https://electroinfo.net

Опросник Дж.Холланда

Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда различают шесть психологических типов людей.

Реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический.

Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществляется с помощью обработки данных и соотнесения ответов с ключом. Методику возможно применять как индивидуально, так и в составе группы.

Инструкция испытуемому:

«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке».

Обработка результатов.

Подсчитывается количество отмеченных ответов в регистрационном бланке по каждому столбцу в отдельности. Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж. Холланда:

1-й столбец — реалистичный тип

2-й столбец — интеллектуальный тип

3-й столбец- социальный тип

4-й столбец — конвенциальный тип

5-й столбец — предприимчивый тип

6-й столбец- артистический тип

Анализ полученных данных производится путем выделения, столбца, содержащего наибольшее количество отмеченных, ответов й .соответствующих определенному типу личности по Дж. Холланду.

Характеристика типов личности по Дж. Холланду

Реалистичный тип. »Мужской» тип, обладающий высокой эмоциональной зависимостью, ориентированый на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространспзенноё воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.

Интеллектуальный тип. Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач:Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активность, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.

Социальный тип. Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.

Конвенциальный тип. Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость.

В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

Предприимчивый тип. Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность.

Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.

Артистический тип. В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство

Контрольные вопросы.

  1. Каких конкретных людей – носители характеристик типов личности по Дж.Холланду вы знаете?
  2. Каким типом личности в наибольшей степени соответствуют профессии: психолога, педагога, исследователя?

Стимульный материал к методике «Опросник Дж. Холланда»

Инструкция испытуемому:

Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке.

1а. Инженер-технолог или 1б. Конструктор
2а. Завуч по внеклассной работе или 2б. Председатель профсоюзного комитета
За. Дизайнер или 3б. Чертежник
4а. Ученый-химик или 4б. Бухгалтер
5а. Политический деятель или 5б. Писатель
6а. Повар или 6б. Наборщик
7а. Адвокат или 7б. Редактор научного журнала
8а. Воспитатель или 8б. Художник по керамике
9а. Вязальщик или 9б. Санитарный врач
10а. Нотариус или 10б. Снабженец
11а. Переводчик художественной литературы или 11б. Лингвист
12а Педиатр или 12б. Статистик
13а. Заведующий магазином или 13б. Фотограф
14а. Философ или 14б. Психиатр
15а. Оператор ЭВМ или 15б. Карикатурист
16а. Садовник или 16б. Метеоролог
17а. Учитель             или 17б. Командир отряда
18а. Художник по металлу или 18б. Маляр
19а. Гидролог или 19б. Ревизор
20а. Заведующий хозяйством или 20б. Дирижер
21а. Инженер-электронщик или 21б. Секретарь-машинистка
22а, Главный зоотехник или 22б. Зоолог
23а. Спортивный врач или 23б. Фельетонист
24а. Водитель троллейбуса или 24б. Медсестра
25а. Копировщик или 25б. Директор
26а. Архитектор или 26б. Математик
27а. Работник детской комнаты милиции или 27б. Счетовод
28а. Председатель колхоза или 28б. Агроном-счетовод
29а. Биолог или 29б. Офтальмолог
30а. Архивариус или 30б. Скульптор
31а. Стенографист или 31б. Логопед
32а. Экономист или 32б. Заведующий магазином
33а. Научный работник музея или 33б. Консультант
34а Корректор или 34б. Критик
35а. Радиооператор или 35б. Специалист по ядерной физике
36а. Врач или 36б. Дипломат
37а. Актер или 37б. Телеоператор
38а. Археолог или 38б. Эксперт
39а. Закройщик-модельер или 39б. Декоратор
40а. Часовой мастер или 40б. Монтажник
41а. Режиссер или 41б. Ученый
42а. Психолог или 42б. Поэт

Регистрационный бланк к методике «Опросник Дж. Холланда»

Подразделение __________________________ Дата «…» ________________

Фамилия И.О. _____________________________________________________

 
 
     
     
  10а 10б 11а
  11б 12а 12б 13а  
13б 14а 14б 15а   15б
16а 16б 17а   17б 18а
18б 19а   19б 20а 20б
21а     21б 22а  
  22б 23а     23б
24а   24б 25а 25б 26а
  26б 27а 27б 28а  
28б 29а 29б 30а   30б
31а   31б 32а 32б  
  33а 33б 34а   34б
35а 35б 36а   36б 37а
37б 38а   38б 39а 39б
40а     40б 41а  
  41б 42а     42б

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий