Стиль деятельности и факторы его определяющие
Содержание статьи
- 1 Под стилем деятельности (связать с компенсацией) понимается
- 1.1 Наряду со стилем деятельности существует понятие и стиля действий.
- 1.2 Работами пермской школы психологии показано, что склонность
- 1.2.1 Стили деятельности разделяются на подготовительные и исполнительные.
- 1.2.2 Исполнительские стили весьма разнообразны, и зависят от сферы и вида деятельности.
- 1.2.3 Значительное место в психологии отводится изучению когнитивных (познавательных) стилей деятельности.
- 1.2.4 Стиль деятельности имеет сложную структуру по операционному составу.
- 1.3 Похожие статьи:
Под стилем деятельности (связать с компенсацией) понимается
система наиболее эффективных приемов и способов организации своей деятельности, некоторая устойчивая система особенностей деятельности и поведения.
Систематическими исследованиями стилей деятельности занимались В. С. Мерлин с сотрудниками, и прежде всего Е. А. Климов. По Е. А. Климову (1969), проявление стиля деятельности многообразно: это и практические способы действия, и приемы организации психической деятельности, и особенности реакций и психических процессов.
Польский психолог Я. Стреляу (1982) тоже характеризует разные стили деятельности соотношением разных действий, преобладанием в деятельности главных или вспомогательных действий, дискретных или непрерывных, разнородных или однородных. Таким образом, стиль деятельности — это совокупность разных действий или их система.
Наряду со стилем деятельности существует понятие и стиля действий.
Говорят, например, о стиле живописи, имея в виду технику письма, и о стиле или способе прыжков в высоту. При этом стили деятельности и стиль действия могут быть независимыми друг от друга и отражать разные характеристики деятельности: первый отражает тактику осуществления деятельности, а второй — технику ее осуществления.
Одинаковые стили в разных видах деятельности связаны с одними и теми же типологическими особенностями, и не зависят от ее содержания. Например, осторожный стиль поведения будет проявляться у трусливого индивида в любой деятельности.
Работами пермской школы психологии показано, что склонность
к тому или иному стилю деятельности определяется, как отдельными типологическими особенностями, так и их сочетанием. Именно типологически обусловленная склонность к тому или иному способу осуществления деятельности является первым толчком к стихийному формированию стиля. Однако в последние годы стало очевидным, что формирование стиля происходит под влиянием целого комплекса факторов, которые связаны со многими особенностями личности, а не только с типологическими особенностями свойств нервной системы. В частности, во многих исследованиях показана связь стилей с тревожностью и волевыми качествами.
Стили деятельности разделяются на подготовительные и исполнительные.
В подготовительных стилях выделяются два типа. Стиль деятельности, связанный с тщательным сбором информации, ее систематизацией, с тщательным планированием действий, присущ лицам со слабой нервной системой и инертностью нервных процессов. Объясняется это тем, что люди со слабой нервной системой не любят попадать в неожиданные ситуации, вызывающие у них затруднение в переключении с одной установки на другую, вследствие инертности нервных процессов.
Другой подготовительный стиль характеризуется недостаточным планированием деятельности, с обращением основного внимания на ее исполнение и исправление недостатков уже непосредственно в ходе деятельности. Такой стиль чаще встречается у индивидов с сильной нервной системой и высокой подвижностью нервных процессов.
Исполнительские стили весьма разнообразны, и зависят от сферы и вида деятельности.
В области управления различают: авторитарный, демократический и либеральный стили руководства. В спортивной деятельности – атакующий, защитный, контратакующий и комбинативный стили.
Значительное место в психологии отводится изучению когнитивных (познавательных) стилей деятельности.
Выделяют вербально-логический или абстрактный и образно-действенный или конкретный стили переработки информации, что связано с асимметрией в работе больших полушарий. Другое подразделение обозначает стили полезависимости и поленезависимости, что отражает влияние контекста на решение перцептивных (связанных с восприятием) задач. В случае полезависимости на восприятие сильно влияет контекст, например, у них возникают трудности при вычленения фигуры из фона. Поленезависимые легче решают перцептивные задачи.
Стиль деятельности имеет сложную структуру по операционному составу.
Например, при атакующем стиле используется набор из разных приемов. Действительно, исполнительские стили деятельности, прежде всего тактические, а набор операций, применяемых в процессе исполнения, может быть различным у разных людей.
Пути формирования стиля деятельности могут быть стихийным или целенаправленным.
Стихийный путь формирования стиля происходит под влиянием имеющихся у человека склонностей и в основном бессознательно. Целенаправленный — имеет три варианта: в силу подражания какому-либо лицу, на основе анализа своих сильных и слабых сторон, по влиянием педагога или руководителя.
Поскольку руководство людьми является одним из видов деятельности, представляющий особый интерес для социальной психологии, ему уделяют специальное внимание.