Практика использования психодиагностики в различных отраслях деятельности

Практика использования психодиагностики в различных отраслях деятельности

Типология и специфика организации психодиагностического процесса в различных ведомственных психологических службах

Типология и специфика организации психодиагностического процесса в различных ведомственных психологических службах: сущность, принципы и технологии применения в интересах профессионального отбора и подбора, ориентации и поддержки, а также оказания психологической помощи.

Психодиагностический процесс понимается как типовая деятельность в виде разных этапов процесса получения и переработки информации, ведущих к принятию решения — диагнозу и прогнозу (Бурлачук, 139). Хотя процесс иногда понимается как последовательная смена состояний. Этапы психодиагностического процесса представлены следующим образом:

  • сбор данных;
  • переработка и интерпретация;
  • вынесение решения.

Одна из важнейших проблем диагностики

преодоление разрыва между индивидуально-специфичным и социально-типичным при описании личности или группы.

Психодиагностика способностей, интеллектуально-познавательной сферы и умственного развития. Система возрастной диагностики умственного развития: тест Векслера, матрицы Равена, групповой интеллектуальный тест (ГИТ), школьный тест умственного развития и др. Диагностика специальных, технических, профессионализированных и общих способностей. Батарея способностей ДАТ и ГАТБ.

Технология использования психодиагностических процедур в службе практической психологии

Технология психодиагностическая — совокупность специальных приемов получения и обработки результатов о личности или группе, примененная в определенной и целесообразной последовательности. Целесообразность применения той или иной последовательности определяется: характером решаемых задач, особенностей объекта и предмета исследования, специфики процедуры самой методики, а также условий осуществления работ. Технологии следует проектировать для исключения негативных явлений.

Технология использования психодиагностических процедур

в службе практической психологии Министерства образования.

Правовые и этические аспекты психодиагностики в школе определяются:

  • должностной инструкцией педагога-психолога; положениями о центрах ( консультативно-диагностических отделах) оказания психологической помощи или реабилитации детей;
  • содержанием углубленной диагностики психического развития детей, направленных на консультирование
  • содержанием диагностико-аналитической функции психологической службы школы, которая может включать (по опыту гимназии №1516): комплексно-целевые, уточняющие и контрольные (повторные) диагностики развития детей и подростков, испытывающих трудности школьной адаптации;
  • характером психологического мониторинга образовательного процесса;
  • регламентированием рабочего времени (36 часов в неделю, в том числе на диагностику — 18 часов;
  • формами учета и отчетности;
  • технологическими картами экспериментальной деятельности (опыт гимназии №1516)

Минимальные организационные ориентиры для построения пиходиагностики в школе или организационные принципы:

  • принцип информационного сотрудничества научных и практических учреждений;
  • принцип разделения компетенции между специалистом, смежником, педагогом научно-методическими центрами;
  • принцип квалифицированной персональной ответственности;
  • принцип сотрудничества и разделения компетенции педагогов и психологов;
  • принцип использования сертифицированных методик.

При этом психодиагностическая работа подчиняется целому ряду правил:

  1. учет и защита интересов ребенка при решении психолого-педагогических задач;
  2. разумное сочетание качественной диагностики и количественной, индивидуального подхода к интерпретации с использованием стандартных процедур;
  3. комплексный подход при диагностике индивидуально-психологических особенностей ребенка;
  4. учет влияния диагностической ситуации на результаты тестирования;
  5. доступность и практическая полезность психодиагностической информации для заказчика (ребенка, педагога, родителя).

Психолого-педагогические проблемы в решении которых принимает решение психодиагност (последовательно по времени):

  • готовность к школе;
  • нарушения в развитии;
  • диагностика одаренности;
  • зона ближайшего развития;
  • диагностика умственного развития;
  • синдром школьной дезадаптации;
  • диагностика отклоняющегося поведения;
  • диагностика межличностных отношений;
  • профконсультативная диагностика.

Программы психодиагностической деятельности педагога-психолога

и ее связи с коррекционно-развивающими программами. Особый интерес представляют методологические проблемы диагностики мозговых повреждений. Основные симптомы мозговых повреждений:

  • снижение способности к абстрактному мышлению;
  • тенденция реагирования на посторонние стимулы.

Выделяются отличительные признаки интеллектуальных и эмоциональных расстройств для ребенка с мозговыми повреждениями (клиническая нейропсихология):

  • специфические перцептивные и концептуальные расстройства;
  • их сочетание с относительно высокой вербальной способностью;
  • сочетание с гиперактивностью;
  • отвлекаемость и агрессивность;
  • повреждение мозга в дошкольном возрасте шире затрагивает интеллектуальную сферу, чем другие возрастные периоды

У амераканцев в 70-е годы интенсивно разрабатывалась программа диагностики и коррекции НСО ( specific learning disabilities — «недостаточной специфической обучаемости», хотя существуют и другие термины — «специфические трудности в обучении», неспособность к обучению или научению») — расстройство одного или более основных психических процессов.

Новые тенденции развития ПД:

  • компьютерной тестирование открывает возможность изучения процессуальной стороны деятельности за счет моделирования и выявления индивидуальной стратегии решения задач;
  • преодолевается основной недостаток ПД — выявление наличного уровня достижений без ориентировки на потенциал человека;
  • развитие идей критериально-ориентированного тестирования (отказ от статистической нормы и поиск содержательных критериев) — Психологический институт РАО, группа под руководством Гуревича К.М. — в качестве критерия предлагают т.н. СПН ( социально-психологический норматив — система требований общества к человеку, личности — введение принципа нормативности)

Тенденции развития ПД предполагают решение ряда задач:

  • разработку принципов нормативности ПД — отказ от статистической нормы и введение содержательных критериев оценки результатов тестирования;
  • разработку принципов содержательной диагностики — включение в тест совершенно определенного содержания;
  • введение принципа коррекционности, т.е. возможности проведения коррекционной работы по результатам тестирования;
  • усовершенствование имеющихся и создание новых тестов обучаемости ( основанных на зоне ближайшего развития);
  • создание компьютерных вариантов методик;
  • усовершенствование способов качественной оценки тестовых результатов, соблюдение их приоритета над количественными.

Элементы планирования психологических исследований: цель ( цель исследования ¹ цель исследователя) + планирование с экспериментом ( может быть планирование без эксперимента) + определение объекта и предмета эксперимента (выборка испытуемых) + согласование психодиагностической задачи с режимом работы объекта + подбор соответствующих методик + определение статистического приема обработки материалов + с какой квалификацией должен быть специалист для проведения исследовательской работы

Психодиагностика считается вспомогательным средством при принятии решений:

  • в профессиональной деятельности (иногда эта сфера называется промышленно-организованной средой, Анастази, 535) существует даже многотомное справочное руководство под ред. Даннета и Хока, 1990; намечены принципы использования методов; существует специальная процедура оценки и выбора оптимального способа действий
  • профконсультировании;
  • решений руководителей по подбору, отбору, оцениванию и расстановке кадров.

В этих целях используется весь доступный арсенал диагностических средств, который должен быть максимально приближен к выполнению работ персоналом. Тем не менее сходство между процедурой отбора и реальной деятельностью никогда не может быть абсолютной. Поэтому дополнительно используется:

  • принятие на работу с испытательным сроком;
  • выборочный анализ работы;
  • моделирование;
  • методики оценки в специализированных центрах.

В службе управления кадрами США ( бывшей комиссии по государственной гражданской службе) разработан и используется метод рабочих элементов. Рабочий элемент есть единица описания критических требований вида работ к работнику. Единицы объединяются в конструкты.

Организация, содержание и направленность психодиагностики в центрах профессиональной ориентации, социальной адаптации и реабилитации инвалидов и центрах занятости.

Технологическая цепочка психодиагностики клиентов Центра профориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения г.Москвы определяется:

  • правилами поведения клиента при посещении центра;
  • правилами работы специалистов с клиентом;
  • этическими нормами психолога службы занятости.

Методы психологического исследования в целях профориентации ( на основе опыта Красногорского Центра) распределены по уровням анализа, основному содержанию и соответствующим им методикам: уровни — личностно-мотивационный ( карта интересов, ДДО, методика Хоппе на уровень притязаний); общих способностей ( тест мнемической одаренности, Амтхауэра, Векслера); специальных способностей ( корректурные пробы, таблицы Платонова-Шульте, глазомер, тремометрия, матрицы Равена); анализ личностных характеристик ( Айзенк, Кеттелл, КОС); биодромальный уровень (биографический метод, Келли, обобщение независимых характеристик, имитационные игры).

Порядок работы городской медико-психолого-педагогической комиссии ( отдельно по копии).

Особенности психодиагностической деятельности с различными категориями людей.

Карьера персонала и психологическая диагностика.

Особенности осуществления психодиагностических мероприятий в системе энергетических предприятий страны и на железнодорожном транспорте. Приемы и способы психофизиологического мониторинга состояний в интересах обеспечения безопасности эксплуатации техники и здоровья людей.

Для организации психофизиологических обследований персонала на энергетических предприятиях страны используются: сбор анамнестических данных, методы доврачебного исследования, индивидуальные беседы, методы экспресс-оценки состояний, методы текущего психофизиологического мониторинга функциональных состояний, методы углубленного изучения кардиореспираторных систем и физической работоспособности персонала, методы нейрофункциональной диагностики основных анализаторных систем, методы оценки групповой сплоченности, «Гомеостат»и оперативной диагностики работоспособности и др..

Для мониторинга используются: многопостовой, 8-ми канальный комплекс на восемь человек, который дает вариационную хронокардиометрию и вариационную хроносенсометрию, оценки напряженности, тревожности — 100 человек в день; система 24-х часовой 3-хканальной регистрации ЭКГ; автоматизированная система суточного мониторинга артериального давления и ЧСС.

Технология оценки профпригодности на железнодорожном транспорте

профессионально психофизиологический отбор — периодическое психофизиологическое обследование — динамический контроль функциональных состояний — расширенное психофизиологическое обследование + психофизиологическое сопровождение.

Для каждой группы специалистов выделяется перечень ВПК, методики оценки ПВК, критерии оценки и условия (особенности) проведения методики. Выделяется круг лиц, которые подлежат первоочередному обследованию (группа риска): предъявляющие жалобы на состояние здоровья; лица имеющие медицинский диагноз; лица предпенсионного и пенсинного возраста (старше 50 лет).

В отдельную группу психодиагностической деятельности выделяется психологическая экспертиза локомотивных бригад допустивших крушение, аварии и т.п.

Роль и место психологической и социально-психологической диагностики в обеспечнии эффективной деятельности сотрудников ведомств силового блока государства ( МВД, Вооруженные силы, Федеральная пограничная служба, МЧС, Налоговая полиция).

Налоговая полиция использовала следующую технологию анализа индивидуальных особенностей сотрудников

диагностика уровня интеллекта (когнитивного стиля) — эмоционально-волевая устойчивость — коммуникативность — мотивация — характерологические и поведенческие особенности. При этом осуществляется углубленное психологическое изучение кандидатов на службу: изучение документов, психологическое обследование, психофизиологичекое обследование (детектор), итоговое собеседование.

В этих целях разработа программа углубленного психологического изучения кандидатов на службу, а именно: анкетирование кандидата, первичное собеседование, психологическое тестирование, целенаправленное наблюдение и т.п.

Дополнительно к перечисленному, осуществляется социально-психологическое исследование коллектива: межличностных отношений в подразделениях — организационная структура — социологические опросы.

Технологии профессионально-психологического отбора, сопровождения, поддержки оказания психологической помощи на основе диагностики личностных качеств и состояний.

Основные области применения тестов: образование, профессиональная деятельность, клиническая психология и психологической консультирование, оценка карьеры

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий