Genre: обучение

Новая инквизиция. Роберт Антон Уилсон

Новая инквизиция
Excerpt:

Столкновение с неизвестным вызывает страх, замешательство и смятение

мгновенно возникает желание справиться с мучительным состоянием неопределенности. Основное правило: любое объяснение лучше его отсутствия... Итак, на поиск причины толкает страх. Вопрос «почему?» задается не из праздного любопытства, а ради " получения определенного ответа, который успокаивает и приносит облегчение.

Читать далее

Ницше, «Сумерки богов»

Если ромашкой розу назвать,

Сразу исчезнет ее аромат.

И нос тот хитер, что способен узнать

Названный розой зеленый салат.

Уэндел Джонсон

Если ты увидел свинью с двумя

головами, держи рот на замке.

Ирландская народная мудрость

ВВЕДЕНИЕ

В этой книге речь пойдет о новой инквизиции, новом идоле и новом агностицизме. Новой инквизицией я называю традиции подавления и запугивания, которые в современном научном мире становятся повсеместными. Новым идолом я называю догматичную идеологию новой инквизиции. Новым агностицизмом я называю «модельный агностицизм», то есть способность подходить агностически не только к частной модели «Бога», но и вообще ко всем философским и идеологическим моделям.

Агностицизм, отрицая абсолютную веру и абсолютное отрицание, считает все модели полезными инструментами, которые нужно менять, когда они перестают работать. Агностицизм не считает какие-то модели лучше других, а оценивает лишь их эффективность на данном этапе использования. В этой книге я стремился выйти за рамки технического и философского толкования агностицизма, рассматривая его более масштабно в «гуманистическом» и даже «экзистенциальном» смысле.

Эта книга намеренно полемична, поскольку я считаю, что модели, как и оружие, нужно проверять в бою, который Ницше метафорически называл «войной», а Маркс — «борьбой и единством противоположностей». Эта книга намеренно скандальна, потому что я не хочу, чтобы высказанные в ней мысли казались менее глубокими и поразительными, чем они есть на самом деле.

Если вам покажется, что некоторые идеи данной книги противоречат моим прежним взглядам, вы ошибаетесь. Я по-прежнему считаю высокотехнологичную цивилизацию лучше первобытной; по-прежнему не идеализирую средневековье (которое считаю эпохой мракобесия); по-прежнему говорю о колонизации космоса, увеличении продолжительности жизни и отстаиваю другие идеи, которые консерваторам кажутся безумными. Я по-прежнему считаю, что при всей гнусности научного истеблишмента, который я здесь высмеиваю, он явно уступает гнусности религиозного истеблишмента, особенно его христианского и исламского филиалов. Критикуя так называемый материалистический фундаментализм, я выступаю против фундаментализма, а не материализма

В этой книге часто используются термины, с которыми знакомы не все читатели. Поэтому стоит на них коротко остановиться.

ЭМИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: единое поле мыслей, ощущений и чувственных впечатлений, которое придает упорядоченность и смысл нашему непосредственному восприятию; парадигма, или модель, которую люди создают при помощи речи и других символьных систем; культура данного места в данное время; семантическая среда. У каждой эмической реальности есть структура, которая накладывается на первичные переживания.

ЭТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: гипотетическая реальность, не отфильтрованная эмической реальностью человеческой нервной системы или языковой структуры. Если вы можете дать определение этической реальности, не пользуясь словами или любыми другими символами, пожалуйста, как можно скорее свяжитесь с автором данной книги.

ИНФОРМАЦИЯ: степень непредсказуемости сообщения; грубо говоря, информация — это то, что вы не ожидаете услышать. Информация в этом смысле может быть «истинной» или «ложной», но всегда непредсказуемой. По степени сопротивления новой информации судят о степени фундаментализма в культуре, субкультуре или отдельном человеке.

НЕЙРОСЕМАНТИКА: наука о влиянии символизма на человеческую нервную систему и программировании наших мыслей, ощущений и чувственных впечатлений локальным туннелем реальности.

ЛАБИРИНТ РЕАЛЬНОСТИ: бытие в виде теста на интеллект со множеством вариантов выбора; совокупность всех туннелей реальности, доступных для объективно или не догматично мыслящего человека в данное время в данном месте.

ТУННЕЛЬ РЕАЛЬНОСТИ: эмическая реальность, которая сформирована системой кодирования, или структурой метафор, передающаяся средствами языка, искусства, математики или другой символьной системы.

СИНЕРГИЯ: поведение системы в целом, которое невозможно предсказать на основе анализа ее частей, или подсистем. Этот термин был популяризован Бакминстером Фуллером и означает примерно то же, что и холизм. См. также определение термина «гештальт» в любом учебнике по психологии и термина «трансакция» ниже.

ТРАНСАКЦИЯ: в трансакционнной психологии восприятие считается не пассивной ре-акцией, а активной, творческой транс-акцией, поскольку «наблюдатель» и «наблюдаемое» составляют единое синергическое целое.

Свернуть

Усовершенствуйте свою память

Усовершенствуйте свою память
Excerpt:

Как безошибочно запомнить до 10 тысяч наименований

Усовершенствуйте Свою Память
Об авторе

Тони Бьюзен, известный своим «титулом» — господин Па­мять, — один во всем мире обладает знаниями, необходимыми, чтобы написать книгу, которую вы сейчас держите в руках.

Читать далее

Знания в области памяти позволили Тони Бьюзену получить целый ряд почетных степеней в разных отраслях науки и ис­кусства. Он обладатель рекорда в запоминании больших объ­емов информации, родоначальник теории интеллект-карт (ин­струмента развития памяти и мышления, метко прозванного «швейцарским армейским ножиком вашего мозга» и представ­ляющего собой крупнейшее, и единственное, принципиальное изобретение в рассматриваемой области за последние 500 лет), а также автор многих книг-бестселлеров. Он основатель всемир­ных чемпионатов памяти, которые ныне — заметное явление в международной культурной и спортивной жизни.

Кроме того, Тони Бьюзен — президент Фонда мозга, осно­ватель благотворительного Трастового фонда мозга и Клуба мозга, соучредитель Олимпиады интеллекта и создатель кон­цепции «Ментальной грамотности».

Ведущий в мире специалист по вопросам развития интел­лекта, памяти и способностей к учебе, Тони Бьюзен — автор и соавтор в общей сложности 82 книг, в том числе четырех то­мов поэзии. Его книги, среди которых такие, как «Книга ин­теллект-карт: разветвленное мышление», «Научите себя думать», «Подключай свою память», «Используй на полную мощность и тело, и дух», «Руководство по развитию способностей к уче­бе для будущего поколения», были опубликованы более чем в 100 странах и переведены на 28 языков. Объем тиража его книг во всем мире приближается к пяти миллионам — и в те­чение последних 26 лет наблюдался экспоненциальный рост количества проданных экземпляров.

Тони Бьюзен стал звездой международной величины в сред­ствах массовой информации, являясь участником, ведущим или продюсером многочисленных теле-, видео- и радиопро­грамм, как национальных, так и международных, включая бью­щий рекорды телесериал «Думай головой» («Би-Би-Си» ТВ), сериал «Открытый разум» («Ай-Ти-Ви»), «Чарующий образ» (полнометражный документальный фильм о загадках мозга), а также многочисленных ток-шоу. В ноябре 1997 г., после се­рии телевизионных презентаций, посвященных всемирным чемпионатам памяти и олимпиадам интеллекта, транслировавшимся на весь мир и привлекшим внимание, по некоторым оценкам, 1,5 миллиарда зрителей, он появился в прямом эфире перед телезрителями США и побил существовавший на тот момент рекорд открытого для всех желающих конкурса на запоминание многозначных чисел.

Тони Бьюзен консультирует правительственные организа­ции и транснациональные корпорации (включая «Бритиш Петролеум», «Барклейс Интернэшнл», «Диджитл Экуипмент Корпорэйшн», «Электроник Дейта Системз», «Дженерал Моторс», «Хьюлетт Паккард» и «IBM») и регулярно читает лекции перед слушателями из ведущих международных компа­ний, университетов и школ. Члены международной Органи­зации Молодых Президентов (YPO), мультимиллионеров всей планеты с любовью прозвали его «Мистер Брейн». Боль­шую часть своего времени он уделяет помощи людям с пони­женными способностями к учебе. Он также обладатель само­го высокого в мире «коэффициента творческого мышления» («творческого IQ»). Одним из его последних достижений яви­лось создание в соавторстве компьютерных программ, моде­лирующих интеллект-карты памяти, которые позволяют мозгу на основе углерода (т.е. человеческому!), прибегать к помощи мозга, построенного на кремнии (т.е. компьютерного!), при создании интеллект-карт специально для целей запоминания и хранения информации, и далее, на основе этого, — исполь­зовать этот инструментарий для нужд творческого мышления.

Его последним изобретением стала разработка второй по счету за последние 500 лет новейшей «главной системы» па­мяти: саморасширяющейся генеральной мнемонической мат­рицы (СЕМ3).

В настоящей книге Тони Бьюзен представляет и подробно разъясняет существо предлагаемой им системы развития ин­теллекта, поясняя читателю, как следует применять ее для запоминания информации из различных областей человече­ского знания.

Слова признательности

Моя глубокая признательность (и умом, и сердцем) ниже­следующим лицам, чьим мастерством я восхищен и чей вклад я никогда не забуду: д-ру Сьюзен Уайтинг, гроссмейстеру па­мяти, четырехкратной чемпионке мира по использованию ре­зервов памяти среди женщин — за ее вдохновенные и непре­станные усилия, позволившие мне довести до совершенства СЕМ3, что дало другим людям возможность понять эту сис­тему, оценить и поставить себе на службу, а также за ее нынеш­ний титул чемпиона СЕМ3; Ванде Норт, эксперту и главному редактору, за самоотверженную практическую помощь в дора­ботке концепции, за восторженный энтузиазм, с которым она восприняла идею «ментально грамотной планеты»; Реймонду Кину, международному гроссмейстеру по шахматам и интел­лектуальным видам спорта, кавалеру ордена Британской им­перии — за выдающийся вклад в дело определения и ранжи­рования гениальности и за его глубокие познания и проница­тельность, проявленные при разборе всей массы произведений Шекспира; Айену Докерти, гроссмейстеру памяти, за его не­прекращающуюся помощь в развитии СЕМ3 и за его генераль­ную интеллект-карту, вдохновившую автора на создание ин­теллект-карт, которые вы найдете в настоящей книге; замеча­тельным художникам — Лоррейн Джилл и Кристоферу Хед-ли-Денту — за помощь, расширившую мои познания в сфере искусства, и за исследовательскую работу, содействовавшую созданию главы «Художники» настоящей книги; моему лич­ному помощнику Лесли Байес — за обеспечение безупречно гладкой работы всех систем и за контроль над подготовкой оригинала-макета данной книги; моей дорогой матери — Джейн Бьюзен чье «орлиное редакторское око» заметило свы­ше двадцати пяти ошибок в «законченном» оригинале-маке­те; моему помощнику по научным исследованиям и компью­терному асу Сюзанне Пампин, которая собрала много бесцен­ной информации и перенесла массу данных для этой книги из моей головы в «мозг» компьютера; Доминику О'Брайену, ше­стикратному и доныне, на закате двадцатого столетия, непревзойденному чемпиону мира по использованию резервов па­мяти, за доказательство на собственном примере справедли­вости всего того, что утверждается в настоящей книге; моему дорогому первому редактору Шейле Эблман, которая помог­ла мне выпестовать и привести к столь грандиозному успеху все мои книги, изданные «Би-Би-Си»; моему новому и высо­ко мною чтимому редактору, Джоан Осборн, которая плодо­творно работала со мной над многими другими публикация­ми; выдающемуся художнику и проектировщику интеллект-карт, Алану Бертону, произведения которого столь же мнемо­нически запоминаемы, как для меня — наши остроумные и проникнутые духом творчества беседы в ходе создания его ра­бот; а также сотрудничавшей со мной замечательной редакци­онной коллегии «Би-Би-Си», среди членов которой с особен­ной благодарностью упомяну Сэлли Поттер и Келли Дейвис.

Предисловие

Доминик О'Брайен, гроссмейстер памяти (первый и непобежденный чемпион мира по использованию резервов памяти)

Если бы я рассказал вам историю о школьнике, который еле тянул на «троечку», бросил школу в шестнадцать лет, мнение о котором у учителей было самое что ни на есть низкое, кото­рый, однако, со временем стал чемпионом мира по использо­ванию резервов памяти, вы бы, наверное, сказали, что это вы­думки и больше ничего. Однако это правда. Этот «непутевый парнишка» — я сам!

Бросив школу, я много путешествовал, работал в разных местах, и однажды увидел по телевизору, как человек по име­ни Крейтон Карвелло проделал фокус, а именно: ему удалось запомнить произвольный порядок расположения карт менее чем за три минуты. Мне это показалось чудом, тем более что делал он это явно без подвоха. Крейтон на самом деле запо­минал всю колоду карт за столь потрясающе короткий проме­жуток времени.

Мне подумалось: «У меня мозг такой же, как и у него. Если он в состоянии проделать такой трюк, должен быть метод, с помощью которого я также смогу этого добиться». Я принял­ся работать над собой.

После нескольких месяцев тренировки я достиг своей цели: три минуты. Раздумывая над тем, к каким еще высотам при­ведет меня мой все увеличивающийся «бицепс памяти», я прослышал про первые чемпионаты мира по использованию резервов памяти, организованные автором данной книги Тони Бьюзеном в 1991 г. Я выдвинул свою кандидатуру на участие и после весьма упорной борьбы был признан первым чемпио­ном мира в данном виде спорта.

Основные принципы, использованные мной на пути к ми­ровому чемпионству, вы найдете в книге Тони Бьюзена. Если вы затем примените эти методики к «матрицам знания», столь живо описанным здесь же, то сможете глубоко проникнуть как в тайны собственной памяти, так и в миры нового знания, причем одновременно, что даст вам преимущества, которые я сам обрел путем тренировок и применения выработанных для себя принципов на практике: большую уверенность в себе, возросшее владение собственным воображением, повышен­ный творческий потенциал, значительно улучшенные возмож­ности восприятия нового и, конечно, разительно более высо­кий коэффициент интеллектуального развития (IQ)!

Для меня высокая честь рекомендовать читателю настоящую книгу, истинный источник просвещения, автор которой к тому же столь именит. Помимо того, что ему принадлежит мировой рекорд «творческого IQ», Тони является автором более двадцати бестселлеров, посвященных вопросам деятельности мозга и более эффективного обучения. Он учредил Фонд мозга, являлся соучредителем Олимпиады интеллекта а также создателем ныне широко известных «интеллект-карт» Журнал «Форбз Мэгэзин» включил его в пятерку ведущих лекторов мира — наряду с Михаилом Горбачевым, Генри Киссинждером и Маргарет Тэтчер. На мой взгляд, Тони обладает истинным даром преподносить другим свои идеи как в устной. так и в письменной форме.

Поздравляю вас с началом путешествия, которое в итоге — я в этом совершенно уверен — коренным образом изменит вашу жизнь!

Доминик О'Брайен

д-р Сьюзен Уайтинг, гроссмейстер памяти (первая и непобежденная чемпионка мира по использованию резервов памяти)

Все те, кто серьезно заинтересован в улучшении своей па­мяти (а такую заинтересованность, на мой взгляд, следует проявить всем без исключения), должны взять в качестве учебника данную книгу — «Усовершенствуйте свою память».

Впервые я обратила на нее внимание несколько лет назад, после того как оставила многообещающую профессиональную карьеру ради своей тогда еще молодой семьи. Как и многие люди в подобной ситуации, я испытывала потребность в до­полнительной стимуляции своего мышления. Кроме того, меня, честно говоря, всегда интересовали способы улучшения собственной памяти, особенно когда дело касалось подготов­ки к экзаменам и вообще запоминания немалого объема ин­формации, которое требуется нам порой даже в повседневной жизни.

К моей великой радости, меня познакомили с работами Тони Бьюзена, и мне довелось прочесть первое издание его книги «Усовершенствуйте свою память». То, о чем рассказы­валось в книге, стало для меня полной неожиданностью. Я и представить себе не могла, что запоминание информации мо­жет быть столь увлекательным занятием! Согласитесь, подго­товка к экзаменам почти всегда — скучное дело, даже, позволю себе сказать, постылое. Для меня же неожиданно эффектив­ное запоминание стало не просто возможным, но и принося­щим удовольствие, так что со временем работа над совершен­ствованием своей памяти превратилась в настоящее хобби.

Результаты использования мною приемов запоминания, с которыми меня познакомил Тони, были самыми плодотворны­ми, во всяком случае речь никогда не шла о запоминании ради самого «процесса». К примеру, сохранив в памяти имена ком­позиторов и отдельные факты из их биографии, я теперь луч­ше представляю себе жизнь в те времена, когда они творили. Мое сознание в данной области обрело в определенной мере новое качество, в результате музыка по-новому действует на меня. Имея «зацепку» в мозгу в отношении каждого запомнен­ного мной композитора, я теперь с легкостью могу добавлять все новые порции информации.

Когда я получала свое образование, от меня не требовалось знаний о живописи и художниках, однако зафиксировав их в своей памяти и вместе с тем расширив свой кругозор, я могу уверенно сказать, что это принесло свои плоды. Прежде все­го, само то, что я познавала нечто совершенно новое для себя, приносило радость, когда же я посетила Национальную гале­рею, вы можете себе представить, с каким восторгом, перехо­дя из зала в зала, я узнавала картины, которые до этого уже запомнила. Я рассказывала своим детям всевозможные по­дробности из жизни конкретных художников и стиля, в кото­ром они творили, что само по себе приносило огромное удо­влетворение, не говоря уже о том, что дети прониклись к маме еще большим уважением.

Кульминацией всего этого стала моя победа в 1994 г. на чем­пионате мира среди женщин по использованию резервов па­мяти, а позднее, в 1996 г., мне также достался титул первой женщины-гроссмейстера памяти.

Как я сожалею, что не узнала о системах и приемах запо­минания в ранние годы своей жизни, до того как мне при­шлось заниматься зубрежкой перед экзаменами! Вы же, чита­тель, ныне имеете как раз такую возможность. Эта книга на­учит вас тому, как овладеть знанием и при этом доставлять себе радость, однако должна вас предупредить: от привычки, когда таковая возникнет, отделаться будет непросто! Сьюзен Уайтинг

Свернуть

Химические вещества, улучшающие умственные способности

Химические вещества, улучшающие умственные способности
Excerpt:

Вся последующая информация не является медицинским предписанием

Это образовательный и справочный материал. Пожалуйста, прежде чем применять какое-либо вещество, посоветуйтесь с врачом. У всех людей совершенно различаются биохимический статус и чувствительность к химическим веществам, поэтому безопасные дозы варьируются от человека к человеку. Некоторые из перечисленных веществ могут пр

Читать далее

едставлять опасность для людей с отклонениями в психическом и физическом состоянии. Ни автор статьи ни автор сайта, на котором размещена статья, не несут никакой ответственности за любые последствия, связанные с употреблением указанных в статье веществ .

Читателям, возможно, будет не безынтересен тот факт, что огромные суммы денег тратятся ведущими американскими фармацевтическими корпорациями на гонку, развернувшуюся вокруг разработки лекарств, расширяющих умственные способности, и их сертификацию в Администрации по контролю над продуктами и лекарствами (Food and Drug Administration of USA).
Причины этой гонки очевидны – победитель получит прибыли, исчисляемые суммой сверх всякого даже весьма буйного воображения. Экономисты из журнала Fortune утверждают, что прибыли от продажи такого лекарства в одних только США оставят далеко позади прибыли от продажи антибиотиков и транквилизаторов вместе взятых.
Естественно, усилия направлены на создание не просто наиболее эффективного лекарства, но на создание патентоспособного лекарства. Также фармацевтические монополии тратят огромные суммы на поддержание исключительных прав на уже созданные патентованные лекарственные средства.
Загвоздка лишь в том, что FDA в 1992 году заявила: «Любые продукты, независимо от их состава, которые рекламируются, как повышающие умственные способности… объявляются нелегальными и преследуются FDA в целях защиты национального здоровья». Другими словами, если кто-то начнет рекламировать даже дистиллированную воду, как повышающую умственные способности, то вся партия воды должна будет автоматически конфискована, как нелегальный продукт.
Так что, если даже у фармацевтических компаний есть научные доказательства эффективности каких-либо веществ в плане улучшения умственных способностей, то компании вынуждены патентовать их как лекарственные средства, предназначенные для лечения каких-нибудь заболеваний. В основном это заболевания, связанные с возрастными изменениями: болезнь Альцгеймера, обширный инфаркт, деменция, сенильность.
Таким образом, не удивительно, что большинство читателей не знакомо с представленной ниже информацией. Необходимо отметить, что данная информация весьма скудна и ограничена по сравнению с той, что Вы можете найти, например, в книгах: "Smart Drugs & Nutrients by Ward Dean, M.D., and John Morgenthaler" и "Smart Drugs II: The Next Generation by Ward Dean, M.D., John Morgenthaler and Steven Wm. Fowkes”. Но эти книги пока ждут своего перевода.

Нутриенты для улучшения деятельности мозга делятся на следующие классы:
- антиоксиданты, уменьшающие разрушительный эффект свободных радикалов;
- ноотропы, непосредственно улучшающие умственные способности;
- активаторы мозговых метаболизмов, улучшающие обмен веществ мозга;
- нейропептиды (их прекурсоры) – относительно небольшие молекулы с пептидными химическими связями (как в белках), которые осуществляют передающую и управляющую функцию в мозге и организме в целом (нейротрансмиттеры);
- холинэргетические нутриенты, стимулирующие активность ацетилхолина, играющего большую роль в регулировании функций мозга;
- церебральные вазодиляторы, повышающие мозговой кровоток и, как следствие, - доставку кислорода к мозгу;
- другие разнообразные нутриенты, каждый из которых работает весьма специфичным образом для улучшения деятельности мозга.
Некоторые вещества сочетают в себе несколько функций и могут быть отнесены сразу к нескольким классам.
Далее перейдем к описанию веществ, показавших свою эффективность в плане улучшения деятельности мозга. В связи с этим еще раз хотелось бы подчеркнуть, что употребление больших доз каких-либо веществ не принесет Вам никакой другой пользы кроме вреда (шутка). Эти вещества работают синергетически и часто, как минимум бесполезны, без соблюдения необходимых сопутствующих условий. Одним из таких условий является мультивитаминная и минеральная подкормка своего любимого организма, и полноценная здоровая диета. Вегетарианцам (без нормальной белковой компенсации) употребление большинства этих веществ противопоказано.

АНТИОКСИДАНТЫ

Опустим все эти ужасы про свободные радикалы в организме. Дотошный читатель может найти все это в отечественной литературе. Перейдем непосредственно к делу.

Витамин С.

Каждый слышал о полезных свойствах витамина С. Это не только мощный антиоксидант, он так же понижает уровень холестерина,[1] стимулирует иммунную систему и т.д. и т.п. Например, он играет существенную роль в образовании коллагена. Коллаген – это белок, входящий в состав соединительной ткани организма, и составляющий около 30% от общего числа протеинов. Коллаген необходим для роста и восстановления клеток. Также витамин С потенцирует действие других водорастворимых антиоксидантов (синергетический эффект).

Но мало кому известно, что витамин С существенно улучшает умственные способности. При проведении двойного слепого тестирования[2] было установлено, что прием витамина С способен повышать IQ (коэффициент интеллекта) в среднем на 5 пунктов (что довольно значительно).

Ключ к пониманию того, на сколько важен витамин С для работы мозга, заключается в особой физиологической системе организма, получившей название: «насос витамина С». Работа этого насоса осуществляется в две стадии: на первой витамин С извлекается из крови и концентрируется цереброспинальной жидкости, на второй насос извлекает витамин С из цереброспинальной жидкости и концентрирует в мозге. В результате концентрация витамина С в мозге превышает нормальную концентрацию в теле примерно в сто раз.

Необходимость в витамине С у нашего организма огромна. Средние ежедневные дозы для обеспечения потребности организма и повышения умственных функций составляют от 1 до 4 грамм. Однако если Вы подвергаетесь воздействию стрессогенных факторов, в том числе и химических (алкоголь, сигареты, лекарственные вещества), потребность может возрасти до 10 или даже 20г в день.

Витамин С является водорастворимым витамином, поэтому он легко выводится с мочой, задерживаясь в организме всего на 4-6 часов. Кроме того, витамин С – это все же кислота, которая при таких дозировках может существенно повредить желудок. Поэтому, если Вы не хотите, чтобы ваша моча стала самой дорогой мочой в мире, и хотите сохранить здоровье необходимо соблюдать определенные правила. Во-первых, разделите дозу на несколько частей и принимайте их только во время еды, во-вторых, принимать нужно в виде буферного раствора,[3] в-третьих, при приеме витамина С совместно с Рутином (витамин Р) имеет место синергетический эффект. Рутин так же нивелирует ряд побочных негативных эффектов, связанных с приемом витамина С.

Эфир С.

Одной из новых форм витамина С является «Эфир С». Этот препарат более биологически активен, чем простая форма витамина С. Он быстрее увеличивает концентрацию витамина С в тканях после приема и остается в организме более длительный период, чем обычный витамин С. Как следствие его доза может составлять лишь 20-30% от дозы обычной формы витамина С. В добавок ко всем преимуществам он не обладает кислыми свойствами и, таким образом, безопасен для желудка.

АСКОРБИЛ ПАЛЬМИТАТ.

В дополнение к водорастворимым формам существует жирорастворимая форма витамина С – аскорбил пальмитат. Этот препарат имеет свойство накапливаться в жировых тканях и использоваться по мере необходимости. Также аскорбил пальмитат дает синергетический эффект в сочетании с другими жирорастворимыми антиоксидантами, как, например, витамин Е. Рекомендуется принимать 250мг в день. Автор книги рекомендует подбирать индивидуальную дозу следующим образом: каждый день постепенно увеличивать дозу, пока Вас, пардон, не прошибет понос. После чего дозу уменьшить где-то на ¼ и продолжать принимать регулярно. Автор перевода, как физиолог, возражает против длительного регулярного приема любых витаминов, поскольку в ряде случаев это может привести к довольно тяжелым последствиям. Разумной схемой приема можно считать 10 через 10 или 15 через 15 (10 дней – прием, 10 дней – отдых и т.д.).

АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА (Acidum ascorbinicum) Синоним: Витамин С.

Фармакологическое действие. Участвует в регуляции окислительно—восстановительных процессов, углеводного обмена, свертывания крови, нормальной проницаемости капилляров, образования стероидных гормонов, синтеза коллагена и проколлагена. Повышает устойчивость организма к инфекциям.

Показания к применению. Авитаминоз и гиповитаминоз С (профилактика и лечение). Геморрагические диатезы. Кровотечения (носовые, легочные, печеночные, маточные). Инфекционные заболевания. Интоксикации. Заболевания желудочно—кишечного тракта (ахилия, язвенная болезнь, энтероколиты). Для профилактики и лечения цинги. Болезнь Аддисона. Повышенная физическая и умственная нагрузка.

Способ применения и дозы. Для профилактики внутрь 0,05–0,1 г 1 раз в сутки взрослым. Для лечения взрослым 0,05–0,1 г 3–5 раз в день. Парентерально вводят в виде аскорбината натрия по 1–3 мл 5% раствора. Разовая доза не выше 0,2 г, суточная 0,5 г. Детям назначают внутрь для профилактики по 0,02–0,03 г/сут; для лечения по 0,05–0,1 г 1–2 раза в день, парентерально 1–2 мл 5% раствора в день в течение 2–3 нед.

Побочное действие. Угнетение инсулярного аппарата поджелудочной железы, глюкозурия, угнетение синтеза гликогена.

Противопоказания. Тромбофлебиты, наклонность к тромбозам.

Форма выпуска. Порошок; драже по 0,05 г, в упаковке — 200 штук; таблетки аскорбиновой кислоты по 0,025 г с глюкозой массой по 3 г, в упаковке — 10 штук для детей; таблетки аскорбиновой кислоты по 0,1 г и глюкозы по 0,877 г, в упаковке — 30 штук; ампулы 5% раствора, в упаковке — 10 штук по 1 мл, по 5 мл; ампулы 10% раствора, в упаковке — 10 штук по 1 мл, по 2 мл, по 5 мл. Комплексные таблетки: Аскорутин, в упаковке — 50 штук; Астинивит, в упаковке — 50 штук; Амитетравит, в упаковке — 40 штук; таблетки аскорбиновой кислоты с витамином С (из черноплодной рябины и цитрусовых), в упаковке — 50 штук.

Условия хранения. В сухом, прохладном, защищенном от света месте. Срок годности. Порошок — 3 года; ампулы — 1,5 года; таблетки по 0,025 и 0,1 г — 3 года, по 0,5 и 2,5 г — 2 года, с глюкозой — 1 год, с фолиевой кислотой — 3 года; “Аскорутин” — 4 года; “Астинивит” — 2 года, с витамином С из черноплодной рябины — 1 год, из цитрусовых — 2 года; “Амитетравит” — 4 года.
По последним научным данным холестерин оказался не виноват в развитии атеросклероза. Это всего лишь ремонтный материал, который используется организмом для латания дыр. Высокий уровень холестерина в организме действительно свидетельствует о наличии каких-либо достаточно серьезных проблем со здоровьем, но может рассматриваться лишь как диагностический признак.
Метод, принятый в фармацевтике для исследования действия лекарственных средств. Метод заключается в том, что одна группа получает плацебо, а вторая - исследуемое лекарственное средство. При этом не только медперсонал, дающий больным лекарства, но и тот, кто выдает лекарства медперсоналу, не знают, где плацебо, а где лекарство. Таким образом, принято считать, что исключается влияние личности врача.
берется магнезия жженая, глюконат кальция, эти вещества в виде порошков смешиваются в равных количествах (эта смесь может храниться долго), затем готовится водный раствор витамина С, к которому прибавляется приготовленная смесь порошков (количество примерно одинаковое по весу с витамином С) до прекращения выделения пузырьков газа. Полученный раствор может храниться в холодильнике не более одних суток.
Здесь и далее приводятся статьи из электронного «Справочника Лекарственных Средств 2003» ООО «Равновесие-медиа».

Свернуть

Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить?

Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить?
Excerpt:

Если вы хотите стать счастливым обладателем хорошей памяти.

Хотите не только запоминать все, что угодно, но и вовремя это вспоминать, хотите управлять своей памятью, то эта книга для вас. Только в этой книге изложены уникальные методы запоминания текстов, позволяющие быстро, легко и надежно запоминать любые учебники и любую текстовую информацию. Кроме того, в этой книге вы найдете «стар

Читать далее

ые» и «новые» методы мнемотехники и эйдетики. А также научитесь запоминать таблицы, исторические даты, иностранные слова, правила, определения, формулы, статьи закона и т.п.

Притча Сократа о памяти

“Так вот, я слышал, что близ египетского города Навкрасиса родился один из древних тамошних богов, которому посвящена птица, называемая ибисом. А самому божеству имя было Тевт. Он первый изобрел счет, геометрию, астрономию, вдобавок игру в шашки и кости, а также и письмена. Царем над всем Египтом был тогда Тамус, правивший в великом городе Верхней области, который греки называют египетскими Фивами, а его бога – Амоном. Придя к царю, Тевт показал свои искусства и сказал, что их надо передать остальным египтянам. Царь спросил, какую пользу приносит каждое из них. Тевт стал объяснять, а царь, смотря по тому, говорил ли Тевт, по его мнению, хорошо или нет, кое-что порицал, а кое-что хвалил. По поводу каждого искусства Тамус, как передают, много высказал Тевту хорошего и дурного, но это было бы слишком долго рассказывать. Когда же дошел черед до письмен, Тевт сказал: “Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости”. Царь же сказал: “Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой – судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним признакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться много знающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимо мудрыми вместо мудрых”.

К сожалению, слова царя сбылись, и сегодня мы слышим жалобы на “дырявую память” от многих учеников и студентов. Нагрузка на память увеличивается с каждым годом, объем учебников «растет» просто на глазах, а технологии обучения остаются старыми. Многие уже поняли, что само собой ни тексты, ни цифры, ни иностранные слова не запоминаются. Многие уже поняли, что нужны новые способы точного и надежного запоминания и «зубрежка» - пережиток прошлого никого сегодня не устраивает. Как раз о таких новых способах запоминания мы расскажем в этой книге. В ней вы найдете способы запоминания текстов и точной информации. Вы научитесь запоминать таблицы, исторические даты, иностранные слова, правила, определения, формулы, статьи закона и многое другое.

Остается пожелать вам успехов в усвоении новых методов и приятного чтения этой книги.

Доктор педагогических наук, профессор РАЭ Васильева Е.Е.

Почетный доктор педагогических наук Васильев В.Ю.

ГЛАВА 1

Повторение – мать учения…

Если спросить многих из вас о том, какими способами запоминания Вы пользуетесь, то большинство ответит не задумываясь: повторяем много раз подряд до тех пор, пока не запомнится. И еще добавят незаконченную и знакомую всем фразу: “Повторение – мать учения!” А в полном варианте, кстати, средневековая заповедь учителя звучала так: “Повторение – мать учения и прибежище ослов”.

РИСУНОК 4

Почему же с одной стороны повторение признается эффективным способом запоминания, а с другой стороны – нет? Оказывается “повторение повторению рознь”.

Осмысленное, методично и постепенно проводимое повторение (“кумулятивное повторение” или “система накопления”, о которой подробнее мы поговорим позже) несомненно, является эффективным способом запоминания (“матерью учения”). Такое повторение имеет ряд преимуществ: 1) легко запоминаются длинные поэмы, речи и пр.; 2) они долго помнятся; 3) они так же быстро вспоминаются по желанию; 4) растет способность запоминать любую информацию; 5) улучшается способность вспоминать любую информацию. Этот метод запоминания известен с давних времен, когда письмена были еще неизвестны. В те времена познания передавали устно от одного поколения другому, от отца к сыну, от учителя к ученику. Ученики в состоянии были повторять громадные тексты, не изменяя и не пропуская ни одного слова. Философские, религиозные сочинения и даже законы предавались именно так в течение многих столетий, не будучи записанными. С изобретением книгопечатания, когда стало уже очевидным, что можно напечатать тысячу копий одной и той же книги, и поэтому уменьшилась возможность потери ее, сама собой устранилась и необходимость изустной передачи учений, а с нею – и древнее искусство повторения.

Сегодня же, применяя древний способ запоминания при изучении школьных предметов, учащиеся используют только “повторительную” часть способа и игнорируют его “кумулятивную” часть, т.е. методичность и постепенность. Такое механическое запоминание и называют презрительно “зубрежкой”, тем самым “прибежищем ослов”.

Как правило, “зубрят” то, что не понимают, или то, что неинтересно. Многие по себе знают, сколько времени и сил занимает это неблагодарное занятие и как быстро забывается информация, выученная таким способом. Зубрежка всегда вызывала и будет вызывать протест у человека и у его памяти. Особенно точно это описал К.С. Станиславский в своих дневниках. “…Я никогда не умел зубрить; непосильная работа, задаваемая памяти … У меня и по сие время ноет сердце, когда я вспоминаю мучительные ночи, проведенные за зубрением грамматики или греческого и латинского текста поэтов: двенадцать часов ночи, свеча догорает, борешься с дремотой, мучительно напрягаешь свое внимание, сидя над длинным списком ничем не связанных между собой слов, которые нужно запомнить в установленном порядке.

Свернуть

Техника тренировки памяти

Техника тренировки памяти
Excerpt:

Предисловие

Техника быстрого чтения — Комплексная программа интеллектуального развития человека.

Настоящее предисловие является, в основном, одинаковым для каждой из трех книг нашей программы и ставит своей целью познакомить читателя, изучающего любую из книг, со всей программой в целом.

Читать далее

Комплексная программа интеллектуального развития че­ловека «Техника быстрого чтения» создавалась более двадца­ти лет.

Основная цель Комплексной программы — интеллекту­альное развитие человека. Созданная программа является уникальной и не имеет аналогов в отечественной и зарубежной практике.

Вместе с тем наши методики не претендуют на исключи­тельность. Существует множество других способов интеллек­туального развития. Мы приглашаем вас ознакомиться с нашей программой. Многие упражнения в этой программе вы­полнены на уровне изобретений и защищены авторскими сви­детельствами.

Название программы и ее фирменный знак зарегистриро­ваны в Комитете по делам изобретений и открытий. В целом, за двадцать лет по трем направлениям программы прошли обучение более 500 000 человек в нашей стране и за рубежом. В последние годы расширяются международные контакты цент­ра быстрого чтения. Изданы переводы наших книг и ведется обучение зарубежных слушателей на английском, немецком и французском языках.

Особенность нашей Комплексной программы — ее универ­сальность и общедоступность.

Итак, если вы остановили свой выбор на нашей Комплекс­ной программе интеллектуального развития, мы гарантируем вам:

— повышение скорости чтения в 5-20 раз;

— значительное улучшение качества усвоения прочи­танного;

— развитие внимания, памяти, интуиции;

— значительную активизацию ваших творческих способ­ностей.

Главный принцип программы: путем многократного повто­рения простых и оригинальных упражнений создается фикси­рованная установка — основа поэтапного формирования нового навыка умственной деятельности. Этот навык мы называем Техника быстрого чтения.

В процессе чтения мозг человека использует определенные программы, реализует различные способы перекодирования. Упражнения и наши методики:

— вооружают мозг новыми, более эффективными програм­мами;

— создают более рациональные способы перекодирования информации;

— высвобождают творческие способности человека, про­буждая в нем «художника жизни».

Если вы хотите достичь этого, занимайтесь по нашей Ком­плексной программе интеллектуального развития человека. Она проста и доступна каждому. Программа:

— рассчитана на людей разных профессий и разного возра­ста (от 14 до 80 лет, от школьника до академика);

— предполагает проведение занятий без отрыва от учебы

или основной работы;

— воздействуя на тонкие механизмы человеческого мозга, позволяет при минимальных затратах времени и энергии по­лучить максимальный положительный результат;

— используя комплекс средств и методов психической са­морегуляции, обеспечивает эффективную адаптацию в окру­жающей действительности.

Как мы уже отмечали ранее. Комплексная программа ин­теллектуального развития человека «Техника быстрого чте­ния» включает три ступени обучения, обеспечивающие три уровня интеллектуального развития.

I ступень — программа «Доминанта 2000-го года» — на­чальное обучение технике быстрого чтения.

Термин доминанта (главенствующая идея, основной при­знак) означает использование в ее программе основных дости­жений современной науки, а число 2000 означает, что мы сегодня готовим человека 2000-го года.

На этой ступени достигается скорость чтения до 5000 зна­ков в минуту, приобретаются начальные навыки тренировки

внимания и памяти.

По программе «Доминанта 2000-го года» составлен учеб­ник «Техника быстрого чтения» (авторы О.А.Андреев и Л.Н.Хромов), последнее издание которого вышло в издатель­стве «Прометей» в 1991 г.

II ступень обучения — программа «Сатори» (озарение) — составляет предмет настоящей книги.

Задача этой программы — тренировка памяти и дальней­шая активизация интеллектуальной деятельности. Здесь воз­можно достижение скорости чтения до 10 000 знаков в минуту.

III ступень обучения — программа «Ультра-Рапид» (сверх­быстрое чтение).

Программа ставит своей целью развитие и тренировку вни­мания, активизацию творческого мышления, развитие интуи­ции. Здесь возможно достижение скорости чтения до 20 000 знаков в минуту.

В основе программы «Ультра-Рапид» лежит формирование принципиально иного восприятия текста, основанного на идее полного слияния с ним в условиях состояния сверхсосредото­чения. Учебник по программе «Ультра-Рапид» готовится к выпуску.

Отличительной особенностью всех трех программ является использование на каждой ступени обучения технике быстрого чтения специальных методик саморегуляции, значительно повышающих эффект обучения:

— в программе «Доминанта 2000-го года» — это аутогенная тренировка;

— в программе «Сатори» — техника медитации;

— в программе «Ультра-Рапид» — техника динамической медитации.

Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие — ре­зультат многолетних исследований и экспериментов научной группы Центра быстрого чтения. В книге нашли отражение достижения отечественных и зарубежных специалистов в об­ласти психологии и педагогики, нейрофизиологии и киберне­тики. Решающее значение в работе над новой программой имело учение о восточной психической культуре, фундамен­тально разработанное в трудах советского ученого Н.В.Абаева.

Авторы считают своим приятным долгом выразить искрен­нюю признательность и благодарность профессору А.А.Леонтьеву за многолетнюю дружескую поддержку и помощь в работе над этой книгой. В разработке сеанса медитации про­граммы «Сатори» неоценимую помощь нам оказал доктор ме­дицинских наук Л.П.Гримак. Авторы признательны также композитору М.Экимяну, написавшему музыку для сеанса медитации и других тренировочных упражнений программы »Сатори».

ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ «САТОРИ»

Успешно завершив первую ступень Комплексной програм­мы интеллектуального развития «Доминанта 2000-го года», вы приступаете к занятиям по второй ступени, которая носит название «Сатори».

Термин сатори в переводе с языка хинди означает «озаре­ние».

Программа «Сатори» ставит своей задачей развитие и тре­нировку памяти. Отличительная особенность программы «Сатори» состоит в использовании специальных упражнений, по­зволяющих:

— гармонизировать работу левого и правого полушарий, что, в свою очередь, способствует достижению согласованного взаимодействия сознания и подсознания;

— активизировать познавательную деятельность челове­ка;

— достичь скорости чтения до 10 000 знаков в минуту. Воздействие на тонкие механизмы мозга происходит по­средством сеансов медитации на медитативной диаграмме «Мандала» в сопровождении медитативной музыки, написан­ной Михаилом Экимяном специально для программы «Сато­ри».

Сеансы медитации обогащают человека новой энергети­кой, привносят гармонию в повседневную жизнь, поднимают личность на новый интеллектуальный уровень.

Как работать с этой книгой

Продолжительность обучения по программе «Сатори» в среднем 6 месяцев. В зависимости от ваших успехов и возмож­ностей сроки могут быть скорректированы в ту или иную сто­рону.

Для обеспечения продуктивности ваших занятий необхо­димо соблюдать два непременных условия:

1) непрерывность и регулярность занятий в течение всего периода обучения — 6 месяцев;

2) ежедневное выполнение предусмотренных программой упражнений и тренировок (не менее 30 — 40 мин.).

Вам предстоит освоить 10 уроков, которые сгруппированы в три части:

часть I. —уроки 1,2,3;

часть II —уроки 4,5,6,7;

часть III — уроки 8,9,10.

По завершении одной части обучения вам следует направ­лять отчеты в наш адрес по каждой из трех частей отдельно. Как это сделать, подробно изложено в каждом из уроков в разделе «Отчет по уроку..».

Для учебной деятельности вы используете:

— учебно-методические материалы в трех частях, в кото­рых содержатся рекомендации по изучению 10-ти уроков про­граммы «Сатори»;

— медитативную программу «Мандала» — инструмент для медитации;

— таблицы Шульте—Сатори;

— медитативные тексты № 1 — 5;

— кассету, катушку или пластинку с записью сеансов ме­дитации и других тренировочных упражнений.

От вашего прилежания, настойчивости, целеустремленно­сти будет зависеть конечный результат.

После получения от вас завершающего теста № 10 по по­следнему уроку вам будет направлен диплом об окончании курса «Техника быстрого чтения» по программе «Сатори» с указанием начальной и конечной скорости чтения в режиме «Сатори».

В целях ускорения обработки корреспонденции, поступа­ющей от вас, просим каждый раз высылать нам пустой конверт с вашим домашним адресом для ответа. На конверте, направ­ляемом в наш адрес, всегда указывайте вверху слева свой учебный номер.

Наш адрес: 125047, Москва, Оружейный пер., дом 11, Центр быстрого чтения.

Телефон: 251—99—47

Круглосуточно работает автоответчик. Пользуйтесь его ус­лугами: назовите свой учебный номер, продиктуйте вопрос. Вы получите на него письменный ответ.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Дорогой друг!

Успех в вашей работе во многом будет зависеть от матери­ально-технического оснащения уроков. Приступая к заняти­ям, приготовьте все необходимое в соответствии с нашими указаниями к каждому уроку, следуйте нашим рекомендаци­ям по изготовлению отдельных материалов и тренажеров.

Для тренировки памяти вам будет предложен ряд упраж­нений. Обращаем ваше внимание, что в программе «Сатори» меньше упражнений, чем в программе «Доминанта 2000-го года», однако они более сложны и требуют больше внимания и усилий для осмысления и отработки каждого элемента.

Мы настоятельно рекомендуем вам выполнять весь комп­лекс Техники тренировки памяти по программе «Сатори», а не ограничиваться отдельными упражнениями.

В чем различие между применением только фрагментов и выполнением всего комплекса в целом? В том же, в чем, например, различие между заучиванием отдельных слов и изу­чением языка в целом, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Только комплексное освоение всех элементов предлагае­мой нами программы позволит вам достичь цели — укрепле­ния памяти, гармонизации работы левого и правого полушарий мозга, и как итог — достижение скорости чтения до 10 000 знаков в минуту, выход на новый интеллектуальный уровень.

Вторая ступень обучения — программа «Сатори» — имеет свою специфику ,она является частью Комплексной програм­мы, и частичное изучение отдельных упражнений не только не принесет пользы, но может даже нанести вред, поскольку любая сложная программа требует предварительной подготовки

ЧТО ТАКОЕ МЕДИТАЦИЯ?

Основой программы «Сатори» являются сеансы медитации. Что такое медитация? Это более высокая ступень психической саморегуляции, начальные этапы которой вы освоили в про­грамме «Доминанта 2000-го года». Цель медитации — вхождение в измененное состояние сознания, которое называется сатори — озарение. Вот почему второй ступени обучения было дано название «Сатори».

Тысячелетиями представители почти всех человеческих культур использовали ту или иную форму медитации для об­ретения душевного покоя и гармонии, для концентрации ра­зума и воли на поставленной цели.

Опыт тысячелетий свидетельствует о медитации как об эффективной аутопсихотехнике, т.е. способе воздействия че­ловека на свою психику и управления ею для решения следу­ющих задач:

— укрепления нервной системы, улучшения психического здоровья;

— приобретения уверенности в себе;

— гармонизации работы левого и правого полушарий и тем самым достижения гармоничного взаимодействия сознания и подсознания;

— повышения работоспособности;

— достижения творческого вдохновения, когда все задачи решаются просто и легко.

Состояние внутреннего подъема, вдохновения, озарения, когда легко решаются трудные задачи, можно вызывать созна­тельно и, более того, в те часы и минуты,когда необходимо. Программа «Сатори» обучает этому.

В программе «Сатори» используются:

— сеанс медитации № 1 с текстом в сопровождении меди­тативной музыки;

— сеанс медитации № 2 на медитативной диаграмме «Ман­дала» в сопровождении медитативной музыки;

— медитация на медитативных текстах № 1 — 5. Чем можно объяснить эффективность практики медитации? Дело в том, что окружающая нас действительность не всег­да позволяет раскрыть до конца заложенные в человеке спо­собности. Она сковывает, ставит блоки, делает нас закрепощенными. Между тем, энергию для своего развития и духовного самосовершенствования человек получает от при­роды. Человек должен жить в гармонии с природой и природ­ными ритмами. Состояние расслабления, наступающее в процессе медитации, способствует регуляции различных фи­зиологических процессов, что позволяет организму осуществ­лять обмен энергии с внешней средой намного лучше, чем в обычном состоянии. Практикуя медитацию, вы полнее можете ощутить свою связь с природой. Опыт, полученный в медита­ции, помогает лучше понимать других людей. Медитируя, человек объединяется со Вселенной и раскрывается для всего окружающего мира. В состоянии медитации человек освобождает заложенные в нем потенциальные возможности. Ваша задача — научиться входить в медитативные состояния. Про­грамма «Сатори» научит вас технике вхождения в медитатив­ные состояния.

ТЕХНИКА МЕДИТАЦИИ
В ПРОГРАММЕ «САТОРИ»

В программе «Сатори» в качестве объекта для медитации используется медитативная диаграмма «Мандала». Что такое «Мандала»? На языке санскрит слово мандала означает «плат­форма мироздания». В буддизме это живописное или графиче­ское изображение схемы Вселенной, представляющей собой иерархическую расстановку в мироздании всех буддийских святых.

Мандала как инструмент для медитации. Символика мандалы. Зрительные образы: формы, цвета и движения — оказывают различное психическое воздействие на человека.

Если представить структуру мандалы в виде составляющих ее элементов, то получится ряд геометрических фигур по сте­пени иллюзии излучения (рис.1).

Рис. 1 Ряд геометрических фигур, составляющих структуру мандалы

Эти фигуры считаются священными почти во всех религи­ях. Использование их в качестве объектов концентрации вни­мания в религиозных ритуалах обычно объясняется соответствующими мистическими построениями. Так, в раз­личных школах буддизма, широко применяющих практику медитации с использованием мандалы, считается, что мандала представляет собой модель Вселенной, включающую в себя в принципе все то, что есть в Мироздании:

—Землю,

—Воду,

— Огонь,

— Воздух (ветер),

— Небесное пространство («Эфир»).

Таким образом, медитируя на мандале, человек работает как бы со всеми стихиями, которые существуют в Природе.

С точки зрения современных положений нейрофизиоло­гии и психологии, воздействие геометрических фигур объясняется специфическими сигналами, которые они вызывают в глазодвигательных мышцах и зрительном анализаторе. Глаз чисто рефлекторно прослеживает контуры изображения. На местах излома линий глазодвигательные мышцы резко сокра­щаются, что связано с генерированием соответствующих, рез­ко меняющихся нервных сигналов. Напротив, при созерцании плавных линий глазодвигательные мышцы испытывают нара­стающие сокращения. Таким образом тренируется зритель­ный аппарат.

В основе практики медитации на мандале лежит опериро­вание формой и цветом с целью психического воздействия. Это процесс реализации человека как микрокосмоса, раскрываю­щегося навстречу макрокосмосу, который, в свою очередь, еще более раскрывается навстречу микрокосмосу. При медитации на мандале человек проявляет свою истинную природу, свое истинное назначение — служить промежуточным связующим звеном между космическим миром и миром земным, так как само тело человека может рассматриваться как микрокосмос, который отражает строение Вселенной, макрокосмоса. Давай­те разберем отдельные элементы графического рисунка ман­далы.

Символ Земли — это квадрат, и он как основополагающий фундаментальный блок — прообраз Земли — повторяется в мандале 6 раз (четыре черных квадрата по углам, один общий черно-зеленый контур и один красный квадрат), в связи с че­ловеком Земля символизирует Сознание, содержащее мыс­ленные образы.

Символ Воды — фиолетовый круг в центре мандалы. В связи с человеком Вода символизирует сам процесс соединения зри­тельных образов.

Символ Огня — треугольники (их два). Концы (вершины) треугольников олицетворяют языки пламени; в связи с чело­веком Огонь символизирует стадии последовательности про­явления образов в виде языков пламени.

Символ Воздуха — большой синий круг; в связи с челове­ком «Воздух» (ветер) — это обретение образами чувственных эмоциональных форм бытия.

Символ Эфира (небесного пространства) —центр мандалы — белая точка; в связи с человеком — это полное растворение личности медитирующего в объекте медитации (мандале).

Графическое изображение мандалы геометрически сба­лансировано и имеет центр симметрии. Оно представляет со­бой приятное в эстетическом отношении изображение и вызывает спонтанную (т.е. непроизвольную) зрительную кон­центрацию.

Техника медитации в программе «Сатори» (в дальнейшем мы будем называть ее сокращенно «ТМ—Сатори») предпола­гает использование как зрительного канала воздействия через мандалу, так и слухового канала, т.е. одновременное воспри­ятие музыкального сопровождения (сеанс медитации № 2).

Сеанс медитации № 1 предполагает одновременное восп­риятие медитативного текста и сопровождающей его медита­тивной музыки. Слова и музыка — это каналы восстановления биологической энергии. В музыке заложена энергетика, кото­рая снимает перегрузки, приобретенные за день. Слова и му­зыка благотворно воздействуют на организм и помогают восстанавливать силы.

«ТМ—Сатори» относится к опережающим методам позна­ния. Созерцание мандалы позволяет достичь глубокого физи­ческого расслабления, чем создаются оптимальные условия для реализации резервных возможностей психики.

«ТМ—Сатори»,порядок реализации. Результативность вашей работы во многом обусловлена тщательным выполне­нием рекомендаций по технике медитации.

Место для медитации должно быть по мере возможности изолировано от шума. Важно свести к миниму­му помехи, отвлекающие внимание. Вы должны быть увере­ны в том, что на протяжении сеанса медитации вам никто не помешает. Человек, внезапно выведенный из состояния ме­дитации неожиданно резким внешним вмешательством, ис­пытывает неприятное ощущение, своего рода шок. По той же причине желательно выключить телефон. Попросите близких не входить в комнату, где вы проводите медитацию. Можно написать крупными буквами плакат и повесить его с внешней стороны двери комнаты:

Тепло и уютно должно быть в комнате или поме­щении, где вы проводите медитацию. Одеваться во время тре­нировок следует потеплее, так как при медитации кровообращение становится менее интенсивным, что может создать опасность простудных заболеваний. Одежда должна быть свободной, пояс ослаблен.

Желательно, чтобы цвет и формы интерьера располагали к психическому расслаблению (см. урок 6).

Тишина и изоляция необходимы для достиже­ния наибольшего эффекта в начальный период. Со временем, в результате многократных тренировок человек становится менее чувствительным к условиям, в которых проходит меди­

тация, приобретает способность приспосабливаться к разнооб­разным внешним раздражителям. Существуют техники дина­мической медитации, которые можно применять где угодно, даже в транспорте (но это уже задача программы «Ультра-Ра­пид»).

Время медитации и ее продолжительность:

Утром, после пробуждения, натощак между 4-мя и 8-ю часами медитация наиболее полезна.

Днем , в любое время, но не раньше, чем через два часа после еды, поскольку процесс пищеварения помешает вам ос­таваться расслабленным и в то же время не впасть в дремоту.

Вечером , между 19-ю и 20-ю часами, можно и перед отходом ко сну, если ужин не был особенно поздним. Но меди­тация не должна сразу переходить в сон, так как организм активизируется и должен пройти хотя бы один час активного времени. Можно использовать этот час, например, для чтения в режиме «Сатори» или для решения каких-либо других при­ятных задач.

Распорядок вашей жизни подскажет Вам оптимальное время для медитации.

Продолжительность сеанса медитации от 20 до 40 мин. (оптимально 20 мин.).

Цикличность медитации — примерно 3 — 5 раз в неделю. Не превращайте медитацию в идефикс (т.е. навязчи­вую идею). Организуйте свою жизнь таким образом, чтобы не пропускать тренировок.

Гигиена. Заведите для себя определенный ритуал, ко­торый помогал бы вам настроиться на медитацию:

— проделайте водные процедуры (ежедневное купание со­здает свежесть тела и чувств);

— тщательно почистите зубы и прополощите рот (перед каждым сеансом медитации, независимо от времени суток);

— утром и вечером ополаскивайте оба глаза по 20 раз (глаза при этом должны быть закрыты). После утреннего подъема рекомендуется ополаскивать глаза довольно горячей водой, а вслед за этим холодной. Вечером ополаскивание производится в обратной последовательности — сначала холодной, а потом — горячей водой.

Поза. Успех медитации во многом зависит от правильно выбранной позы, так как в ней приходится находиться доста­точно продолжительное время и при этом не должно возникать ощущение дискомфорта.

При медитации поза должна быть удобной, но в тоже время оказывать на упражняющегося определенный мобилизующий эффект. Почти все восточные школы медитации придают большое значение прямому положению туловища. Если чело-

век внешне держится прямо, то и внутренне скорее будет со­бранным, внимательным, в то время как небрежная поза пред­располагает к внутренней лености, вялости.

Для тех, кто занимается хатха-Йогой, лучше всего меди­тировать, сидя на полу, подложив коврик или одеяло, исполь­зуя одну из классических поз для медитации: позу «Лотоса», позу со скрещенными ногами (сидя по-турецки), сидя на пят­ках — позу ВАДЖРАСАНА. Поза ВАДЖРАСАНА будет опи­сана ниже, и мы настоятельно рекомендуем вам ее освоить — это исходное положение для некоторых поз хатха-Йоги, в на­шем случае для позы СУПТА-ВАДЖРАСАНА, которую мы рекомендуем Вам освоить в программе «Сатори» (описание позы будет дано ниже).

Если вдруг, по какой-либо причине, человек испытывает неудобства при медитации в позе ВАДЖРАСАНА, то допуска­ется проводить сеанс медитации сидя — на жестком стуле, табуретке или кресле, но не опираясь затылком о его спинку. При такой позе важно исключить допускаемую многими об­щую ошибку — свободное свисание ног. Равномерная нагрузка обеспечивает устойчивость для бедер и поясницы.

Оптимальной для медитации считается поза, когда спина остается прямой, а мышцы расслаблены. Проследите за тем, чтобы ваши голова, шея и позвоночник составляли пря­мую линию. Подбородок следует взять слегка на себя, но так, чтобы это не повлекло за собой наклона туловища.

Руки лежат на коленях раскрытыми, ладонями вверх.

Рекомендации по питанию при занятиях по программе «Сатори». Практика показывает, что для повышения эффек­тивности техники медитации желательно сократить по­требление мяса. Ешьте больше овощей, фруктов и молочных продуктов. Многие современные ученые и врачи пришли к выводу, что организм человека (зубы, состав желудочной кис­лоты и т.д.) не приспособлен к употреблению мяса. Благодаря вегетарианскому образу жизни человек избегает вредного воз­действия токсинов, выделяющихся из желез убитых живо­тных. Эти соединения, попадая в кровь мясоеда, вызывают у него нервозность и агрессивность. Если возможно, употреб­ляйте богатую витаминами пищу, но лучше всего перейти на вегетарианский режим питания. В Индии на протяжении сто­летий миллионы людей были вегетарианцами, и на Западе также все большее число людей исключают из своего питания мясо, рыбу, яйца.

Техника безопасности при медитации. Если вы до занятий по нашей Комплексной программе интеллектуального разви­тия человека никогда не использовали какую-либо технику медитации, считаем своим долгом предупредить вас.

Нель­зя практиковать «ТМ—Сатори» в следую­щих случаях:

— в состоянии эмоционального перевозбуждения. Вначале следует успокоиться, включить сеанс аутогенной тренировки первой ступени «Доминанта 2000-го года»;

— в состоянии алкогольного опьянения (надеемся, что слу­шатели нашей комплексной программы не употребляют алко­гольные напитки или хотя бы воздерживаются от их употребления во время занятий);

— в период применения лекарств наркотического действия (применение наркотиков и практика «ТМ—Сатори» несовме­стимы);

— во время грозы.

Крайне нежелательно прерывать состояние медитации звонком будильника, желательно научиться определять продолжительность медитации по своим внутренним часам. Со  временем это начнет у Вас получаться, на первых же порах  пусть продолжительность медитации будет не 20 минут, а  например, 15 — 25.

   Надеемся, что занятия по нашей программе помогут Вам  избавиться от такой привычки, как курение, если вы курите,  или хотя бы сократить количество потребляемых вами табачных изделий.

  Мы ознакомили вас с основными положениями «ТМ—Са­тори». Порядок работы и процесс медитации будут описаны ниже в упражнениях урока 1.

Свернуть

Изучаем скорочтение как научиться читать быстрее и лучше

изучаем скорочтение
Excerpt:

Любой, умеющий читать, может научиться делать это быстрей и лучше.

Наиболее эффективный способ достижения профес­сионализма в любом деле - это постоянная практика под профессиональным руководством.

Поэтому необходимо читать, читать и еще раз читать, следуя эффективной методике.

Читать далее

Данная книга представляет собой руководство, содер­жащее наиболее современные методы обучения скороч­тению. В книге делается упор на пять основных принци­пов, соблюдение которых: обострит ваше восприятие, ус­корит понимание, увеличит эффективность и скорость чтения.

  1. Читаем больше, выделяя больше времени для чтения.

Описываются и приветствуются методы прочтения це­лого романа за один вечер. Желательно читать книги из различных областей знаний, художественную литерату­ру, детективы, фантастику и т. д.

Читайте больше, постоянно расширяя свой кругозор, выделяя все больше времени для чтения.

  1. Читаем все, всегда и везде, спокойно и сосредото­ченно.

Постепенно, глава за главой, урок за уроком, упражне­ние за упражнением вы научитесь не отвлекаться при чте­нии.

  1. При чтении выделяем логическую структуру текста.

Все прочитанное тщательно анализируется. Вы быст­ро схватываете то, как автор структурирует материал, его образ мысли.

Совершенствуем свое мастерство в выделении основ­ных идей текста и абстрагировании от несущественных деталей.

  1. Развиваем гибкость при чтении.

Меняем скорость чтения в зависимости от цели и слож­ности читаемого материала. Совершенствуем различные

типы чтения: чтение с целью обучения, просматривание текста, развлекательное чтение и т.д. Практикуя различ­ные методы чтения (в зависимости от цели и сложности материала), вы обнаружите, что эффективность вашего чтения значительно возросла.

  1. Понимаем больше за меньшее время.

Тщательно подобранные упражнения помогут вам по­высить скорость восприятия и увеличить эффективность использования периферийного зрения.

Данное пособие по скорочтению, при серьезной, по­стоянной и методичной работе, существенно повысит ско­рость и эффективность работы с печатным текстом.

  1. I. ЧИТАЕМ БЫСТРЕЕ И ЭФФЕКТИВНЕЕ, ЧЕМ МЫ ЭТО ДЕЛАЛИ ДО СИХ ПОР 

Обзор главы

В этой главе вы узнаете, что способны читать примерно на пятьдесят процентов быстрее, чем вы делаете это сейчас.

 

Если вы относите себя к средним, нетренированным читателям, то должны сразу признать существование сле­дующего факта: вы читаете слишком медленно.

Даже сейчас, когда вы читаете эту книгу, вы делаете это слишком медленно, гораздо медленнее, чем это не­обходимо для хорошего понимания. Более того, вы чита­ете значительно медленнее, чем способны.

Низкая скорость чтения у среднего нетренированного читателя обусловлена тремя факторами:

  1. Плохими привычками, выработанными годами не­эффективного чтения.
  2. Пассивной техникой понимания, которая препятству­ет полной концентрации и быстрой реакции на про­читанное.
  3. Нерациональной техникой восприятия, которая при­водит к потере времени на интерпретацию того, что вы видите.

Таким образом, вы читаете медленно не потому, что вы плохой читатель, а потому то вы читаете неэффектив­но.

В этой главе вы узнаете:

- как эффективная методика быстрого чтения сможет за короткое время увеличить скорость чтения и улуч­шить понимание прочитанного.

- как данная методика увеличила эффективность чте­ния у тысяч студентов.

- как определить свою текущую скорость чтения на ма­териале средней трудности.

- как определить свою потенциальную скорость чтения на таком же материале.

- как применять шесть основных правил эффективного чтения для достижения вашей потенциальной скоро­сти чтения.

Урок 1

Что могут дать вам занятия?

Давайте посмотрим:

- вы за короткий период времени увеличите скорость чтения на пятьдесят - шестьдесят процентов.

- при постоянных и интенсивных тренировках с течени­ем времени вы сможете удвоить или даже утроить свою текущую скорость чтения.

- вы научитесь "схватывать" суть материала с одного взгляда на страницу без затраты времени и усилий.

- сформируете эффективную привычку ясного и быст­рого выделения главного и абстрагирования от излиш­них деталей.

- если вам удастся приобрести все эти полезные каче­ства всего - лишь за несколько месяцев занятий, то, наверное, стоит попробовать.

Представим себе такую ситуацию:

вы - студент колледжа, страдающий от неумения пе­рерабатывать большое количество информации. Количе­ство книг, обязательных для прочтения, растет с каждой неделей.

Есть ли выход из этой ситуации? Да!

- вы сможете стать хозяином положения.

- вы будете с уверенностью смотреть в будущее, по­скольку чтение будет доставлять вам удовольствие, ведь вы научитесь быстро и точно усваивать суть ма­териала.

- вы сможете освоить технику быстрого извлечения сути из страницы, главы или целой книги, с полной концен­трацией, без усилий и пота.

Наверное, стоит попробовать!

Рассмотрим еще один пример:

Сейчас вы читаете не более десяти книг в год.

- вы сможете прочитывать двадцать и более книг без дополнительных затрат времени.

- используя технику активного понимания и восприятия, вы научитесь прочитывать книгу средней толщины за один или два вечера при полной концентрации.

- вы научитесь просматривать ежедневные газеты и жур­налы, затрачивая при этом в два раза меньше време­ни, с высоким качеством усвоения.

- вы приобретете навык активного чтения.

- процесс чтения станет для вас удовольствием.

Не стоит ли это все нескольких месяцев системати­ческих занятий?

Рассмотрим еще несколько примеров:

Вы - бизнесмен. Каждый день на вашем столе появля­ется груда газет, журналов, корреспонденции, все это име­ет отношение к вашим служебным обязанностям. Каждая единица информации должна быть прочитана быстро и внимательно. Важно, чтобы вы умели с одного взгляда на страницу в течение нескольких секунд извлекать всю не­обходимую информацию. Вы не можете позволить себе читать медленно - у вас на это нет времени. Вы знаете, что должны развить способность просматривать матери­ал на самой высокой возможной для вас скорости.

Возможно, вы - юрист, бухгалтер, налоговый инспек­тор, инженер, ученый, редактор, корректор. В течение вашего рабочего дня вам необходимо в некоторых случа­ях читать медленно, тщательно, слово за словом, посколь­ку каждый слог, каждый знак препинания, каждая мелочь должны быть изучены и проверены. Таким образом, вы приобрели привычку тщательного скрупулезного медлен­ного чтения с пристальным вниманием к мелким деталям.

Какой же результат? Ваш способ чтения в офисе или на предприятии достаточно эффективен и соответствует тре­бованиям вашей профессии. Но когда вы читаете лите­ратуру другого плана, например, для удовольствия и раз­влечения, то обнаруживаете, что ваша профессиональ­ная манера чтения распространилась и на личную жизнь. И вам требуется час, чтобы прочитать статью в журнале, и месяц или более для того, чтобы закончить легкий ро­ман. Сначала вы замечаете это с удивлением, затем с возрастающим раздражением, поскольку вам мало что удается прочитать в свободное время.

А может быть, вы - школьник или студент, и за то вре­мя, пока вам удается прочесть несколько страниц, ваши коллеги прочитывают целые главы. Несмотря на все воз­растающее время, которое вы посвящаете учебе, вы со страхом осознаете, что не справляетесь с программой. Вы начинаете понимать, что читаете слишком медленно и неэффективно, отвлекаетесь при чтении, плохо усваи­ваете прочитанное и не удерживаете его в памяти, несмот­ря на то, что память у вас не хуже, чем у других. (Через некоторое время после начала, тренировок вы заметите причинно - следственные связи между эффективностью чтения, скоростью, точностью понимания и запоминани­ем).

Теперь, когда вы осознали, что условия вашей жизни, профессиональная необходимость требуют прочитывать гораздо большее количество литературы за меньшее вре­мя или почувствовали дискомфорт от несоответствия объема поступающей информации вашей производитель­ности, то готовы ли вы потратить несколько месяцев на интенсивные занятия, которые реально увеличат скорость и эффективность вашего чтения?

Цель данной книги - помочь вам достичь всех вышепе­речисленных целей. Это пособие состоит из уроков, тща­тельно выполняя которые, вы станете читать гораздо бы­стрее и эффективнее.

Но одного прочтения этой книги недостаточно, над ней нужно упорно и методично работать, не пропуская ни од­ной страницы, тщательно выполняя все упражнения. И

что самое главное - у вас должно быть сильное желание работать.

Если вы собрались серьезно поработать над этой кни­гой, то вам потребуются недели и месяцы упорного труда. Этот труд будет тяжелым, но каждый маленький успех будет заметно увеличивать скорость и эффективность вашего чтения. И когда вы закончите последний урок дан­ного пособия, то обнаружите, что вы научились читать с такой скоростью и эффективностью, какую вы вряд ли могли даже представить.

Что дали эти занятия другим людям?

Есть ли уверенность в том, что эффективность и ско­рость чтения могут быть увеличены за сравнительно ко­роткий период времени? Да, есть. Это подтверждено на­учными исследованиями и лабораторными эксперимен­тами. То, что человек с нормальным интеллектом может научиться читать быстрее и эффективнее - это не тео­рия, а факт.

Этот факт был подтвержден в центрах по обучению быстрому чтению в сотнях колледжей и университетов по всему миру. Вот несколько произвольно выбранных при­меров:

Университет Флориды: 175 взрослых обучались на трехмесячных курсах (одно четырехчасовое занятие раз в неделю). В состав группы входили представители раз­личных профессий: бизнесмены, учителя, адвокаты, жур­налисты и другие. В начале курса обучения 111 студентов читали со скоростью от 115 до 210 слов в минуту, что со­ответствует уровню средней школы. К концу обучения по­чти все студенты показали значительное улучшение, 52 из этих 111 стали читать со скоростью 295 - 325 слов в минуту - это уровень высшей школы.

Как сообщает директор центра скорочтения колледжа г. Дартмут доктор Роберт М. Беар: "За десятилетний срок обучения студентов скорочтению я видел мало новичков, которые читали так быстро и эффективно, как им следовало бы читать, и как они смогли читать после короткого курса обучения. Из года в год наши занятия начинаются при средней скорости чтения около 230 слов в минуту и заканчиваются через несколько недель при скорости око­ло 500 слов в минуту."

Профессора Рассел Коспер и Беррис Миллс в журна­ле "Высшее образование" описывают случай, когда груп­па первокурсников из 307 человек проходила курс обуче­ния скорочтению в течение 15 недель. Члены этой группы увеличили скорость чтения на 62 процента. Другая группа из 282 человек с точно такими же способностями прохо­дила обычный курс обучения. За тот же самый период прирост скорости составил только 9 процентов.

Профессора Коспер и Миллс, сравнивая результаты этих двух групп, пришли к следующему выводу: при обыч­ном курсе обучения скорость и эффективность чтения увеличиваются очень медленно или совсем не увеличи­ваются. Но при работе, непосредственно направленной на увеличение скорости чтения, определенно можно до­биться значительных результатов.

Еще один пример: группа, состоящая из студентов в возрасте от 31 до 41 года, к окончанию процесса обуче­ния в среднем увеличила скорость чтения с 245 до 470 слов в минуту - прирост составил свыше 90 процентов. Более старшая группа (средний возраст 46 - 58 лет) уве­личила скорость чтения с 256 до 414 слов в минуту - при­рост составил около 60 процентов.

Возраст, после достижения средних лет, может играть некоторую роль в замедлении темпов увеличения скорос­ти чтения, но, по-видимому, нет препятствий для увели­чения скорости - заметьте, что люди пожилого возраста отстали в прогрессе от первокурсников только на 2 про­цента (см. пример выше).

Профессор Эрнст Кин отмечает: "...можно прийти к вы­воду, что с возрастом прирост в скорости чтения замед­ляется, но имеет место небольшое преимущество в по­нимании. В целом, прогресс людей старшего возраста сравним с прогрессом студентов младших курсов высших учебных заведений, что опровергает старую английскую поговорку о невозможности научить старую собаку новым трюкам".

Свернуть

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также: