https://electroinfo.net

Авторитет

АВТОРИТЕТ — а) социальный механизм обществен­ных отношений;

б) социально-психологический фено­мен, являющийся следствием межличностных отноше­ний. Объективным основанием авторитета выступают результаты и последствия деятельности. Субъективное основание авторитета зависит от восприятия субъектом объективных требований и норм, от его поведения, осоз­нания им своей социальной роли, долга, компетентнос­ти. В субъективное основание авторитета входит, преж­де всего, сознательность, по которой определяется кон­кретная мера социального вклада носителя авторитета. Степень авторитетности формируется путем перераста­ния теоретического сознания в творческо — преобразовательную деятельность, где определяется и признается авторитет как таковой.

Функционируя в социальной организации, авторитет представляет собой двуединый процесс «влияние—подчинение».

Качественная характеристика влияния авто­ритета предполагает анализ в двух социальных направ­лениях:

духовно-идеологическом (неовеществленное вли­яние) и материально выраженном (овеществленное вли­яние, воплощенное в законе, власти, норме). Степень подчинения авторитетному влиянию всегда относитель­на. Авторитет как проявление двуединого процесса «вли­яние—подчинение» выступает и как разновидность со­циальных отношений. Степень авторитетности субъек­та авторитета находится в прямой зависимости от отра­жения им в своей теоретической и практической дея­тельности социальных интересов общества. Эта зависи­мость лежит в основе противоречий авторитета как со­циального явления. Объективная общность интересов предполагает социально-классовый, уровневый подход к авторитету, выраженный его внутренним и внешним содержанием.

Внешнее и внутреннее содержание авторитета обосно­вывает уровни его проявления,

среди которых обычно выделяют следующие: личностный (конкретно представ­ляемый, личный); ассоциативный (группа, объедине­ние, имеющие одну определенную социально-деятельностную ориентацию); межассоциативный (различные организации, союзы); фортационный (общественно-эко­номическая система); цивилизованный (ценности, со­циально-политические, духовно-идеологические и дру­гие признаки). Критерием авторитета личности высту­пает соответствие ее социального поведения и обществен­но-полезного труда «социальным заказам» общества. Важными его компонентами являются также социальная активность личности, ее социально-политические, нрав­ственные качества, социальный статус и т.д.

С авторитетом личности граничат такие понятия, как авторитет должности и престиж.

Должностной авто­ритет (формальный) — это авторитет определенного социального статуса

(см. Статус социально-психологи­ческий), социальной позиции, социально-ролевой уста­новки и т.д. Он выступает потенциальной основой для личностного авторитета. Можно выделить внутреннюю структуру авторитета должности: это авторитет долж­ностного лица в оценках вышестоящих уровней управ­ления и авторитет среди подчиненных. Активную роль в осуществлении авторитета личности играет постоян­но действующая система «авторитет—престиж». Авто­ритет и престиж это не синонимы, хотя можно выявить между ними и прямые связи.

Престиж более символичен, чем материален, он выступает только как рабочая функция в механизме авторитетных отношений. Объект авторитета неразрывно связан с его субъектом и непос­редственно зависит от взаимодействия с ним. В каче­стве него выступают общественные отношения, соци­альные общности людей и даже конкретный человек как сущностное выражение всех этих отношений и общностей. Общественную верификацию степени автори­тетности определенного лица осуществляет обществен­ное мнение.

Значение оценок авторитета субъекта его объектом во многом определяется социально-политической атмосферой общественно-экономической формации, в которой происходит эта оценка. Такие демократичес­кие механизмы, как гласность, политический плюра­лизм, конструктивная самокритика, обусловливают про­цесс понимания, стимулируют познавательную актив­ность объекта. Они являются предпосылкой объектив­ной оценки субъекта авторитета. Также среди призна­ков авторитета как социального механизма можно вы­делить: наличие в нем множество элементов; подвиж­ность структуры; организацию элементов в систему; про­цесс преобразования абстрактно-потенциальных возмож­ностей субъекта в творческо-преобразовательную дея­тельность; регулятивная способность совокупного воз­действия элементов субъекта на социальный объект; зависимость авторитета и его управляемость в социаль­ной организации; зависимость эффективности действия этого механизма от его соответствия объективным за­конам общественного развития.

Являясь объективной потребностью функциониро­вания общества,

авторитет как социальный механизм присутствует во всех общественно-экономических фор­мациях. В связи с этим различают исторические типы авторитета, каждый из которых соответствует опре­деленной формации: общественно-родовой (неофици­альный); государственный (официальный). Проявле­ние авторитета в главнейших сферах общественной жизни соответствует его видам. Обычно выделяют экономический, производственный, политический, моральный, нравственный, идеологический, религиоз­ный, творческий, научный, педагогический, семейный, родительский, общественный, социальный и другие виды авторитета. Каждый из ни связан как с той или иной общностью, так и с определенной сферой соци­альной жизни и будет проявляться где-то на пересе­чении целой системы социальных связей.

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также: