https://electroinfo.net

Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач

Методика А.Лачинса. Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач.

Экспериментально психологические исследования показали, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мышлении, обеспечивая субъектов уже знакомыми им правилами решения и способами анализа, но может оказаться и тормозом на пути решения новых задач, создавая консервативную нерациональную основу для решения.

В свое время гештальтпсихолог М.Вертгеймер полагал даже,

что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое продуктивное мышление, которое и может расцениваться как истинное мышление. Особенно это касается детей. Дело в том, что в определенных условиях, а именно, когда человек в процессе обучения и практической деятельности усваивает лишь ограниченное число способов решения различных по сложности задач, у него можно обнаружить очень нежелательное качество мышления – ригидность.

Под ригидностью понимается затрудненность переключения мышления

на новые способы и правила, как бы «вязкость» мышления вплоть до полной неспособности субъекта изменить выработанную ранее программу деятельности; Из трех видов ригидности – когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной) и мотивационной — для исследования мышления особое значение имеет когнитивная ригидность.

Эксперимент с помощью данной методики, для выявления ригидности мыслительных процессов,

состоит в сравнении результатов решения однотипных задач двумя группами испытуемых. Задачи на переливание воды разными по емкости сосудами подобраны так, что часть из них может быть решена только одним способом, а часть — двумя: предыдущим и другм, более рациональным.

ГРУППОВОЙ ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Номер задачи Количество нерациональных способов решения
контрольная группа экспериментальная группа
Общее количество: число и %

Оснащение опыта. До начала занятий надо заготовить два бланка с десятою арифметическими задачами каждый. Задачи в бланках одни и те же, но последовательность их перечислений разная. Для обработки и анализа результатов необходимо подготовить форму группового протокола, которую следует записать на доске.

Порядок проведения опыта.

Опыт проводит преподаватель. Испытуемые делятся на две равночисленные группы: одной – экспериментальной – выдают бланк № 1; второй – контрольной бланк № 2.

Подчеркнем, что важнейшим условием проведения опыта является независимое, индивидуальное и последовательное решение всеми членами обеих групп предъявленных задач. Все вычисления каждый испытуемый записывает на бланке с задачами или в своей тетради.

Инструкция, испытуемым:

На вашем бланке 10 задач, для решения которых вам необходимо выполнить элементарные арифметические действия. Прямо на бланке или в своей тетради записывайте последовательность арифметических действий, использованных вами для решения каждой задачи. Время решения не ограничено. Решайте задачи последовательно от 1-й до 10-й. Задачи нужно решать самостоятельно, подсматривать, списывать или консультироваться друг у друга запрещается.

Обработка результатов.

  1. Каждый испытуемый считает и проставляет число рациональных и нерациональных решений всех задач. По условию опыта задачи 1-5 имеют только одно решение, т.е. их решение всегда рационально. Критерием же рациональности решения задач 6-10 является использование минимального числа арифметических действий — двух, одного или никакого, т.е. немедленно следует ответ.
  2. Следует подсчитать, сколько испытуемых пользовалось нерациональным способом решения отдельно в экспериментальной и контрольной группах. Полученный результат записать в групповой протокол.

При соблюдении процедурных особенностей проведения опыта в ходе анализа его результатов в большинстве случаев удается показать, что у испытуемых экспериментальной группы под влиянием усвоенного способа решения задач №№ 1 – 5 с обязательным использованием всех трех сосудов вырабатывается стереотип, и они оказываются нечувствительными к изменению условий задач 6-10. У А.Лачинса большинство испытуемых (около 30%) совершили перенос на тестовые задачи тех процедур, которые использовались при решении пяти предыдущих. В результате эти испытуемые не находят новых, рациональных способов решения, в чем и проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов.

Стимульный материал к методике А.Лачинса «Качества мышления»

Бланк 1 – для испытуемых экспериментальной группы:

  1. Вам даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?
  2. Вам даны три сосуда, емкость которых 37, 24 и 2 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?
  3. Вам даны три сосуда, емкость которых 39, 22 и 2 литра. Как отмерить ровно 13 литров воды?
  4. Вам даны три сосуда, емкость которых 38, 25 и 2 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?
  5. Вам даны три сосуда, емкости которых 29, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 11 литров воды?
  6. Вам даны три сосуда, емкость которых 28, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?
  7. Вам даны три сосуда, емкость которых 27, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?
  8. Вам даны три сосуда, емкость которых 30, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 15 литров воды?
  9. Вам даны три сосуда, емкость которых 28, 7 и 5 литров. Как отмерить ровно 12 литров воды?
  10. Вам даны три сосуда, емкость которых 26, 10 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?
Стимульный материал к методике А.Лачинса «Качества мышления»

Бланк 2 – для испытуемых контрольной группы.

  1. Вам даны три сосуда, емкость которых 26, 10 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?
  2. Вам даны три сосуда, емкость которых 28, 7 и 5 литров. Как отмерить ровно 12 литров воды?
  3. Вам даны три сосуда, емкость которых 30, 12 и 3 литра, как отмерить ровно 15 литров воды?
  4. Вам даны три сосуда, емкость которых 27, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?
  5. Вам даны три сосуда, ёмкость которых 28, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?
  6. Вам даны три сосуда, емкость которых 38, 25 и 2 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?
  7. Вам даны три сосуда, емкость которых 29, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 11 литров воды?
  8. Вам даны три сосуда, емкость которых 39, 22 и 2 литра. Как отмерить ровно 11 литров воды?
  9. Вам даны три сосуда, ёмкость которых 37, 24 и 2 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?
  10. Вам даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

 

Психология

Информация по теме психология, рефераты на тему, книги по психологии, лекции и статьи.

Читайте также:

Добавить комментарий