Дифференциальная психофизиология введение в дисциплину
Содержание статьи
Любая наука, изучающая человека, сталкивается
с проявлением различий между людьми и наличием сходства между ними.
Не существует двух совершенно одинаковых людей.
Даже монозиготные близнецы, особенно в зрелом возрасте, обладают индивидуальными различиями, как во внешних деталях, так и в психологических характеристиках.
Но наряду с индивидуальными чертами отмечаются и сходства, которые позволяют выделять определенные типы или группы людей по тем или иным физиологическим показателям или проявлениям поведения и характера, т.е. психологическим характеристикам.
Исследованием этих индивидуальных и типичных или групповых особенностей занимается особое направление, обозначаемое как психология индивидуальных различий.
Психология индивидуальных различий изучает наряду с психологическими характеристиками
обусловленными в большей степени социальными факторами, и биологические основы их формирования.
К таким биологическим свойствам относятся морфологические и физиологические проявления индивидуальности.
Типологический подход при изучении проявлений индивидуальности основывался первоначально на развитии представлений о конституции человека и на формировании теорий темперамента.
В конституции стремились выразить единство различных свойств, составляющих индивидуальное своеобразие каждого человека, а также его типологические варианты. Исследование конституции человека проводится по трем направлениям.
Морфология человека рассматривается в курсе антропологии, типологический подход в этом плане связан с понятием «соматотип» и «морфологическая конституция».
Позднее появились физиологическая и психологическая или психофункциональная конституции.
В дальнейшем эти направления получили развитие в дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии. Они тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга.
Типологический подход развивался также и в учении о темпераменте
Первоначально основной тенденцией было создание классификаций людей по нескольким типам темперамента, при этом темперамент выступал как обобщающая характеристика.
В дальнейшем понятие темперамента претерпело значительные изменения и стало рассматриваться как сложная комплексная характеристика, образованная при участии отдельных свойств нервной системы.
Другой подход к изучению индивидуальных различий рассматривал проявление способностей и одаренностей.
Это направление позднее стало рассматривать врожденные и приобретенные качества, связанные с особенностями работы нервной системы, которые влияют на эффективность и стиль деятельности.
В развитии этого направления большую роль сыграла психогенетика
которая изучает роль факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам.
Таким образом, различные стороны исследования индивидуальных и типологических различий объединились в направлении, получившем название «дифференциальная психофизиология». Этот раздел психофизиологии стал самостоятельной дисциплиной совсем недавно.
Его становлению способствовало то, что в связи с развитием дифференциальной психологии возникла потребность разработать более объективные методы, которые можно использовать в психодиагностике.
В этих методах регистрируются физиологические проявления работы нервной системы.
С другой стороны, происходило развитие научной теории, объясняющей процесс формирования личности, и необходимо было оценить вклад биологических особенностей в формирование психики человека.