны, следует учитывать то, что они, несмотря на широкие возможности для импровизации, воздействуют в ограниченных рамках, имеют определенные характеристики и конкретный объект воздействия.
Всегда широко применяется явный миф — фольклорные истории и персонажи,
популярные личности и выдающиеся произведения литературы. Однако успех его применения определяется правильной интерпретацией событий, изложенных в таком мифе. Как правило, для достижения ее нужно быть очень хорошим знатоком истории конкретной страны и четко понимать, в каких условиях этот миф применим, а в каких его упоминание приносит лишь вред.
Скрытый миф
(специфическая часть системы субъективных представлений общества об окружающем мире, других людях, например, одни народы считают, что исторически представители других определенных наций были всегда с ними несправедливы) используется в психологическом воздействии очень редко.
Он может быть идеологической, религиозной, политической установкой, предрассудком, убеждением представителей конкретного общества и в силу этого обычно только вредит такому психологическому воздействию.
Широко используются сословные мифы,
которые обслуживают представления о близости или, наоборот, отдаленности определенных групп населения друг от друга по сословному, профессиональному, национальному признаку. Они действуют по простой схеме «свой—чужой» и очень эффективны в условиях обострения межконфессиональных отношений.