https://electroinfo.net

Структура и этапы психодиагностического процесса

Структура и этапы психодиагностического процесса

Деятельность психолога как субъекта диагностического процесса

Деятельность психолога как субъекта организации психодиагностической работы. Планирование диагностической деятельности: содержание, периодичность, системность. Мотивы психодиагностической деятельности психолога практика.

Деятельности психолога как субъекта организации ПД работы представляет собой систему целенаправленных, личностно и общественно значимых действий, направленных на повышение эффективности психологических мероприятий.

Такая деятельность может быть структурирована по мотивам, целям, специфическим функциям и характеру делового взаимодействия психолога.

  • Квалификация
  • Инструмент
  • Поиск инструмента
  • Оценка объекта
  • Как использовать информацию
  • Где хранить
  • Место
  • Самооценка
  • Другие носители информации
  • Состояние субъекта

Структура и этапы диагностического процесса.

Понятие о психодиагностическом процессе — представляет собой сложную процедуру, связанную с постановкой психологического диагноза.

Общая характеристика диагностического процесса: по форме, содержанию и степени сложности.

По форме осуществления — это опосредованное методиками взаимодействие психолога с клиентом в интересах установления диагноза.

Прямая, опосредованная, очная заочная, инд. или групповая

По содержанию — это выбор предположения о причинах тех или иных психических явлениях личности или группы.

По степени сложности — это многозначность трактовок по установлению причинно-следственных связей всех диагностируемых компонентов.

Гипотеза, цели и методический арсенал психодиагностики.

Этапы психодиагностического процесса:

принятие заказа; постановка задач и выбор методик изучения; выдвижение гипотез о причинах явлений; сбор данных (иногда выделяют этап инструктирования испытуемых и этап контроля за выполнение заданий); обработка, переработка и интерпретация полученной информации; уточнение гипотез в ходе дополнительного исследования; вынесение решений (диагноз или прогноз), заключения и его обсуждение с заинтересованными лицами.

Объект диагностики и его характеристика. Объект диагностики: личность группа или деятельность, общение, поведение. Объект диагностики имеет многоуровневое строение: организм (низкий уровень), индивидуальность (средний уровень) и личность (высший уровень). Каждый уровень диагностики имеет свои признаки проявлений. По признакам объект относят к определенной категории, группе или типу. Факторы, которые вызывают к жизни признаки могут быть скрыты, т.е. иметь латентную природу.

Исходя их сказанного выделяются следующие виды диагностики:

  • описательно-симптоматическая диагностика;
  • причинная диагностика.

Трудность состоит в том, чтобы перейти от одного к другому, от описания симптомов к причинам тех или иных явлений и спрогнозировать поведение. Для облегчения этой задачи и нейтрализации данной трудности вводится понятие «диагностическая категория» — это широкий класс объектов, которым выносится единый диагноз.

Практика проведения диагностических мероприятий в ведомственной психологической службе. Психодиагностические средства и их виды: средства измерения и оценки; средства описания объекта деятельности психолога; средства описания психодиагностического процесса и построения заключения. Критерии оценки профпригодности специалиста.

Роль и место экспериментаторов и кураторов. Последнее время поднимается проблема безопасности самого психодиагноста (физическая и психическая). Психическая безопасность предполагает необходимость защиты психолога от негативных факторов среды и самих испытуемых, прежде всего «психоэнергетических».

Например, известно из практики «целителей» применение различных приемов (ритуалов, икон, свечей, амулетов, др.) для нейтрализации таких негативных влияний.

Условия диагностики и требования к их стандартизации. Тревожность и ситуативные переменные. Индивидуальная диагностика и диагностика в составе группы: сущность и отличие. Положительные и негативные стороны исследований в составе группы. Влияние тренировки, привычности и опыта клиента на процесс диагностики. Материально-технической обеспечение диагностического процесса.

Морально-этические нормы при проведении диагностики:

  • нельзя изучать против воли или обманным путем;
  • предупреждать исследуемого о возможностях исследования;
  • исследуемый может отказаться;
  • результаты изучения представляются испытуемому тем, кто проводил обследование;
  • при изучении несовершеннолетних родители могут знать результаты;
  • при конкурсной диагностике доступ к данным также обеспечивается;
  • ответственность за применение методик лежит на тех, кто ими пользуется.

Выводы и рекомендации по итогам диагностики. Оформление полученных психодиагностических данных. Доступ и профессиональное использование психодиагностической информации. Специфика предоставления информации руководителю учреждения ( организации), специалисту-смежнику и клиенту. Психологическая карта личности. Социально-психологический портрет группы. Оценка эффективности психодиагностической деятельности.

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий