Система методов в общей психологии и характеристика
Содержание статьи
Слово “метод” означает способ построения и обоснования научного знания.
А также совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент.
- Наблюдение – научный метод исследования – переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности. Основное преимущество метода наблюдения заключается в том, что он даёт возможность изучать психические процессы в естественных условиях.
- Включённое наблюдение предполагает непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемой группой.
- Не включённое наблюдение регистрирует социально-психологические явления со стороны, без взаимодействия с изучаемым человеком или группой.
- Самонаблюдение (интроспекция) – это наблюдение за собственным внутренним психическим процессами.
Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условия, в которых выявляется психологический факт.
- Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.
- Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать.
- Естественный эксперимент протекает в обычных условиях труда, учёбы, общения, и человек не знает, что над ним экспериментируют.
Метод тестов – метод испытаний
установления определённых психических качеств человека.
Психологический тест – краткое стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время в психологии широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тесты личных качеств.
Метод анализа документов является разновидностью общепсихологического метода анализа продуктов человеческой деятельности. Метод анализа документов различается на качественные и количественные.
В современных психологических исследованиях широко применяется общенаучный метод моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или в организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности.
Метод опроса – получил наиболее широкое применение в социально-психологических исследований. Его суть – получение информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых(респондентов).
Биографический метод – исследование личности. Он состоит в выявлении ключевых факторов формировании индивида , его жизненного пути, кризисных переходов развития, особенности социализации.
Каузометрия — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, обозначаются сферы приложения событий, локализуется личный временной центр.
В возрастной психологии применяется сравнительно-генетический метод
– способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.
В социальной психологии применяется метод социометрии.
Социометрия – процедура
предполагающая опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия(или неучастия) в определённом виде совместной деятельности или ситуации.
Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяются метод подставной группы.
Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности.
Метод групповой оценки личности – это способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы.
Этот метод основан на феномене групповых представлений о каждом члене группы как результате взаимного познания людей в процессах их совместной деятельности и общения.
Отметим что до сих пор теоретические методы психологической науки описаны, проанализированы и исследованы явно недостаточно.
Это – одна из первоочерёдных задач методологии современной психологической науки.
Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приёмов и правил исследования, т.е. методика конкретного исследования; выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приёма и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала.